«Мама уезжай, будет что-то ужасное…» 

Ровно год назад – 7 октября 2023 года – террористы ХАМАС атаковали Израиль. Почему сегодня от былого сочувствия Израилю не осталось и следа?  

Фото: Стрингер/РИА Новости

Фото: Стрингер/РИА Новости

Шани Лук. Так звали ту симпатичную девушку из Германии, последняя фотография которой в кузове пикапа террористов с переломанными ногами и неестественно вывернутой шеей стала символом кошмарного нападения 7 октября 2023 года. Шани захватили во время резни на музыкальном фестивале около кибуца Реим, и позже выяснилось, что в тот момент, когда фотограф ХАМАС снял истерзанное тело девушки в пикапе, она была ещё жива. 

Потом Шани привезли в Газу, где все встречные с криками «Аллах акбар!» плевали ей в лицо. А потом на потеху толпе девушке отрубили голову.

Это видео стало одним из самых популярных среди множества других видео террористов, с помощью которых они надеялись унизить израильтян и вызвать панику среди мирных жителей. И одержать победу в психологической войне – куда более важной, чем сама атака ХАМАС, которая стала первым подобным вторжением со времён арабо-израильской войны 1948 года. 

Но хамасовцы добились прямо противоположного результата. Крики женщин со связанными руками, плач детей, которых террористы на мопедах увозили в неизвестном направлении, тела людей в гостиных собственных домов – всё это объединило весь мир в готовности помочь Израилю найти и покарать убийц. Тысячи людей звонили домой родителям Шани Лук со словами сочувствия и скорби. 

Но прошёл год, и от былого сочувствия Израилю не осталось и следа. 

Мир сегодня больше сочувствует палестинцам Газы, семьи которых сегодня гибнут под израильскими бомбами и снарядами. В лучшем случае люди просто ничего не хотят знать об этом конфликте.

Чума на оба ваших дома. Лучше поэта и не скажешь.

Почему же так произошло? 

* * *

Конечно, то, что сейчас творит израильская армия, не имеет никакого отношения к освобождению заложников. 

По официальным данным, жертвами теракта 7 октября 2013 года стали чуть более 1200 человек, ещё 251 человек были схвачены террористами в качестве заложников. Их этого числа пленных вскоре было освобождено 117 человек – в ходе закулисных переговоров и обмена заключёнными. 

Как писал известный американский журналист-расследовать Саймур Хирш, переговоры шли и об освобождении остальных заложников – в обмен на грузовики с гуманитарной помощью ООН. «Американский чиновник сказал мне, что египетские представители ООН хотели получить свою долю, и ХАМАС тоже, – писал Хирш. – После долгих переговоров получилось найти компромисс. Распределение товаров должно было быть передано в руки представителей Красного Креста в городе Газа, а ХАМАС намеревался направить свою долю, по словам чиновника, своим боевикам в туннелях, а также их семьям». 

Но затем переговоры были сорваны военной операцией Израиля по уничтожению Газы, в ходе которой погибли и переговорщики, и часть заложников: как минимум три десятка человек, 

Судьба остальных – а это минимум 97 человек – неизвестна. И, похоже, не интересует больше уже никого, кроме их родственников.  

* * *

Одной из таких пропавших без вести заложников является Рони Эшель – солдат ЦАХАЛ и полевой наблюдатель с базы Нахаль-Озе, в обязанности которой было наблюдение с помощью видеокамер за деятельностью боевиков в секторе Газа. 

База Нахаль-Озе первой подверглась нападению ХАМАС. В то утро 15 девушек-наблюдателей были убиты террористами, ещё семеро взяты в плен. Среди них и Рони Эшель, которая незадолго до нападения позвонила своей матери и призналась в том, что она уже несколько дней докладывала начальству, что боевики готовятся к прорыву границы, но генералы Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) не реагировали на предупреждения. 

– Мама, уезжай скорее, – сказала она в своём последнем телефонном разговоре. – Что-то ужасное произойдёт в самое ближайшее время. 

Сегодня мать Рони Эшель уверена, что её дочь специально бросили умирать в палестинском плену, чтобы она не смогла повторить своих обвинений. 

Между тем неудобных вопросов к израильским властям становится всё больше и больше. 

Почему поднятые по тревоге израильские военнослужащие прибыли в атакованные кибуцы и города только спустя 8–10 часов? 

Почему полицейские и армейские подразделения не предприняли никаких попыток помешать захвату заложников: как показывают видеозаписи, у тех, кто увозил в плен женщин и детей, не было с собой огнестрельного оружия. 

Родственники заложников ХАМАС во время пешего марша с требованием освободить пленных. Фото: Стрингер/РИА Новости
Родственники заложников ХАМАС во время пешего марша с требованием освободить пленных. Фото: Стрингер/РИА Новости

Наконец, если Моссад так плотно контролировал средства связи террористов, что сумел дистанционно взорвать все их рации и пейджеры, то как израильские спецслужбы проспали сам теракт 7 октября? 

Или же они не проспали? И специально обрушили страну в бездну террора? Но зачем? С какой целью? 

Масла в огонь подливает и Саймур Хирш, который на днях опубликовал слитую американскими спецслужбами информацию, что «Израиль сам по настоянию Нетаньяху осуществлял финансирование группировки ХАМАС через катарские фонды». 

«Наличие двух палестинских правительств, одно из которых – радикальный ХАМАС,  – это как раз то, что нужно израильским националистам. – пишет Хирш. – Это позволяет  дискредитировать саму идею создания рядом с Израилем приличного мирного палестинского государства. А именно к возврату этого плана “двух мирных государств” давно стремятся некоторые политики в Вашингтоне. С ХАМАС в Газе Израиль мог ответить таким американцам: смотрите, у палестинцев два правительства, с кем нам договариваться? Да ещё и одно из этих правительств – просто невменяемо от ненависти…»

* * *

Самый очевидный факт: теракт ХАМАС стал настоящим подарком судьбы для нового старого премьера Израиля Биньямина Нетаньяху, который в Израиле находится у власти (с перерывами) уже более четверти века. 

Вспомним, что ещё летом 2023 года оппозиция едва не организовала «цветную революцию» в Израиле против Нетаньяху, решившего отобрать часть полномочий у Верховного суда Израиля. 

Проблема в том, что отцы-основатели Израиля не потрудились в своё время написать конституцию – главный государственный закон страны. Поэтому в этом государстве всё строится на дедовских обычаях и правилах, когда никем не избранный Верховный суд Израиля вынужден оценивать решения избранного правительства не с точки зрения законности, а исходя из неких критериев разумности.

Но разумность – понятие растяжимое. Поэтому когда Верховный суд захотел отменить назначение Биньямина Нетаньяху, который является фигурантом нескольких коррупционных уголовных дел, то в правительстве решили отменить сам Верховный суд.

Впрочем, протесты были вызваны вовсе не спорами по поводу паритета ветвей власти. Дело в том, что Нетаньяху к власти привела коалиция «харедим» – религиозных ультраортодоксов. Эти новички в политике сразу же потеснили традиционные партии, причём как правого толка, так и левого. В итоге либералы с социалистами решили помайданить и втянули в противостояние даже полицию и армию: многие резервисты Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) пообещали прекратить появляться на службе, если правительство не выполнит требования протестующих.    

И летом прошлого года все израильские СМИ вдруг как-то разом написали, что взаимное ожесточение достигло такой степени, что Нетаньяху может спасти только новая арабо-израильская война.

И вот не прошло и пары месяцев, как война началась.

И что же? Все споры по поводу судебной реформы забыты. Нетаньяху теперь признанный лидер нации, который предложил деятелям оппозиции присоединиться к новому «чрезвычайному правительству военного времени» – немедленно и без каких-либо условий.

Многие израильские политики уже приняли это предложение. Правда, некоторые ради соблюдения политеса решились-таки выставить условие: дескать, Нетаньяху «должен взять на себя обязательство уничтожить ХАМАС». Что премьер уже с радостью пообещал сделать. И даже больше: вместе с ХАМАС он пообещал уничтожить и сам сектор Газа. И даже полностью переформатировать отношения Израиля с арабским миром.

И самые непримиримые революционеры признают: «Теперь у оппозиции нет другого выбора, кроме как помешать Нетаньяху воевать в одиночку». В смысле – позволить Нетаньяху забрать себе все лавры победителя.

* * *

Что ж, аппетит, как известно, приходит во время еды. 

И сейчас Израиль проводит курс на сознательную эскалацию конфликта со всеми соседями.   

Причём большая война нужна уже не только Нетаньяху, над которым до сих пор висит несколько уголовных дел о коррупции. Это ещё и сведение давних личных счетов. 

В 1997 году Биньямин Нетаньяху, который тогда в первый раз занял пост премьер-министра Израиля, отдал приказ МОССАДу ликвидировать лидера ХАМАС – некоего шейха Халеда Машаля, который жил в Иордании. Израильские агенты решили отравить Машаля, сделав ему ультразвуковую инъекцию яда, а чтобы тот ничего не понял, моссадовцы решили изобразить из себя развязных американских туристов и разыграть сценку со случайным обливанием Машаля «Кока-колой». В итоге покушение обернулось грандиозным провалом. Лидер ХАМАС всё-таки получил свою дозу яда, но маскировка убийц была полностью сорвана и они были схвачены иорданской полицией.

Король Иордании Хуссейн был в ярости, конфликт пришлось улаживать американскому президенту Биллу Клинтону, который надавил на премьера Нетаньяху. В итоге моссадовцы привезли в больницу антидот, который и спас жизнь Машалю. А в качестве извинения Нетаньяху был вынужден освободить из тюрем более тысячи схваченных хамасовцев, включая и духовного лидера террористов шейха Ахмеда Ясина, приговорённого к пожизненному заключению.

После этого рейтинг партии Нетаньяху упал ниже плинтуса и он разгромно проиграл выборы.

С тех пор минуло четверть века, и всё это время охота за лидерами ХАМАС не прекращалась ни на один день, и все родственники Машаля пережили покушения.

И важно понимать, что сегодня Нетаньяху не просто воюет с террористами, но сводит старые личные счёты.

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху выступает на 79-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Фото: Сергей Гунеев/РИА Новости
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху выступает на 79-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Фото: Сергей Гунеев/РИА Новости

* * *

Большая война сегодня нужна и правящей религиозной коалиции  «харедим», представители которой считают, что современный Израиль слишком «размяк». Пора бы превратить страну в некое подобие Спарты с кибуцами.

И неплохо бы под шумок войны очистить Восточный Иерусалим от палестинской администрации и от мусульманской общины. Чтобы затем восстановить Храм Соломона. Вот такая у них программа – ни больше и не меньше. 

Война нужна и израильским генералам, чтобы оправдаться за теракт 7 октября и бесплодные попытки победить ХАМАС на руинах Газы.

Война нужна и для того, чтобы уничтожить ядерный потенциал Ирана. Сегодня даже оппоненты Нетаньяху признают, что у Израиля появилась наилучшая за последние 50 лет возможность с помощью прямого военного вмешательства США уничтожить не только ядерную программу Тегерана, но и исламистский режим аятолл – как это произошло в Ираке. 

Война нужна и американцам, чтобы полностью переформатировать отношения с Ближним Востоком. И недаром Вашингтон послал к берегам Израиля свою ударную авианосную группу – если сами израильтяне не справятся.

Война нужна и крупному бизнесу. Напомним, что два года назад на шельфе Средиземного моря было обнаружено крупное нефтегазовое месторождение. Но под давлением «Хезболлы» власти Израиля были вынуждены признать, что часть месторождения находится в собственности Ливана. Теперь Израиль мечтает обнулить все эти договорённости и добывать газ исключительно для себя.

* * *

Но чем бы ни закончилась новая большая война, очевидно, что Израиль её уже проиграл – как светское цивилизованное государство. 

А вот терроризм выиграл, потому что ХАМАС доказал эффективность террористических методов в политике. Ведь теракт 7 октября 2023 года произошёл не просто так: ХАМАС поставили цель сорвать внешнеполитические инициативы США по примирению Израиля с арабским миром. И они добились своего. 

Последние годы на Ближнем Востоке ознаменовались активным сближением Израиля с целым рядом арабских стран. После достижения соглашений между еврейским государством с ОАЭ и Бахрейном в 2020 году, затем с Марокко и Суданом всем казалось, что настаёт новый этап долгосрочного мира между евреями и арабами. 

Новым поворотным моментом было призвано стать соглашение об установлении дипломатических отношений между Израилем и Саудовской Аравией (на сегодня государство Израиль признают только 6 из 22 стран арабского мира: Египет, Иордания, ОАЭ, Бахрейн, Марокко и Судан). В конце сентября 2023 года израильский министр туризма Хаим Кац даже посетил Эр-Рияд для участия в конференции Всемирной туристской организации при ООН. Это был первый в истории официальный визит израильского министра в королевство.

В то же время ХАМАС считал, что арабский мир попросту игнорирует «палестинский вопрос» – вернее, выполнение резолюции 242 Совбеза ООН, которая была принята в 1967 году после Шестидневной войны. И арабские государства поклялись добиться от Израиля выполнения этой резолюции. 

– Нормализация отношений с Израилем – это большой позор, это нож в спину палестинцев, – неоднократно подчеркивал представитель ХАМАС Гази Хамад, призывая все арабские страны немедленно остановить процесс сближения с еврейским государством.

* * *

С точки зрения палестинцев, нынешний этап войны за Палестину начался не с захвата заложников 7 октября, но гораздо раньше – в январе 2023 года, когда новый министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир, член самого правого и самого религиозного правительства за всю историю Израиля, посетил Храмовую гору в Иерусалиме – священное место как для иудеев, так и для мусульман, где заявил, что правительство намерено провести этнические чистки и выслать всех сторонников палестинского государства куда подальше – например, в Саудовскую Аравию, Ирак или Иран. 

И как на это отреагировали в арабском мире? Да никак. Просто продолжили переговоры с Вашингтоном и Тель-Авивом.

Вот ХАМАС и решил напомнить, что «палестинский вопрос» нельзя игнорировать. 

Что ж, спустя год все усилия администрации США по признанию Израиля в арабском мире давно забыты – так, саудовский кронпринц Мухаммед бен Сальман на днях исключил возможность любых дипломатических контактов с Израилем, пока не будет создана независимая Палестина. Иначе его поданные просто не поймут. 

Жестокие ответные меры Израиля помогли сделать даже то, о чём ХАМАС и мечтать не мог. 

Израилю удалось «обнулить» всю долгую и запутанную историю арабо-израильского конфликта. Для нового поколения арабского мира война началась ровно с того момента, когда израильские бомбы стали обращать в пыль жилые кварталы Газы. 

И, увы, это самая большая победа террористов.

Читайте также