В последние годы отмечается рост спроса на успокоительные и антидепрессанты. С одной стороны, это не удивительно, так как наше время приносит много плохих новостей. С другой стороны, проблема широкого распространения тревожных расстройств, депрессий стоит уже давно. И хотя в процентном соотношении к числу всего населения земного шара это не запредельные цифры, но и совсем не малые, вполне сравнимые с пандемией коронавируса. Так, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, от депрессии страдает каждый 20-й взрослый. Согласно оценкам ВОЗ, депрессию испытывает 3,8% населения, в том числе 5% взрослых людей и 5,7% людей в возрасте старше 60 лет. А если проценты перевести в цифры, то получится, что во всём мире от депрессии страдает порядка 280 миллионов человек. Ежегодно более 700 000 человек кончают жизнь самоубийством, наиболее подвержены этому подростки и молодёжь 15–29 лет.
Депрессия является следствием сложного взаимодействия социальных, психологических и биологических факторов. Биологическая модель основана на идее, что тревожность и депрессия вызваны химическим дисбалансом в мозге. Генетики заявляют, что у каждого человека есть гены, которые могут отвечать за склонность к депрессии. Интересно, что некоторые из них также отвечают и за склонность к ожирению. Биологические факторы несомненно есть, так как мы видим, что депрессия может коррелировать с некоторыми заболеваниями, например с болезнями щитовидной железы. С другой стороны, у людей с депрессией больше рисков приобрести себе проблемы с сердечно-сосудистой системой, например тромбоз вен или инфаркт и другие проблемы с сердцем.
Но всё же это не единственные причины. Очень важны и социальные факторы, факторы окружающей среды. Учёные давно склоняются к тому, что самые разные заболевания в нашем организме могут иметь общую отправную точку. Этот подход принято называть холистическим, то есть когда всё со всем через что-то связано. Так, например, эксперты в иммунологии и аллергологии обращают наше внимание на взаимосвязи здоровья человека, животных и окружающей среды. Землепользование и урбанизация влияют на миграцию животных, климат, перенаселение и многое другое. Поэтому они призывают нас быть ответственной частью биоценоза: чтобы люди объединили свои усилия в различных секторах, включая общественное здравоохранение, ветеринарию, экологическую науку и социальную сферу, так как бездумное, недальновидное поведение вредит не только природе, но и нам самим. Так, влияние загрязнённого воздуха и шума в детстве, по некоторым исследованиям, увеличило риск развития ментальных проблем в молодости в среднем на 10%.
Но есть же не только уровень чисто биологический или даже более широкий – биоценоза, но и ноосфера. Это своеобразная «мыслящая» оболочка, про которую в начале ХХ века писали Пьер Тейяр де Шарден и Эдуард Леруа. Владимир Иванович Вернадский надеялся, что она может быть разумной. Но, честно говоря, если тут полагаться только на человека, то эти вопросы не находят своего ответа, так как лежат в другой плоскости, за рамками научного знания. Очень жаль, что мы сейчас склонны его преувеличивать и приуменьшать другие виды познания – например, творческие прорывы, интуиции, пророческое знание.
Как мы видели выше, если болеет какая-то сфера, то это отражается и на человеке. Так же и в ноосфере. Так, учёные в Китае обнаружили, что люди, которые вспоминали, как их била мать в раннем возрасте, сообщали о симптомах депрессии во взрослом и пожилом возрасте. Наши учёные тоже подтверждают, что низкие доходы, невысокий уровень образования, одиночество и факт отсутствия работы ‒ всё это чревато возникновением тревожных расстройств и депрессий. Злоупотребление же алкоголем просто смертельно опасно, так как повышает суицидальные риски.