Ипотека – всё? 

В России закончилась удивительная эпоха решения пресловутого «квартирного вопроса» посредством ипотечных кредитов. Самое время окинуть ее ретроспективным взором

Фото: Майя Жинкина / Коммерсантъ

Фото: Майя Жинкина / Коммерсантъ

16 сентября ожидается пересмотр условий предпоследней остающейся в России льготной ипотеки. Сельская ипотека под 3% будет выдаваться только для объектов, расположенных не ближе 50 км от областных центров. Осталась последняя льготная программа – для айтишников. Но банковские лимиты по ней выбирают Москва и Санкт-Петербург. 

Платежи стали нереальными

«Нет ничего страшнее российской ипотеки!» – пафосно заявила моя живущая в Калифорнии подруга несколько лет назад. В США уже много лет ипотечные кредиты выдаются под 4% годовых. Несколько поколений успели вырасти в домиках с собственной лужайкой в предместьях-субурбиях (sub-под, urb-город, дословный перевод «под городом»).

Подруга, как выяснилось, ошибалась. Страшнее российской ипотеки под 12% годовых (о которых шла речь в нашем разговоре в 2019 году) может быть только российская ипотека под 22,5% годовых. Именно под такой процент после последнего повышения ключевой ставки Центробанка в июле 2024 года стали кредитовать желающих купить квартиры российские банки.

Взяв ипотечный калькулятор domclick.ru, легко посчитать, что по нынешней ставке ежемесячный платеж за однокомнатную квартиру в российском областном центре – стоимостью примерно 3 млн рублей, при сроке кредита 30 лет, и первоначальном взносе 1/6 цены квартиры – составит порядка 50 тыс рублей в месяц. В Москве, за однушку стоимостью 10 млн рублей, придется 30 лет выплачивать примерно 160 тыс рублей в месяц. Это нереальные деньги для средних российских работающих потенциальных покупателей квартир.

Пока рынок недвижимости переваривает поток тех, кто успел вскочить в последний вагон, и взять льготную ипотеку в начале лета 2024 года. Стройка еще не остановилась, мало того, во многих строящихся домах все квартиры раскуплены на корню. Но это, судя по всему, был последний рывок к собственным квартирам.

«Берите, скоро это закончится»

Несколько лет, с 2020 года, страна переживала ипотечный бум – ставки льготной ипотеки были от 6% до 8%. Сельская ипотека, брать которую можно было под покупку или строительство домов в пригородах, начиналась с 2% годовых.

Помню, как в офисе одного из банков, когда начинались программы льготного ипотечного кредитования, я встретила знакомого предпринимателя «первой волны», человека, прошедшего ваучерную приватизацию, дефолт, становление рынка акций и так далее. Он горячо начал убеждать меня, что надо срочно получать ипотечный кредит, потому что долго такие ставки в нашей стране не продержатся. «Я, – говорил он, – велел своим сотрудникам взять ипотеку. Потом они мне за этот совет по гроб жизни должны будут». Сейчас выяснилось, что этот человек был прав.

Фото: Никеричев Андрей / Агентство «Москва»
Фото: Никеричев Андрей / Агентство «Москва»

Три поколения на 33 квадратных метрах

«Квартирный вопрос» в России стабильно портил людей с 1920-х годов, когда началась мощная индустриализация и переселение деревенской страны в города. В деревне все решалось проще: когда появлялась молодая семья, вся родня и соседи собирались на «толоку», и за пару дней строили новую избу. В городе же все было иначе.

Не помогло превращение в коммунальные квартиры доходных домов и особняков дореволюционной постройки, «уплотнение» и выселение бывших хозяев этих домов и квартир – экстенсивный рост населения городов создавал огромную скученность в комнатах этих коммуналок. Сталинские кирпичные дома с отдельными квартирами строились для избранных.

Только лишь началом массового промышленного домостроения народ стал переезжать из бараков и коммуналок в отдельные квартиры. Жильем людей обеспечивали предприятия, на которых они работали – не сразу, а через несколько лет. Вопреки расхожему мнению, жилье не было бесплатным. Человек отрабатывал полученную квартиру, оплачивал ее своим трудом. Причем в собственности эти квартиры не были, их нельзя было завещать, продать, и так далее. Приватизация советского жилого фонда произошла только в 1990-е.

Сколько трагедий, поломанных судеб было связано с отсутствием своего жилища! Десятилетиями в родительских хрущевках жили взрослые дети, со своими семьями. Иногда на 33 квадратных метрах собирались три поколения.

Советская семья индустриальной эпохи редко могла позволить себе больше двух детей. Их просто некуда было поселить.

А потом, когда «давать» квартиры перестали, и их надо было покупать, стало еще хуже. Демографическая яма 1990-х во многом обусловлена этим фактором: как родить ребенка, если единственный шанс на свое жилье – это унаследовать бабушкину квартиру? Такие шансы были далеко не у всех.

Появилось, куда жить

Последние 15 лет в этом отношении были просто каким-то чудом. Родители продали дачу или гараж, наскребли денег на первоначальный взнос – и вот уже у студента появляется своя квартирка-студия. Ежемесячный платеж был как платеж за аренду квартиры – в случае студии в областном центре примерно 15 тысяч рублей в месяц. Потом студию можно было продать, взять новую ипотеку, чтобы купить квартиру побольше, и так до бесконечности.

Сельская ипотека стимулировала развитие коттеджных поселков. В прошлом году я беседовала с застройщиками поселков с типовыми каркасными домами, которые строили их под ключ буквально за месяц. Они уверяли, что у них часто покупали домики те, кто выбирал между таким домом и однокомнатной квартирой в спальном районе – с перспективой расширения семьи.

Во-первых, время ковида стало ясно, что свой участок, даже величиной с салфетку – это огромный плюс. А во-вторых, если появится ребенок (первый, второй, третий) к домику можно пристроить дополнительную жилую площадь, а квартиру пришлось бы менять.

Национальной идеи не получилось

Пригородное строительство могло бы стать хорошей национальной идеей. Напомню цитату из старого доброго комедийного сериала «Альф-иноплатнетян» – про инопланетянина, живущего в простой американской семье:

Кадр из сериала «Альф-иноплатнетян». Фото: Alien Productions
Кадр из сериала «Альф-иноплатнетян». Фото: Alien Productions

- Альф, как ты думаешь решить проблему бездомных?

- Уже решил!

- Как решил?

- Для каждого из них строится дом.

- А что ты думаешь делать с безработницей?

- Её уже нет. Все строят дома!

- Может и войн больше нет?

- А кому воевать? Все бегают, обои для новых домов выбирают.

Увы, переключить экономику на столь мирные рельсы не вышло. 

Читайте также