Взяв ипотечный калькулятор domclick.ru, легко посчитать, что по нынешней ставке ежемесячный платеж за однокомнатную квартиру в российском областном центре – стоимостью примерно 3 млн рублей, при сроке кредита 30 лет, и первоначальном взносе 1/6 цены квартиры – составит порядка 50 тыс рублей в месяц. В Москве, за однушку стоимостью 10 млн рублей, придется 30 лет выплачивать примерно 160 тыс рублей в месяц. Это нереальные деньги для средних российских работающих потенциальных покупателей квартир.
Пока рынок недвижимости переваривает поток тех, кто успел вскочить в последний вагон, и взять льготную ипотеку в начале лета 2024 года. Стройка еще не остановилась, мало того, во многих строящихся домах все квартиры раскуплены на корню. Но это, судя по всему, был последний рывок к собственным квартирам.
«Берите, скоро это закончится»
Несколько лет, с 2020 года, страна переживала ипотечный бум – ставки льготной ипотеки были от 6% до 8%. Сельская ипотека, брать которую можно было под покупку или строительство домов в пригородах, начиналась с 2% годовых.
Помню, как в офисе одного из банков, когда начинались программы льготного ипотечного кредитования, я встретила знакомого предпринимателя «первой волны», человека, прошедшего ваучерную приватизацию, дефолт, становление рынка акций и так далее. Он горячо начал убеждать меня, что надо срочно получать ипотечный кредит, потому что долго такие ставки в нашей стране не продержатся. «Я, – говорил он, – велел своим сотрудникам взять ипотеку. Потом они мне за этот совет по гроб жизни должны будут». Сейчас выяснилось, что этот человек был прав.
Фото: Никеричев Андрей / Агентство «Москва»
Три поколения на 33 квадратных метрах
«Квартирный вопрос» в России стабильно портил людей с 1920-х годов, когда началась мощная индустриализация и переселение деревенской страны в города. В деревне все решалось проще: когда появлялась молодая семья, вся родня и соседи собирались на «толоку», и за пару дней строили новую избу. В городе же все было иначе.
Не помогло превращение в коммунальные квартиры доходных домов и особняков дореволюционной постройки, «уплотнение» и выселение бывших хозяев этих домов и квартир – экстенсивный рост населения городов создавал огромную скученность в комнатах этих коммуналок. Сталинские кирпичные дома с отдельными квартирами строились для избранных.
Только лишь началом массового промышленного домостроения народ стал переезжать из бараков и коммуналок в отдельные квартиры. Жильем людей обеспечивали предприятия, на которых они работали – не сразу, а через несколько лет. Вопреки расхожему мнению, жилье не было бесплатным. Человек отрабатывал полученную квартиру, оплачивал ее своим трудом. Причем в собственности эти квартиры не были, их нельзя было завещать, продать, и так далее. Приватизация советского жилого фонда произошла только в 1990-е.