Алексей Орлов, Санкт-Петербург
Алексей, пожалуй, самый известный незрячий экскурсовод России. Его называют единственным гидом с нарушениями зрения, владеющим навыком эхолокации. Этот навык чем-то похож на тот, который применяют для ориентации в пространстве дельфины и летучие мыши. Человек издаёт звуки и улавливает их же, когда они отражаются от различных предметов. Так с помощью звуков он может «видеть» окружающее.
Алексей родился и вырос в Санкт-Петербурге и настолько хорошо освоился в городе, что с 2016 года стал знакомить с ним всех желающих. Но – необычным образом. Алексей придумал проект «Осязаемый Петербург» – экскурсии, на которых люди познают город с помощью слуха, осязания и на ощупь. В течение двух часов участники с завязанными глазами гуляют по паркам, ездят в общественном транспорте, преодолевают перекрёстки и оживлённые улицы, сидят в кафе. Цель – дать почувствовать город, научить доверять и взаимодействовать с другими людьми.
Сам Алексей, незрячий с рождения, доверять миру учился с детства. Родители отпускали сына на улицу одного, позволяли исследовать пространство вокруг дома, ходить в магазин. Детство проходило так же, как и у остальных детей: с играми на площадках, катанием на аттракционах. В школу для слепых и слабовидящих детей Алексей также добирался сам – на метро и наземным транспортом. После школы окончил РГПУ им. А.И. Герцена по специальности «Культурология». Учился с другими студентами на общих основаниях – использовал ноутбук и на него конспектировал различные лекции. Это и позволило стать абсолютно мобильным и социализированным.
– Меня всегда интересовала деятельность, связанная с управлением аудиторией, передачей знаний. И когда я окончил вуз, решил, что смогу стать экскурсоводом – работать фактически по специальности. Так и появился мой проект. В Санкт-Петербурге тогда ничего подобного не было, людям это было в новинку и любопытно: тебя по городу водит слепой человек, и ты, лишённый, пусть и на время, зрения, доверяешь слепому свою жизнь. На первые экскурсии приходило по 2–3 человека, но многие, когда видели нашу группу, подходили и интересовались, что происходит, записывали мой номер, чтобы потом прийти на такую же экскурсию, – рассказывает Алексей.
Для Алексея любая экскурсия – это сложно, поскольку нужно энергетически вкладываться в людей. С другой стороны, нет ничего проще, чем гулять с людьми по городу и получать за это деньги, – шутит молодой человек. Помимо экскурсий сейчас он проводит тренинги по тому же принципу: люди надевают маски и учатся взаимодействовать друг с другом без зрительного контакта. Алексей считает, что в этом и есть его миссия – давать людям новые ощущения и возможность раскрыть в себе новые навыки.
– К сожалению, у нас принято относиться к незрячим как к инвалидам, неполноценным. Так рассуждают и многие работодатели. Если приходит человек с нарушением зрения, он даже не доходит до собеседования. При этом работодателям даже может быть выгодно брать на работу инвалидов. Насколько я знаю, в таких случаях и налоги ниже, и выделяются какие-то деньги на зарплаты. Незрячие могут работать музыкантами, массажистами, преподавателями, юристами, программистами. Возможностей много, и жизнь незрячего человека тоже может быть полной, – отмечает Алексей.
Татьяна Брагина, Екатеринбург
Татьяна – инвалид по зрению с рождения: один глаз у неё не видит полностью, второй слегка ощущает свет. Татьяна ласково называет себя «ёжиком в тумане, который подался в пираты». Несмотря на недочёты по зрению, Татьяна участвовала во всех авантюрах наравне с другими детьми: играла в прятки, лазала по деревьям, соревновалась с друзьями в догонялки. Взрослые, на которых неизбежно налетала в процессе игры маленькая Таня, укоризненно спрашивали: «Не видишь, куда несёшься? Ты что – слепая?». Таню это обижало, но не слишком. Обижаться было некогда, дел было невпроворот: Татьяна рисовала, лепила из пластилина, играла на пианино. А потом поступила в специализированную школу, окончив которую, поступила в Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ) и получила высшее образование по специальности «Психолог». Училась – как все, только что лекции записывала не от руки, а на кассеты, а экзамены сдавала только устно, даже русский язык: проговаривала текст диктанта по буквам и знакам препинания. Во время учёбы в университете познакомилась с будущим супругом, родила сына, а когда тот подрос, решила, что пора выходить на работу.
Сначала работала в социальном колл-центре оператором – консультировала людей по телефону, куда им обратиться с той или иной проблемой, как найти ближайший пенсионный фонд или отдел соцзащиты. Но в работе не хватало творчества и ещё хотелось интеллектуально развиваться. На тот момент Татьяна занималась в театральной студии, и там ей рассказали, что скоро в городе откроется галерея, где будут проводить экскурсии в полной темноте, и туда нужны гиды. Татьяна решила попробовать, прошла несколько этапов собеседования и стала одним из 16 счастливчиков, которых отобрали из 40 желающих.
Галерея «Смотри сердцем», куда поступила на работу Татьяна, предлагала экскурсантам четыре локации: квартира, природа, бар и базар. Все – в полной темноте. В этих условиях незрячие гиды проводят дни рождения, свидания, мастер-классы по кулинарии, живописи, созданию духов и просто экскурсии, помогая участникам окунуться в новый для них мир. Есть экскурсии, которые начинаются ещё на улице: участникам надевают светонепроницаемые повязки и ведут несколько минут по переулкам, а уже в галерее в полной темноте повязки снимают.
– Поначалу я сильно волновалась. Мне важно, чтобы человеку было комфортно, поэтому я стараюсь погружать в незнакомую атмосферу постепенно, отдаляясь по мере того, как люди адаптируются и начинают расслабляться. Неловкие ситуации всё равно случаются. Например, идёшь-идёшь и понимаешь, что привела людей туда, где вы уже были. Или вот однажды я наливала напиток в «баре», и упаковка вывалилась у меня из рук, всё вокруг залило. Пришлось одновременно искать салфетки, убирать и разговаривать с людьми, оборачивая всё в шутку. Но люди приходят за новым опытом и ощущениями, поэтому, как правило, относятся к таким казусам с пониманием, – рассказывает Татьяна.
Самым сложным оказался случай, когда на «незрячую» экскурсию записались сразу четыре колясочника, и девушке пришлось ориентировать в пространстве их и их сопровождающих.
– Чувствовала себя регулировщиком! Хорошо, у меня опыт общения с такими людьми благодаря театральной студии большой, и я даже танцевать могу с человеком на коляске, – смеётся Татьяна.
А однажды один из пришедших не поверил девушке, что она не зряча, и решил проверить.
– Он подходил ко мне то с одной стороны, то с другой, резко замолкал, заходил сзади, а потом буквально опустился на четвереньки. Я говорю: «Вы что же – решили галерею исследовать ползком?». А он мне на это: «А как вы догадались?». Я и ответила, что всё понятно по его дыханию, – вспоминает Татьяна.
Для самой Татьяны вся жизнь – это сплошная экскурсия и новый опыт. На привычном маршруте от дома до работы то и дело возникают препятствия – припаркованные в неожиданном месте авто, службы доставки, а то и люди, желающие «нанести добро».
– Например, как-то я зашла в торговый центр и стала двигаться к лифту. И вдруг меня подхватила девушка и спросила, на какой мне этаж. Я отвечаю: «На пятый». И она без дальнейших разбирательств отправила меня на эскалатор, на котором я приехала на второй этаж, а сама убежала. Я стою и думаю: «Ну класс. Теперь мне мало того что надо найти эскалатор вниз, так ещё и прийти на исходную точку, чтобы добраться до лифта, на котором я обычно езжу». Многие люди, желая помочь, только путают или пугают. Если вы на самом деле хотите помочь незрячему, прежде всего нужно у него развёрнуто спросить, куда ему надо, уточнить всю информацию, а потом уже так же развёрнуто давать совет или провожать. Или же просто спросить: «Как вам помочь?». И ни в коем случае не отбирать белую трость, как делают некоторые в уверенности, что и так контролируют незрячего человека. Для слепого трость – продолжение руки, и нам крайне некомфортно, когда нас её лишают, тем более незнакомый человек, – объясняет Татьяна.
Сейчас Татьяна задумывается над тем, чтобы реализоваться ещё и как психолог. По её мнению, человеку, который не может видеть, раскрыться легче, и в этом её преимущество. Однако его видят далеко не все работодатели. Многие боятся брать на работу незрячих, считая, что им потребуется повышенное внимание и они не смогут выполнять работу наравне со всеми.
– На своих экскурсиях я стараюсь как раз развеять этот стереотип. Когда не получается воспользоваться органами зрения, моментально подключаются другие. В нас заложено огромное количество возможностей. Нужно просто не бояться их раскрыть, – говорит Татьяна.