«Дед мой пришёл ко Христу ещё в 20-х годах, но распространением книг начал заниматься только в 50-х, после смерти Сталина, когда это уже не угрожало ссылкой или тюрьмой.
Самиздат вообще как явление стал возможен только в это время, он был очень разнообразен, но религиозная литература занимала в нём особое место. Ведь этой духовной пищи наш народ был лишён на протяжении нескольких десятилетий. От XIX – начала XX века нам досталось выдающееся наследство: множество трудов на самые различные богословские темы – священные писания, которые до революции были доступны даже на русском языке, творения святых отцов, Библии, молитвословы. А потом эти книги попали под запрет: в начале 20-х годов они сжигались, уничтожались, были преданы забвению. Сегодня в нашей церковной библиотеке в Толмачах есть книги, которые каким-то чудом люди спасли от уничтожения, подобрав буквально с улицы, куда их выкидывали. И для меня это как святыня.
В 30–40-е годы о самиздате речь не идёт, передавали только то, что удалось сохранить в частных библиотеках. Книги сохранились и в центральных библиотеках, но туда доступ был ограничен. Люди, которые интересовались духовной жизнью, собирали эти знания по крохам, под большим секретом делились, подвергая себя опасности, с другими. Они, сохранившие веру и верность Церкви, незримо сеяли семя благодати, нужное тем, кто искал истину во Христе.
О том, как мой дед, Николай Евграфович Пестов, начал работу по распространению духовной литературы, я знаю только по его рассказам: он не ставил себе задачу сделаться издателем богословских трудов, он начал с того, что стал для себя выписывать в дневнике отдельные выдержки, цитаты из святых отцов. У меня чудом сохранилась эта тетрадь, исписанная его рукой мелким почерком: он собирал для себя сокровища своего сердца и души, а потом решил поделиться этими сокровищами с людьми.
Свои записи Николай Евграфович формировал в определённой последовательности: это были вопросы об отношении человека к Богу, к семье, к душе, к Церкви и так далее. Эти главы он объединил под общим названием: “Путь к совершенной радости”. Эпиграфом к этому труду он выбрал евангельские слова: “Радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна”.
Они и его вдохновили на серию книг, которые он назвал “диссертацией” на тему „Опыт построения христианского миросозерцания“. Автор подписал себя, как “ГБР” – Грешный Божий Раб. Эту “диссертацию” он и стал потом печатать на машинке, которые к этому времени были как раз разрешены для личного использования.
Но ещё до этого Пестов написал книгу, которая была посвящена его сыну Николаю, – «Жизнь для вечности». Колюша был убит в бою 30 августа 1943 года и прожил всего 19 лет, но это был удивительный человек: со светлой редкой красоты душой и христианским сознанием. Дед рассказывал, что идея распространять богословские тексты появилась у него ещё в начале 40-х годов, и он посоветовался с сыном Николаем, который тогда был ещё подростком. Тот одобрил, сказал, что это полезно, нужно и своевременно.
Начав свои труды по самиздату с книги про сына Николая, Пестов благодарил его за поддержку: он получил благословение своего убитого сына. Потом он также посоветовался с духовниками, и они тоже ему дали благословение.
И Николай Евграфович начал искать единомышленников и помощников. Он нашёл нескольких благочестивых женщин, среди них были и монахини, и мирские, которые имели опыт секретарской работы и печатные машинки. И стал потихоньку печатать свои труды и создавать библиотеку духовного самиздата.
Библиотека его была внушительной: в ней было несколько сотен дореволюционных изданий, много зарубежных книг – он читал на английском, французском, немецком. К нему приходили люди, которые нуждались в знаниях: начался книжный голод, люди просили книги. Иногда возвращали их через несколько лет, иногда вообще не возвращали. Дедушка вёл какие-то записи, но особенно не старался фиксировать: „Если я дал книгу и люди не вернули, значит, на то была воля Божья. Книга ушла, надеюсь, в хорошие руки”. Самой ходовой в библиотеке была его диссертация, которая сегодня выходит под названием „Современная практика православного благочестия”.
Свою самиздатовскую библиотеку Пестов формировал на протяжении последних 20 лет своей жизни, когда его „ушли” на пенсию. Однажды его вызвали в университет, где он преподавал, был завкафедрой, и сказали: „Вы верующий, вас студенты видели в храме, это не соответствует облику советского педагога”. Это был 1962 год, начало хрущёвских гонений.
На что он ответил: „Я своей веры никогда не скрывал. Я уже 50 лет преподаю в советской школе, я профессор, доктор наук, имею массу наград, орден Ленина, другие госпремии. Ну, раз не соответствую – значит, нет”. Сначала, конечно, переживал очень, но потом решил, что это был счастливый момент: Господь подарил ему ещё 20 лет жизни, которые он использовал для своих самиздатовских работ. Всю свою пенсию, все накопления он тратил на книги.
Я наблюдал за работой со стороны: вечерами он сам переплетал вручную свои книги. Потом задача была, скажем, 20 экземпляров, взятых у машинисток, раздать тем, кто их заказал. А это были люди со всех концов Советского Союза. У деда было несколько главных точек: в Грозном, откуда всё распространялось на Кавказ, в Иркутске – на Дальний Восток, под Ригой, по Таллинном и в Белоруссии, в Крыму. Оттуда приезжали его духовные чада, брали литературу и развозили по своим регионами. Я сам, будучи подростком, участвовал в этом. Помню, мне было 15 лет, меня посадили в поезд, дали мне пачку книг, сказали: придешь туда-то, встретишь человека, передашь и следующим поездом вернёшься обратно.
Если бы он распространял политический самиздат, это было бы очень опасно, но мудрый дедушка говорил: „В моих трудах нет ни одного слова политики”.
Ни разу за всю историю, ни в 60-е, ни в 70-е, ни в 80-е годы, никто никогда его не остановил, хотя спецорганы о его деятельности знали прекрасно.
Кроме религиозной литературы он иногда издавал и художественную, которую любил – например, стихи своего большого друга поэта Александра Солодовникова:
Как Ты решаешь, так и надо.
Любою болью уязви.
Ты нас ведёшь на свет и радость
Путями скорби и любви.
Он часто задавался вопросом: правильно ли я делаю? Приходил на совет к патриарху Пимену, митрополиту Питириму Нечаеву, владыке Филарету. Они знали его и давали ему свои благословения на продолжение работы по издательской деятельности.
Последняя работа, которую он писал и распространял, называлась „Над Апокалипсисом”. Я тогда, будучи студентом Академии, тоже принимал участие в её издании.
Библиотеку Николая Евграфовича Пестова посещали, на мой взгляд, несколько сотен человек: люди духовно питались этой литературой и сегодня с благодарностью вспоминают дедушку».