Храни меня твой талисман
История белого свадебного платья насчитывает менее двух сотен лет. Законодательницей моды стала английская королева Виктория. В 1840 году во время церемонии бракосочетания с герцогом Альбертом Саксен-Кобург-Готским королева предстала перед публикой в белом наряде, чем произвела фурор. Сегодня свадебное платье – не просто дань традиции, но и символический атрибут, зачастую хранимый после торжества. 25 героинь рассказывают о своём отношении к свадебному наряду в фотопроекте Оксаны Вениаминовой
04.06.2020
Текст и фото: Оксана Вениаминова
Замужество до сих пор является одним из самых значимых вопросов для женщин различных возрастов и социальных статусов. Выйти замуж для многих из нас по-прежнему очень важно, а желание сохранить брак способно вызвать беспокойство. В своём стремлении вступить в брачный союз, а потом его беречь, женщины готовы, без преувеличений, на многое.
Народные поверья наделяют элементы свадебного наряда магическими силами: платье навсегда сохраняет счастливый брак, а фата к тому же помогает успокоить тревожно спящего младенца. Традиции предписывают женщинам хранить наряд и брак. Даже если уже неудобно и тесно.
Для своего проекта я искала героинь, которые хранят свои платья не менее 10 лет, и спрашивала их, зачем они это делают. Ответы нередко поражали чудовищным контрастом с современностью и прямым противоречием действительности: некоторые женщины продолжают хранить свои платья даже после развода, будучи во втором браке или вдовой.
Чаще всего женщины хранят свои платья как память и лишь иногда из соображений утилитарности, перешивая их в воротнички для школьной формы, новогодние и танцевальные костюмы для детей, игрушки и наряды для кукол. В детских воспоминаниях моих героинь нередко фигурируют свадебные наряды бабушек и мам. Воспоминания эти полны волшебства, магии, безупречности и красоты. А ещё в них звучат слова бабушек о том, что платье и фату нужно хранить, не выносить из дома, никому не показывать и в руки не давать: чтобы брак был крепким и навсегда. Это гендерная роль, устно передаваемая бабушками и мамами в виде заботливых наказов.
Воспроизведение прошлого опыта является одним из свойств самой памяти. И вот маленькие дочери моих героинь уже хотят выйти замуж в мамином платье. Белое платье превращается в самовоспроизводящийся паттерн. Бабушкины заветы встраиваются в коллективную память женщин. Наказы не подлежат осмыслению и действуют автоматически, поддерживаемые мифами и суевериями, живущими в нашем сознании. Для моих героинь немаловажным также становится влезть в свои свадебные наряды, суеверно и бережно хранимые на протяжении десятилетий. Влезть – значит соответствовать расплывчатому образу «нормальной женщины». Понятия «женщина» и «жена» сливаются. Предметы свадебного наряда, наделяемые силами, символами и смыслами, становятся фетишем. Когда я сталкиваюсь с этим, современность начинает рассыпаться.
Некоторые женщины продолжают хранить свои платья по причинам, которые не осознают и не могут озвучить. Ценность этих вещей, истинная или мнимая, так велика, а событие, с ними связанное, важно настолько, что порой мне кажется: память о нём замещает собой саму жизнь. В «здесь» и «сейчас» всё уже может быть кардинально иначе. Но женщины продолжают обращаться к тому самому важному дню мысленно и ритуально: храня и надевая платья на годовщины.
Антонина, 43 года. Хранит платье 24 года. «Я развелась с мужем после шести лет брака. Платье лежит просто потому, что никому не мешает»
Оля, 32 года. Хранит платье 12 лет. «Взяла платье напрокат и не вернула. В нём чувствую себя принцессой»
Аня, 32 года. Хранит платье 11 лет. «Платье обозначает частичку нашей жизни. Оно – символ нашего особенного и единственного дня. В шутку я говорю, что невесту сыну буду выбирать по платью: нужно, чтобы оно ей подошло»
Наталья, 40 лет. Хранит платье 21 год. «Фату храню, потому что традиция. А платье просто лежит, напоминает мне про молодо-зелено»
Людмила, 42 года. Хранит платье 20 лет. «Когда мне было пять лет, я увидела свадебное платье, которое хранила моя бабушка. Меня это очень тронуло»
Татьяна Дмитриевна, 56 лет. Хранит платье 30 лет. «Это платье от первого брака. Я храню его из сентиментальности, хотя моему второму браку уже 20 лет»
Наташа, 42 года. Хранит фату 21 год. «Надевала фату на юбилей совместной жизни. А храню её потому, что так говорит поверье»
Галина Ивановна, 60 лет. Хранит фату 40 лет. «Бабушка сказала мне хранить икону и фату. В фату я верю. А платье дочь перешила в платья для кукол»
Лена, 33 года. Хранит платье 10 лет. «Платье – важная память про приятное событие. Я стала верить, что оно хранит энергетику. Волнуюсь, что в него не влезу, хотелось бы вернуться в прежнюю форму»
Наташа, 36 лет. «Купила это платье в комиссионке и каждый год играю в нём Снежную Королеву в детском саду, в котором работаю»
Валентина, 38 лет. Хранит платье 19 лет. «В нём выходили замуж пять девушек, и я не хотела его отдавать. А фатой я накрывала кроватку, если ребёнок неспокойно спал»
Снежана, 38 лет. Хранит фату 17 лет. «Храню фату из-за поверья»
Светлана, 42 года. Хранит платье 22 года. «Мысли продавать его никогда не было. Я сразу хотела его хранить»
Ольга, 31 год. Хранит платье 10 лет. «Боялась, что, если я продам платье, то в нём похоронят девушку. Или вдруг кто наденет его на свадьбу и разведётся потом, а это на меня повлияет»
Людмила, 35 лет. Хранит платье 12 лет. «Нужно сохранять своё платье и свою семью. Ещё оно мне дорого как наряд, у него особенный крой – „Наташа Ростова”»
Наталья Борисовна, 54 года. Хранит платье 34 года. «Символ действа, важного решения, значимого события. Сохраняя платье, сохраняешь настроение и цели действа»
Ирина, 39 лет. Хранит платье 12 лет. «Храню платье как память. Может, надену на юбилей совместной жизни»
Наталья, 42 года. Хранит платье 20 лет. «Отдать платье – это как предать себя. Свадебное платье – судьбоносная вещь, магия. Фундамент новой жизни начинается с собственных нарядов. Платье – мой оберег жизни и судьбы»
Майя, 33 года. Хранит платье 10 лет. «Верю в энергетику вещей. Дочь хочет выходить в нём замуж»
Галина Николаевна, 66 лет. Хранит платье 33 года. «Хотела переделать его в блузку, но сердце ёкнуло. Попрошу, чтобы платье положили со мной в гроб. Хочу, чтобы оно ушло со мной»
Ирина, 47 лет. Хранит платье 24 года. «Надев это платье, я поменяла свою жизнь. У меня суеверный страх, что, если с платьем что станет, что-то может произойти и со мной. Оно – частичка меня и веры в хорошее. Моей дочери 6 лет, и она хочет выходить замуж в мамином платье»
Валентина Фёдоровна, 61 год (внучка Кира, 7 лет). Хранит фату 41 год. «Из платья сшили много чего: юбку для старшей дочери, новогодний костюм и шорты для танцев внуку, мороженое в детский сад для Киры. Жалости к этому нет. Фата для нас с мужем – святое: мы верим, что она должна храниться у нас. Вообще, если платье единственное, то и линия семейной жизни единственная. Вот что важно»
Мария, 37 лет. Мария, 37 лет. Хранит платье 10 лет. «Платье – это очень личное. Это как бельё, и каждый это знает. Я надевала своё платье на первую годовщину. Оно как память»
Татьяна Геннадьевна, 65 лет. Хранит платье 44 года. «Я сохранила кольцо, платье и семью. Платье – символ молодости, стройности»
Оксана Вениаминова, 32 года, автор проекта. Изменилось мое состояние — платье больше к нему не подходит. Как не подходит для меня сегодняшней роль жены со всеми предписаниями и ожиданиями. Она меня ограничивала, как идеально белое платье. Я свое платье с удовольствием порежу на обложку для будущей фотокниги