Почему наши дети не знают, кем быть?

Профориентация в школах должна помочь подросткам самоопределиться с выбором профессии и траекторией своего пути в будущем. Меж тем как более трети старшеклассников не понимают, как сделать этот выбор, а число студентов, бросивших учёбу, растёт

Фото:  Евгений Разумный/Коммерсантъ

Фото: Евгений Разумный/Коммерсантъ

В школах велено усилить работу по профориентации. А то что-то молодёжь нынче себя слишком долго ищет. Ищет, ищет и никак не найдёт. Не понимают подростки, кем хотят быть, чем хотят заниматься. Им вроде бы и помогают, наставляют на путь истинный: в 2021 году придумали специальный проект для школьников «Билет в будущее», в прошлом году – новый внеурочный курс «Россия – мои горизонты». Но подростки всё равно никак не самоопределятся. Чиновники уверяют: это так, потому что профориентационных мероприятий на самом деле мало – надо ещё и позабористее. Но точно ли надо? Может, наоборот: лучше меньше да лучше?

Нет, понятно, проблема сама по себе существует. Многие наши тинейджеры действительно пребывают словно в какой-то растерянности, не осознают своих склонностей и способностей, не чувствуют призвания ни к чему. Живут будто на ощупь: одно робко потрогают – не поймут и бросят, на другое случайно бочком наткнутся – и тут же отпрянут в испуге, третье само на голову упадёт – репу почешут, вздохнут, побредут себе бесцельно дальше.

Весной 2024 года ВЦИОМ провёл опрос среди старшеклассников. Выяснилось, что с профессией не определились 35%, а ещё 12% вроде бы к чему-то склоняются, но сомневаются. Социологи уточнили также, какие трудности возникают у подростков при выборе будущей профессии. 19% отметили, что не могут найти вузы, соответствующие их интересам, 17% сообщили, что у них есть приоритеты, но они не знают, что именно им реально подойдёт, 14% сказали, что им не хватает информации о различных профессиях, 11% пожаловались, что они не чувствуют поддержки близких, ещё 8% не могут оценить перспективы трудоустройства, а это, будем реалистами, тоже важно, и, наконец, 5% признали, что они даже сформулировать не могут, чего бы им хотелось. 

 

А ещё в последние годы наметилась печальная тенденция в сфере высшего образования. Студенты стали чаще отчисляться из вузов по собственному желанию. Если в 2019 году учёбу бросили 91 тысяча человек, то в 2022 их стало уже 98 тысяч. Почему? Многие объяснили, что ошиблись с выбором специальности и хотели бы перейти на другое направление, другие честно признались, что не тянут программу, что, в общем, тоже означает, что люди выбрали что-то не вполне соответствующее своим способностям.

Всё это не очень радует власти. Ответственных лиц, впрочем, печалят не проблемы запутавшейся молодёжи как таковые. Горько им оттого, что метания нового поколения не соотносятся с государственными интересами. Грубо говоря, надо строить мосты, собирать самолёты, лить металл, а некому. Однако если бы чиновники хоть немного абстрагировались от текущих потребностей экономики и прочей конъюнктуры, они бы увидели, что далеко не все сложности, о которых говорят старшеклассники, связаны с недостатком профориентации в школе.

Может быть даже наоборот – некоторые из них порождены её избытком. Загляните в программу профориентационного курса «Россия – мои горизонты» – увидите всю ту же усиленную рекламу инженерных специальностей. А юные души всё ж восприимчивы: если им что-то сладко расписывают да куда-то зовут вдохновенно и обещают тёплый приём (в технические вузы нынче и конкурс небольшой, и всегда дополнительный набор объявляют) – чего бы и не откликнуться. Только потом оказывается, что откликнуться мало, учиться всё равно трудно. А когда учиться приходится тому, к чему душа ну вот совсем не лежит, то это и вовсе невозможно.

Впрочем, разработчики курса и тут подстелили соломки. Помимо воспевания сложных технических направлений идёт активная агитация в пользу простых рабочих профессий. Бетонщики, комбайнёры, пекари тоже в почёте. Чувствуешь, что не тянешь высшую школу, так тебя уже заждались в колледже. Что значит не хочешь? Что значит мангу хочется рисовать? Да ты просто не знаешь, как круто быть трактористом, сейчас мы тебе расскажем. А не проймёт, так и покажем еще. Теперь ведь говорят, что одной теории мало. Уже который год отдельные инициативные депутаты предлагают возродить при школах советские УПК (учебно-производственные комбинаты). Загнать по субботам всех в какие-нибудь мастерские. Ну или вернуть советский опыт в лайт-варианте: договориться с предприятиями, чтобы постоянные экскурсии и мастер-классы школьникам устраивали.

Вот только за счёт чего внедрять такое в школы? За счёт чего наращивать объём часов, посвящённых профориентации? У школьников и так каждый день какой-нибудь урок – это вообще не урок, а либо «Разговоры о важном», либо «Семьеведение», либо обучение финансовой грамотности. Математикой и русским заниматься некогда, биология и химия страдают, о физике у большинства современных подростков представления самые отдалённые. А ведь нормальное освоение основных предметов и есть лучшая профориентация.

Это странно. Кажется, мысль о том, что подросток быстрее и вернее захочет стать врачом, если проникнется биологией, – мысль очень простая. Но она почему-то не приходит в головы наших выдумщиков-депутатов. Вместо того чтобы интегрировать профориентацию в основные дисциплины, актуализировать базовые знания посредством обращения к современной научной повестке, чтобы уроки стали наконец интересными, чиновники придумали нагрузить предметников кучей непрофильных курсов. Ведь правда: об атомной энергетике сегодня может вещать филолог, а о финансах – физрук, просто потому что обоим не повезло быть классными руководителями. Разве это профориентация? Обычная профанация! Нет, хуже, чем профанация, ведь из-за этой бессмысленной обязаловки учителям некогда нормально готовится к собственным предметам, тем более что почти все работают на 1,5–2 ставки.

У нас в школах беда с предметной частью. Математиков и физиков не хватает. Филологи тоже массово бегут в репетиторство. Учителя иностранного могут не знать преподаваемый язык даже на уровне Intermediate, и учиться им некогда. Пенсионеры старше семидесяти преподают как при царе Горохе. Школьникам на уроках нестерпимо скучно: что на биологии, что на истории – один формат: конспектирование учебника и ответы на вопросы в конце параграфа. Потом, когда предстоит выбирать, что сдавать, выбирается тупо то, что легче сдать и что принимают в большинстве вузов. Какая уж тут самоидентификация? Подростки дважды два усвоить не могут, а от них ждут, чтобы они во что-то профильное углубились. 

Ощущение такое, что к ветхому и хлипкому домику всё достраивают мезонины, балконы, фронтоны, крышу всё усложняют башнями, карнизами да массивными флюгерами. Избушка уж накренилась, еле дышит, а энтузиасты-строители решили на крыше ещё аквапарк обустроить, вот прямо между всеми этими сложносочинёнными башнями, чтобы оригинально было. Оно как бы и правда своеобычно выходит. Уж чего-чего, а удивлять современная школа не перестаёт. 

Читайте также