– Алексей, ваша работа связана с сохранением наследия. Откуда у вас тяга и любовь к этому?
– Меня к этому побудил славный город Кимры, в котором я родился и жил до окончания школы. А точнее, наследие, которое находится в городе Кимры в неудовлетворительном, мягко говоря, состоянии. В частности, наш знаковый памятник Гостиный двор – торговые ряды, которые образуют ядро бывшей Соборной, а ныне Театральной площади. Прекрасное здание, построенное по образцу ГУМа на Красной площади в Москве. К сожалению, с 90-х годов оно пребывает в заброшенном, разрушенном состоянии. Получается, что я с детства смотрел на это здание. И у меня возникла идея, что я обязательно пойду учиться на реставратора, приеду в родной город и подниму его из руин. И хотя с этим зданием пока не получилось, мы активно общаемся с его нынешним собственником: я ему помогаю в разработке проектной документации. Может быть, когда-нибудь это здание будет приведено в порядок. И моя мечта, благодаря которой я стал реставратором, сбудется.
– Мечта действительно всегда имеет несколько отложенный эффект. Но я хочу поговорить о другой истории вполне себе федерального значения, когда была одержана победа в схватке за другой дом в городе Кимры. Собственно говоря, это тот дом, в котором сейчас располагается «Дом кустаря» (теперь это НКО и культурный центр города. – Ред.). Насколько я понимаю, он тоже немолодой – ему около 100 лет. Дом интересен по целому ряду причин. Во-первых, как архитектурная ценность и наследие. Во-вторых, насколько я помню, там проживал известный инженер Туполев. Но в итоге там открылся «Дом кустаря», а не «Дом академика». Расскажите эту историю.
Фото: Культурный центр "Дом Кустаря" / vk.com
– Эта история началась в 2018 году, когда мы с Алёной Крутовой начали организовывать в Кимрах ячейку федерального фестиваля «Том Сойер Фест». Мы выбирали дом, ходили по улицам, смотрели. И так получилось, что первым домом, в который мы постучались, оказался именно этот. Он привлёк нас своими тёмными старинными досками, фасадом, очень красивыми наличниками. К сожалению, дом на тот момент уже был расселён. Оставалась всего одна жительница, которая собирала вещи и готовилась уехать оттуда. Она к нам вышла, мы пообщались, подружились. Галина Викторовна Скоробогатова оказалась прекрасным человеком, старожилом дома. Она рассказала нам историю этого дома, про Туполева, про Шокина. Местные называли этот дом «Дом Туполева». Мы стали интересоваться почему, стали раскручивать эту историю, я обратился в Кимрский краеведческий музей, в тверской ВООПик (Всероссийское общество охраны памятников). Мы узнали, что этот дом был объявлен аварийным и отправлен под снос.
После мы работали в тесной связке с Галиной Викторовной и её двумя дочерями – Любовью и Надеждой, которые очень переживали за это дом. Я решил помочь. И, что называется, всё завертелось, закрутилось, начались переговоры с местной администрацией. На тот момент мэром города у нас была Светлана Васильевна Брагина. Она понимала все мои переживания. Но закон есть закон, дом нужно было снести. Поэтому мы решили признать его памятником архитектуры (на тот момент памятники архитектуры по закону сносить было нельзя, даже если они аварийные). Спустя полтора года у нас это получилось. Эта история обрела медийный характер. Сюда приехали журналисты, в том числе и с федеральных каналов. Слух дошёл до губернатора. И было дано поручение этот дом сохранить. И с тех пор от дома, можно так сказать, отстали. Потом, после того как дом был спасён, история продолжилась уже с другим руководителем города – Балковой Ириной Макарьевной. Она посоветовала мне создать некоммерческую организацию, чтобы передать дом в безвозмездное пользование. И в 2021 году этот дом был передан. В 2022 году я оформил некоммерческую организацию, которую назвал «Культурный центр “Дом кустаря”». Потому что первый владелец дома Владимир Спиридонович Шокин был кустарём, сапожником.
– Расскажите поподробней о нём.
– Первая фабрика в городе Кимры (тогда ещё в селе Кимры) открылась только в 1904 году. А до этого обувной промысел был в основном кустарным, то есть домашним. И Владимир Спиридонович был таким сапожником-надомником. На территории дома сохранилась его мастерская (точнее, её остатки, руины), сохранилась торговая лавка, ну и, собственно, сам дом. Это такая классическая городская мещанская усадьба.
Фото: Культурный центр "Дом Кустаря" / vk.com
– А почему местные называли этот дом «Домом Туполева»?
– В нём действительно в 20-е годы ХХ века (с 1927-го по 1928 годы) бывал авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев. Родовое имение Пустомазово, где Туполев родился, было изъято у семьи (они были обедневшие дворяне). Сестра Туполева (на тот момент единственная остававшаяся жить в этом родовом имении) была вынуждена выехать оттуда и искать кров. Мы предполагаем, что Туполев и Шокин были дружны. Поскольку Владимир Спиридонович был одним из крупных промышленников, предпринимателей на тот момент, его много кто знал в Кимрском уезде. И так сложилось, что сестра Туполева поселилась в этом доме, Шокин приютил её здесь. На втором этаже сохранилось помещение – прекрасная гостиная, в которой сестра Андрея Николаевича со своим мужем жили около полутора лет. А Туполев сюда приезжал. Тогда он уже был довольно известным человеком, занимался вместе с Жуковским проектированием самолётов в Подмосковье. Он пытался вернуть родовое имение Пустомазово в собственность семьи, но, к сожалению, суды проиграл и в 1928 году навсегда покинул Кимры. А в 1929 году Шокина репрессировали, дом отняли, и он стал коммунальным, коим и являлся до 2017 года, пока его не расселили.
– То есть за год до того, как вы обратили внимание на этот дом?
– Как раз было 130 лет со дня рождения Андрея Николаевича Туполева. В общем, карты легли так, что нужно было срочно дом спасать. А потом оказалось, что на кимрской земле это вообще единственный сохранившийся целиком дом, связанный с именем Андрея Николаевича Туполева. Родовое имение Пустомазово было утрачено в советские годы. Другие дома, в которых Туполев бывал в Кимрах, также были утрачены. И я за него ухватился, зацепился за всю эту историю и постепенно стал это всё раскручивать, сохранять, реставрировать. Дом действительно уникальный. Это единственный в Кимрах дом, сохранивший полный комплекс отделки в дореволюционном стиле. Там под обоями каждое помещение расписано в своём стиле. Это уникальное явление, единственное в Кимрах. Больше, к сожалению, таких домов у нас не сохранилось. Как я рассказываю на экскурсиях, дом спасла бедность. Как Италию в своё время спасла бедность, все известные мировые памятники итальянской архитектуры, так и кимрскую архитектуру, к сожалению или к счастью, спасла бедность. Почти ничего не менялось с того времени, как Шокин и Туполев покинули этот дом. Поэтому он подлинный. И когда люди приезжают, они видят, что это не новодел, не реставрация, а подлинник. А туристы всегда едут за подлинниками.
Фото: Культурный центр "Дом Кустаря" / vk.com
– И тут у меня сразу рождаются два вопроса. Вот есть две крупные фигуры – человек-кустарь Шохин и авиаконструктор Туполев, мощный культурный феномен, особенно в наше время, когда (в большой степени искусственным образом) подогревается любовь ко всему советскому. И из этих двух имён вы выбираете кустаря. Первый вопрос: почему всё-таки кустарь, а не Туполев? А второй вопрос: есть ли у вас какая-то философия, какое-то сообщение, кроме того, что просто нужно сохранить сам дом?
– Андрей Николаевич Туполев – известная мировая фигура. В нашей стране очень много музеев, посвящённых ему. В музее в Монино есть экспозиция, связанная с Туполевым, есть музей в Устиново недалеко от села Пустомазово, где Туполев родился, есть экспозиция в Кимрском краеведческом музее, есть памятник в городе Кимры. Я считаю, что Андрею Николаевичу уже отдана дань памяти и уважения нашими современниками и не только. Но его всегда показывают как авиаконструктора, как инженера, человека, который создал практически с нуля нашу авиационную промышленность, стал заниматься её систематизацией. Мне же хотелось показать больше Туполева как человека, который любил классическую музыку, живопись, который очень хорошо рисовал, который обладал прекрасным музыкальным вкусом, который был примерным семьянином, хранителем домашнего очага. Мне хотелось показать Туполева через призму дома, тёплого семейного очага, включить Туполева в экспозицию, в историю этого дома, но не делать на нём акцент, а показать его в виде одной из страниц истории этого дома через призму семьи, любви, верности жене, семье, стране.