Тришкин кафтан Минздрава

Фельдшер Марина Давыдова о попытке сделать врачей вахтовиками

Фото: Константин Чалабов/РИА Новости

Фото: Константин Чалабов/РИА Новости

Как известно, в России две беды: дураки и дороги. В последнее время можно добавить и третью беду: стойкий дефицит кадров в социально значимых профессиях. В школах не хватает учителей, в детских садах – воспитателей, в больницах и поликлиниках – врачей и медсестёр, в «коммуналке» – слесарей и электриков.

Надо сказать, что чиновники, депутаты и прочие уважаемые люди третью беду регулярно замечают и один за другим выдают предложения о том, как устранить вышеупомянутый дефицит. Правда, особым разнообразием эти предложения не отличаются и сводятся главным образом к «а давайте подкинем им немного деньжат» или «а давайте вернём распределение». Конечно, встречаются и куда более оригинальные идеи, как, например, рожать побольше детей, чтобы они стали электриками, или запретить молодым врачам работать в частных клиниках.

Не так давно чиновники на самом высоком уровне снова озаботились тем фактом, что медицинских работников в государственных больницах и поликлиниках явно недостаточно, и пациенты вынуждены проводить в очередях по несколько часов, а в ожидании приёма узкого специалиста/высокотехнологичного исследования – месяцы. Ситуация с некоторыми плановыми операциями ещё печальнее – оперативное вмешательство для удаления катаракты можно ждать шесть месяцев, а эндопротезирование сустава – два с лишним года. И дело тут не только в ограниченном количестве квот. Дефицит врачей, фельдшеров, медицинских сестёр и акушерок таков, что специалисты, необходимые для покрытия этого дефицита, могли бы составить население небольшого города.

Что же предлагается на этот раз? Если верить «Медвестнику», то:

«… Глава Минздрава Михаил Мурашко пообещал, что к 2030 году ведомство планирует перераспределить 6000 врачей профильных специальностей в другие медицинские учреждения для работы вахтой. «Система вахтовых форматов направления медицинских работников (…) зарекомендовала себя хорошо и успешно. Но она должна реализовываться не только в формате помощи новым субъектам России. У нас есть и российская глубинка, где также надо». Кроме того, на ликвидацию кадрового дефицита, по мнению Мурашко, будет работать разрешение ординаторам второго года работать в медицинских учреждениях врачами-стажёрами».

«Весной 2024 года вице-премьер правительства РФ Татьяна Голикова заявила, что медики из стационарных учреждений с профицитом по персоналу могут работать вахтовым методом в сельских и отдалённых населённых пунктах, чтобы ликвидировать кадровый дефицит в этих районах». Правда, где находятся эти замечательные стационары с «профицитом по врачебному и среднему медицинскому персоналу», госпожа Голикова сообщать не сочла нужным, ограничившись лишь кратким замечанием, что, мол, об этих стационарах и так «все знают». Не дали этой информации и в аппарате Татьяны Голиковой.

Итак, два высокопоставленных чиновника решили воспользоваться старой, описанной ещё И. А. Крыловым методикой, называющейся «тришкин кафтан». Методика эта, скажем так, довольно сомнительна – особенно в применении её не на тряпках, а на людях, но такая «мелочь» уважаемых людей, оказавшихся во главе исполнительной власти, похоже, не волнует. Тем более, что с момента выдвижения этих блестящих инициатив прошло не так уж и мало времени, а условия работы врачей-«вахтовиков» отчего-то до сих пор не обнародованы.

Что же это такое – вахтовый метод работы (с которым, к слову, давно и не понаслышке знакомы многие жители отдалённых деревень и ПГТ)? Согласно определению ТК РФ, это особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено их ежедневное возвращение в место постоянного проживания. Иными словами, вахтовики заезжают работать на определённый период и пашут там без выходных и проходных, потом возвращаются домой на пару недель или месяц, и после отдыха снова едут зарабатывать деньги.

Будет ли такая практика применена в отношении врачей? Несомненно, будет, но есть один нюанс. С высокой долей вероятности врача, отпахавшего на вахте где-нибудь в посёлке Нижние Петрушки или в селе Кривые Заборы, сразу после возвращения в город отправят на основное место работы. Какой такой отдых? Городские пациенты никуда не делись, а подменять уехавшего было некому.

Каким будет качество работы у хронически усталого врача, нетрудно догадаться.

Согласно всё тому же определению ТК РФ, «работники, привлекаемые к работам вахтовым методом, в период нахождения на объекте производства работ проживают в специально создаваемых работодателем вахтовых посёлках, представляющих собой комплекс зданий и сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности указанных работников во время выполнения ими работ и междусменного отдыха, либо в приспособленных для этих целей и оплачиваемых за счёт работодателя общежитиях, иных жилых помещениях». Кто-нибудь может себе представить, что Минздрав озаботится созданием нормальных жилищных условий для медицинских работников, выезжающих на вахту? Скорее всего, врачу-«вахтовику» будет предоставлена полная свобода искать съёмное жильё самостоятельно, и счастье ещё, если принимающее ЛПУ будет компенсировать расходы на съём квартиры (и что врач вообще будет жить в благоустроенной квартире, а не в домишке с печным отоплением и туалетом на улице).

Ну, и самый болезненный вопрос – оплата труда врачей, приехавших на время работать в глушь. Ни для кого не секрет, что люди едут на вахту за длинным рублём, и если зарплата на вахте не будет намного выше, чем в родных пенатах, ни один здравомыслящий человек не поедет туда работать. Медики – не исключение. Но довольно наивно думать, что врачам-«вахтовикам» (равно как и фельдшерам, и медсёстрам) за работу в глубинке будут назначены куда большие зарплаты, чем в городах-миллионниках и областных центрах. Потому что денег нет, и вообще, врач – это призвание, и вы Гиппократу клятву давали.

Есть и ещё одна проблема, которая наглядно показывает, что и излюбленный чиновниками метод тришкина кафтана применить будет не всегда возможно. Даже если допустить существование стационаров с профицитом сотрудников, профицита того на всю страну явно не хватит. Зато медицинских учреждений с дефицитом сотрудников – хоть пруд пруди. И откуда, спрашивается, брать врачей «на вахту» в какой-нибудь богом забытый посёлок, если их и в ближайшем областном центре не хватает?

Все эти вопросы до сих пор остаются без ответа, и даже если задать их Минздраву напрямую, внятного ответа не будет. Возможно даже, ответа не будет вообще никакого – тем более, что в Минздраве не так давно занялись куда более важным делом – введением цветовой дифференциации штанов, то есть разработкой рекомендаций по дресс-коду сотрудников поликлиник.

На этот раз работа пошла быстрее и успешнее, и на данный момент методические рекомендации по внешнему виду сотрудников поликлиник уже выпущены. Там детализированы особенности одежды для разных категорий сотрудников, включая используемые цвета и материалы. Кроме этого рекомендации впервые описывают требования к причёске, макияжу, украшениям, колготкам и обуви.

Теперь-то российская медицина точно воспрянет и заработает как надо. Ведь ей только регламентирования цветовой гаммы рабочей одежды и фасона халатов недоставало.

Читайте также