Михаила Ленникова завербовали в КГБ помимо его воли, когда он еще был студентом. Он занимал там невысокую кабинетную должность и, прослужив пять лет, уволился. В 1990-е годы он иммигрировал в Канаду и подал заявку на статус постоянного жителя для себя, жены и сына. По словам Ленникова, он никогда не скрывал сотрудничества с КГБ в 1980-х годах и предоставил канадским спецслужбам подробные сведения об этом.
Но откровенность не помогла: "черная метка" КГБ оказалась несмываема. В течение 12 лет ему не давали статуса постоянного жителя, а в 2009 году отказали окончательно. Власти Канады обязали его покинуть территорию страны, так как он "представляет угрозу безопасности". В случае неповиновения его ждала принудительная депортация в Россию. А этого Ленников боялся больше всего: на родине его могли обвинить в госизмене, так как в Канаде он раскрыл имена других работников служб госбезопасности.
Когда все законные средства были исчерпаны, отчаявшийся россиянин укрылся в Первой лютеранской церкви Ванкувера. Так на протяжении столетий поступали беженцы, желавшие избежать депортации.
Право на укрытие в священных местах не прописано в канадских законах. Несмотря на это, власти Канады шесть лет не решались нарушить сакральный статус "убежища" и не входили на территорию церкви, чтобы арестовать нарушителя закона. Адвокат Ленникова подчеркивает, что это негласное правило не было нарушено и сейчас: выход Ленникова из церкви – не депортация, а его добровольный шаг.