Именно для обозначения этой новой реальности и появилось новое слово «лутеры», образованное от английского «looting», что в переводе означает банальное мародёрство, но обладает более нейтральным смыслом.
Само это слово пришло в русский язык из сетевых компьютерных игр-стрелялок типа Arma, где игроки «лутили» по карманам убитых врагов в поисках трофеев: нового оружия и боеприпасов, аптечек и бонусов. Называть процесс сбора трофеев «мародёрством» язык не поворачивался – дескать, мы же не мирное население грабим, а поверженных врагов.
Из компьютерных салонов это лицемерное слово вышло и на улицы: лутеры, по мнению сторонников протестной активности, грабят магазины в знак протеста против капиталистического угнетения масс и сохраняющейся расовой дискриминации. И на стенах разграбленных магазинов протестующие оставляют новые революционные лозунги: BLM (Black Lives Matters – «Жизнь чёрных имеет значение»!) или ETR (Eat the rich – «Ешь богатых!»), а то и вовсе MAP (Make America Pay – «Заставьте Америку заплатить!»).
Как это происходит
Блогер «Денис Самсебесказал» (Нью-Йорк):
– Началось всё с битья витрин по Бродвею, но народ быстро понял, что никакой ответной реакции нет и можно грабить. Фактически власти города и штата расписались сегодня в своём бессилии и отдали Нью-Йорк на откуп мародёрам, чтобы те спустили пар и успокоились. Власти соседней Филадельфии сразу же после первых беспорядков закрыли город на комендантский час, но мы не такие. У нашего мэра и губернатора свой подход. В итоге народ съехался грабить магазины со всех окрестных штатов. Была куча машин из Нью-Джерси, Пенсильвании и даже из Мэйна добрались. Впервые увидел грабителей на дорогих тачках. Люди подъезжали на «мерседесах» за 100 штук и совершенно спокойно шли брать одежду, залезая внутрь через разбитые витрины и набивая товаром салон и багажник. Владельцы некоторых магазинов спешно пытались заколачивать окна, но боюсь, что это не сильно помогло. Разгоряченная успехом толпа отдирала фанеру, била стёкла и спокойно лезла внутрь. Единственный магазин который нанял крепких охранников, – это Nike. Даже интересно, помогло им это или нет.
Грабители перемещались малыми группами на скейтах, великах и скутерах. Когда на место приезжала полиция (а приезжала она далеко не всегда), то их след уже простывал. Они сваливали на другую улицу и начинали грабить там. У части из них явно была какая-то координация, потому что на самые лакомые – с их точки зрения – магазины народ специально сбегался из других кварталов. Часть торговых точек разграбили ради товара, особенно были популярны кроссовки и прочий модный у чёрных шмот. Часть просто из «справедливости». Даже то, что им было не нужно, всё равно били, ломали и крушили: арт-галереи, косметику, кафе, товары для животных и все остальное, что попадалось на пути...
Все улицы завалены вешалками, коробками и прочей упаковкой. У магазина Leica валяются пустые коробки от их космически дорогой фототехники. Те, кто туда вломились, возможно даже и не знали, что это такое и сколько стоит. Грабители ходят, набивая награбленное в мешки, и совершенно никого не боятся. Где-то валяется одежда, которая не подошла, но её быстро подбирают другие прохожие.
Полицейские никого не трогают и как бы вообще людей с ворованным не замечают, несмотря на очевидность происхождения и бирки с ценниками. Кое-где выставили патрули, но копы стараются не ходить по одиночке и перемещаются лишь большими группами. Им дана команда никого не трогать и хватать только тех, кто нападает на полицию и против кого есть неоспоримые доказательства.
Периодически слышны взрывы бензобаков подожжённых машин. Эвакуаторы вывозят развандаленную полицейскую технику в промышленных объёмах. Вчера уничтожили около 60 машин. Сегодня, думаю, ещё больше.
Если вчера у меня был сплошной адреналин, то сегодня к нему добавился настоящий страх. Я даже не снимал особенно, потому что стало понятно, что это небезопасно и начинаешь бояться всех. И тех, кто грабит, и тех, кто должен тебя защищать. Многие копы сами на грани и даже не слышат, что ты им говоришь. Я в какой-то момент просто пытался подойти к своей машине, но чуть не получил дубинкой. Чёрные, идущие по улице с награбленным и выкрикивающие лозунги про справедливость, начинают на тебя бросаться просто потому, что ты белый...
Как они организованы
Блогер «Денис Самсебесказал» (Нью-Йорк):
– Лутеры, грабящие каждую ночь город, по моим (и не только моим) наблюдениям, делятся на три типа:
1. Первые – организованные. У них есть разведка, наблюдатели, силовики и водители. Разведчики пользуются прокатными электроскутерами Revel и приезжают к точке первыми. Потом за ними подтягиваются наблюдатели, которые стоят на удалении и следят за прибытием полиции.
Потом приезжают водители с силовиками на машинах с левыми номерам, чтобы их потом не отследили (люди видели, как они меняют номера незадолго до нападения).
Разведчики намечают цель, а силовики ломают и бьют витрины, выносят всё содержимое и грузят в машины. Как только на горизонте появляются копы, разведчики тут же сообщают об этом остальным, и все сваливают. Копы ждут какое-то время и едут на следующий вызов. Тогда группа возвращается обратно и забирает всё, что осталось. Таким образом магазин полностью выносят за 2–3 попытки.
2. Вторые – ходоки. Они просто перемещаются группами разного размера (от 3–5 человек до нескольких десятков) и нападают на всё, что подвернётся под руку. Могут иметь конкретную цель, а могут просто бродить по районам выискивая что-нибудь привлекательное. Часто идут следом за радикалами, у которых нет цели грабить, но есть цель создавать хаос.
3. Третьи – адреналинщики, которым просто нравится происходящее, и они тоже не прочь поживиться. Вообще никак не организованы и просто ходят по городу, собираясь в большие толпы, и всегда готовы присоединиться к любому кипишу, будь то поджог машин, нападение на копов или грабёж магазинов. Главное – чтобы была большая толпа. По одиночке они трусливы и сразу разбегаются. Могут легко ограбить тех, кто уже ограбил магазин, и забрать что-то, что им понравится. т
Все три категории не имеют никакого отношения к протестующим и просто прикрываются ими в целях наживы, оправдывая свои действия якобы справедливостью и возмездием. По сути, они обычные преступники, выдающие себя за идейных борцов.
Есть люди, в том числе и русскоязычные, которые оправдывают грабежи или считают происходящее незначительным. Ну, пограбят и успокоятся. Чо там эти кроссовки или шмот? В Китае новый сошьют, а магазинам всё страховка потом выплатит. Это могло бы быть так, если бы закончилось на следующий же день. Народ выпустил бы пар и разошёлся по домам. Но он не разошёлся. Он вошёл в раж и продолжает грабежи, каждую ночь всё больше увеличивая их географию. Терпя или оправдывая происходящее, мы получим сотни или даже тысячи людей, которые не просто совершили преступления, а ещё и остались безнаказанными. А, как известно, попустительство к мелким преступлениям приводит к росту более крупных и серьёзных, так как у людей смещается планка допустимого нарушения.
Все ли протестующие являются погромщиками?
Блогер Женя Лин (Нью-Йорк):
– Всех, участвующих в протестах, можно разделить на 5 групп. Эти группы зачастую преследуют разные цели и используют разные методы. Говорю «зачастую», потому что и цели, и методы у некоторых пересекаются, что добавляет запутанность ситуации.
1. Мирные протестующие против полицейского произвола, включая большинство из движения Black Lives Matter.
2. Радикальное крыло Black Lives Matter, которые считают, что время мирных протестов закончено и единственная возможность изменить ситуацию – это использовать насильственные методы, особенно направленные против полиции.
3. Мародёры и погромщики: которые, пользуясь протестами, преследуют цель грабить магазины, крушить и поджигать машины и здания.
4. Анархисты и антифа: их цель – разжигать произвол, крушить систему, используя крайне насильственные методы. Они – катализаторы хаоса, и их главная цель – создать хаос, который приведёт к произволу и анархии толпы.
5. Белые крайне-правые радикальные группы. Они – катализаторы хаоса. Если немного упростить, то их цель – «анти-реклама» любому движению за гражданские права афро-американцев против полицейского произвола, а также расовые беспорядки в США.
У анархистов белых супремасистов одинаковые методы (хаос, насилие), но они придерживаются разных конечных целей и идеологий: анархия, марксизм – у одних; белый супремасизм – у других.... Мародёрам вообще всё равно: им просто надо грабить. Членам антифа грабежи на руку. Белым супремасистам тоже грабежи и беспорядки на руку, потому что это дискредитирует движение по гражданским правам.
Как оправдывают лутеров
Викки Остервейл, автор книги-бестселлера In Defense of Looting («В защиту мародёрства»):
«Когда цветные грабят магазин, они забирают крошечную долю того, что у них было украдено исторически, начиная с их истории и языка и заканчивая элементарной безопасностью... Только тот, кто считает, что обладать хорошими вещами бесплатно – это аморально, только тот, кто верит, что нынешний режим владения собственностью, режим господства белых колонистов, справедлив, только такой человек может считать, что мародёрство само по себе аморально...»
«Из-за копов люди не могут иметь хорошие вещи бесплатно, поэтому нет ничего удивительного, что, протестуя против действий полиции, люди занимаются грабежами».
Катя Казбек, главный редактор сайта supamodu.com (Нью-Йорк):
– Бунты и грабежи сопровождали в Америке многие предыдущие эпизоды восстаний за гражданские права. Например, когда в 1969 году клиенты гей-клуба «Стоунволл-Инн», геи, лесбиянки и трансгендеры, устав от постоянных мелких преследований и полицейских облав, решили ответить им с кирпичами и бутылками в руках. Когда в 1992 году публике стала доступна видеозапись того, как полиция Лос-Анджелеса до полусмерти избивает афроамериканца Родни Кинга и в городе начались бунты, где также грабили магазины и учреждения. Споры о том, как лучше протестовать, не иссякают. Но суть в том, что мирных протестов за последнюю декаду было предостаточно, а толку, как мы видим, мало...
Ситуация достигла точки кипения по нескольким причинам. Важнейшая из них – локдаун, то есть карантинный режим и различные ограничения социальной и экономической жизни, введённые в рамках борьбы с распространением коронавируса. Обеспеченные классы наиболее тяжёлые последствия этих ограничений, по большому счёту, почти не затронули, а рабочие пострадали довольно сильно. Кто-то потерял работу, кому-то пришлось рисковать, работая на предприятиях, которые были признаны жизненно необходимыми. В дни пандемии стало слишком заметно, что рабочие воспринимаются как расходный материал. Например, когда выяснилось, что одним из очагов распространения инфекции стали мясокомбинаты, в стране началась паника из-за того, что потребители могут остаться без говядины, занимающей заметное место в привычном американцам меню. И тогда Трамп, не взирая на риски для рабочих, приказал мясным заводам работать, чтобы у американцев было меньше поводов для беспокойства. Так что безработица, безденежье и фрустрация, с одной стороны, и риск заражения, болезни и смерти – с другой – стали повседневной реальностью в жизни рабочего класса. И это могло усилить реакцию на полицейский произвол...
Как противостоять лутерам?
Айк Газарян, хозяин ресторана русской кухни Pushkin в Сан-Диего, ставший знаменитым после того, как соцсети распространили фото его ресторана, который охраняет «русская мафия» – десяток крепких парней с оружием в руках:
– В Сан-Диего всё началось в субботу в районе Ла-Меса. Вышли протестующие просто бастовать без погромов, без ничего. Началось всё это довольно цивильно. Но потом это очень быстро переросло в нападения. Люди стали воровать машины, поджигать банки. В районе Ла-Меса они подожгли GP Morgan, подожгли US Bank, пару зданий, большую архитектурную контору Сан-Диего, которая строит здания, делает проекты большие. Они на глазах у всех подожгли это помещение. Сломали ювелирный магазин, выкрали из него всё, а этот магазин принадлежит семье. Это даже не корпорация. Сначала думали, что они только банки поджигают, но потом часть протестующих начала грабить почти всё.
Посмотрев на всё это, я позвонил своим друзьям. Знал, что до нас тоже доберутся. Наш ресторан находится в самом центре. Так как у нас оружие легально, то я и все мои друзья приехали с боевым оружием, с пистолетами защищать ресторан, защищать соседей наших (рядом с нами ликёро-водочный магазин, владелец которого – замечательный старик, он сам за себя не может постоять). Приехали 10–12 моих друзей. У каждого из них по несколько пушек. Мы стали защищать наш ресторан, вышли на улицу. У нас была боевая готовность, ребята стояли.
Всего на нас шла примерно тысяча человек. Очень много. До того, как они дошли до нас, они сломали кучу магазинов: магазин кроссовок, одежды, ювелирный магазин, разбили «Си Лес» (это, наверное, как ваш «Магнит»). Когда до нас дошли, мы им не дали ничего сделать. И до двух часов ночи они ходили-кружили. Несколько раз нам пришлось их отгонять: они с молотками шли на соседний магазин. Мы выбегали с ружьями, распугивали их.
Американцы чуть что – сразу думают: «Русская мафия». Даже когда заходят к нам в ресторан: «О, русская мафия». Напротив нас живут американцы. Когда мы стояли и когда толпа на нас шла, сосед в шутку написал, что русская мафия защищает свой ресторан...
Да, произошла трагедия, полицейский был в этом виноват, его нужно по полной строгости правосудия судить. Но поджигать дома людей, поджигать магазины, рестораны тех же самых людей, которые живут в ваших же районах, – ну это просто глупо.