Движения фурри и терианов считают предшественниками модной сейчас субкультуры квадроберов, представители которой надевают маски животных и копируют их поведение. Однако сами участники сообщества возводят квадробику к спорту и называют основателем японского бегуна Кенничи Ито, который в 2008 году пробежал стометровку на четвереньках за 18,58 секунды, поставив мировой рекорд. Поведение Ито казалось странным многим прохожим на улицах, однако у него появились и последователи. Квадробика стала набирать популярность в мире, а затем и в России, особенно среди подростков, которые стали использовать «звериные» аксессуары – маски, перчатки, хвосты – и тренировать повадки животных.
Иногда к «звериным» субкультурам причисляют и хоббихорсинг – «езду» на деревянной палке с лошадиной головой. Подобные «скачки» долго оставались детской забавой, пока в 2010 году Алиса Аорнимяки из Финляндии, увлекшись «верховой ездой», не начала организовывать встречи любителей хоббихорсинга через социальные сети. Так возникла целая субкультура, а с 2015 года – новый вид спорта. Сегодня по хоббихорсингу проводят соревнования и считают его скорее экстравагантной, но всё же спортивной дисциплиной, чем способом самовыражения подростков и молодёжи.
– Терианы, фурри и квадроберы – это три абсолютно разных направления, не связанных между собою никак. Фурри отыгрывают антропоморфных животных и ведут себя как люди, – рассуждает квадробер Иван (имена подростков и молодых людей-квадроберов в тексте изменены. – Прим. ред.). За несколько десятков лет в этой субкультуре появилось множество разнообразных направлений. Например, в начале нулевых было модно отыгрывать антропоморфных животных в военной форме. Терианы – иное дело. Это люди, которые буквально считают себя животными в теле человека. Разница колоссальна. Фурри передвигаются на двух ногах, говорят человеческим языком. Терианы же ведут себя как животные: могут есть из миски или отказаться от продуктов животного происхождения, в зависимости от животного, которое они представляют. Мне кажется, поведение терианов чем-то похоже на проведение ритуалов в древности, когда люди переодевались в шкуры и имитировали поведение животных. У многих народов были подобные ритуалы. Например, в Греции девушки исполняли танец медведицы – надевали маски, шкуры.
Хоббихорсинг. Keppihevosharrastaja/Wikipedia
Ивану 21 год. Для него квадробика – некая система упражнений для улучшения работы суставов и связок. По мнению молодого человека, мышцы позвоночника плохо подходят для прямохождения, отсюда и боли в спине, сутулость и прочие недомогания. Передвигаясь на четырёх конечностях, можно улучшить работу тела и избавиться от недомоганий. Иван увлёкся квадробикой, после того как увидел сюжет в новостях: рассказывали о травле подростков, которые играют в животных.
– В интернете по отношению ко мне тоже был хейт, но когда меня встречают лично, у людей никаких вопросов ко мне не возникает. Возможно, потому что я 206 см ростом и вешу 110 кг. Вероятно, ко мне просто боятся подойти. По моим ощущениям, квадроберам в основном от 8 до 15 лет, а антиквадроберам – от 16 до 25, то есть агрессоры просто ищут более слабого противника для своих издёвок, – считает Иван.
Действительно, Иван – пример нетипичный. Как правило, квадробикой увлекаются дети в возрасте 8–14 лет. Многие, как и Иван, – «от противного».
– Раньше я сама хейтила квадроберов, потому что не понимала, зачем люди бегают на четвереньках. Подписалась на одну девочку-квадробера в соцсетях, которая снимала много видео. И однажды решила сама попробовать. Неожиданно мне понравилось. Сейчас я занимаюсь почти год. Делаю разминку, потом минут пять бегаю на четвереньках, чтобы тело привыкло, потом тренирую прыжки. Уже могу перепрыгнуть барьер в 75 см, – хвастается 13-летняя Лика.
Став квадробером, девочка сама не раз сталкивалась с агрессией: её оскорбляли, закидывали шишками, а однажды даже едва не избили. Тем не менее бросать своё хобби Лика не собирается. Она считает, что это новое увлечение, к которому просто не привыкли: от непонимания и происходит агрессия, которую взрослые люди внушают своим детям. Родители Лики тоже не в восторге от квадробики, но всё же относятся к занятию дочери нейтрально.
Родители 11-летней Оли же категорически против её увлечения. Приходится скрываться: прятать маску и хвост и тренироваться тайком. Девочка любит животных и творчество и заинтересовалась квадробикой, посмотрев необычное видео с прыжками других подростков в красивых масках. Под видео было много негативных комментариев. Вскоре Оля и сама столкнулась с негативом.
– Однажды мы с подругой вышли в масках и хвостах, рядом были мальчики лет 8–10 на велосипедах. Они стали нас обзывать, потом пытались наехать на нас велосипедами. Мы ушли на площадку кататься на карусели, они ее остановили и стали «брать интервью». В этот момент их подбадривали окриками из окон ближайших домов, – говорит Оля. – На квадробику всем было наплевать, пока об этом не стали активно говорить в соцсетях, особенно активно рассказывая про травлю.
В интернете последнее время действительно много историй о том, как подростки в масках животных напали на кого-то или даже покусали других детей. Например, в конце сентября местные СМИ сообщили о том, что в рабочем посёлке Кольцово под Новосибирском школьники, «похожие на квадроберов», напали на третьеклассника, «покусали за ноги и исцарапали лицо».
Примерно в то же время мама из Соликамска пожаловалась в соцсети, что на её дочь, гулявшую с подругой, «напала стая квадроберов»: дети в масках животных «лаяли на них, нападали и вели себя агрессивно; неудивительно, что от этой стаи пришлось отбиваться камнями». Женщина выразила мнение, что «увлечение» опасно для обоих сторон: и тех, кто вынужден лицезреть это, и самих детей, которые явно не понимают последствий такого поведения».
Фото: Александр Щербак/Коммерсантъ
А несколько дней назад в сети появилось видео, на котором на детской площадке ЖК «Большой» в Краснодаре девочка-квадробер в образе собаки укусила ребёнка за руку, а затем и облаяла, имитируя собаку. В комментариях девочку в маске животного предложили чипировать и стерилизовать, отметив, что «если есть квадроберы, то появятся и квадрохантеры».
Впрочем, мнения о модном увлечении разделяются даже внутри сообщества. Большинство квадроберов сходятся на том, что нападающие на людей ребята ведут себя неадекватно, но таких – единицы, и делать выводы обо всём движении на основе подобных случаев не стоит.
– Наверное, с первого взгляда дети в масках выглядят странно и немного пугающе. Но в соцсетях нас постоянно выставляют в негативном ключе: «стая квадроберов напала на людей», «зверо-люди едят кошачий корм» и так далее. Часто это просто громкие заголовки, а иногда и вообще фейки. Да, есть неадекваты, которые лают на прохожих или, например, едят собачью еду. Но такие есть всегда, и нет разницы, есть ли на них маска или нет. Считаю, что это не квадроберы – это дегенераты, которых не должно быть в обществе, – заявляет 15-летняя Мила.
К слову, её родители тоже не в курсе, чем занимается дочь. Мила признаётся: если отец увидит её в таком виде, страшно представить, что он сделает. Мама девочки тоже против квадробики, но при этом покупает заготовки для масок, считая, что дочь занимается только их изготовлением.
Поощряет занятия творчеством и мама 14-летней Вики. Девочке, кстати, поначалу тоже казалось странным и неадекватным подобное занятие. Но затем она сама втянулась и даже стала делать маски на заказ. За одну маску она получает около 2000–2500 рублей, делая в месяц по 5–6 масок. (На Авито маски в среднем стоят 1100 рублей, хвосты – 600 рублей, наборы – 1800 рублей, цена на изделия ручной работы доходит до 5000 рублей. – Прим. ред.). Родители Вики относятся к «звериным» прыжкам с неодобрением, но поддерживают её «заработок».
Большинство родителей выступают против квадробики, хотя часто даже не подозревают, чем заняты их дети. Но есть те, кто поддерживает увлечение. У Анастасии из Коломны двое дочерей – 10 и 7 лет – и сын 10 лет. Мальчику хобби показалось неинтересным, а девочки увлеклись квадробикой, следуя примеру подружек.
– Дочери играют во дворе с такими же девочками. Мальчиков в их компании нет. Сын квадробикой не увлекается, но постоянно защищает сестёр от негатива. Его много и от взрослых, и от ровесников. Так, учительница танцев сказала, что «это нужно лечить», какая-то мимо проходящая дама с собачкой причислила мою младшую дочь к ЛГБТ! Пришлось дочери объяснять значение этой аббревиатуры. Мальчики-ровесники могут обстрелять рябиной, обрызгать водой, кинуть какую-нибудь хлопушку под ноги, обзывают, угрожают. У младшей дочки один раз украли маску и, вероятно, уничтожили, у её подружки тоже. После этого я запретила девочкам уходить в соседние дворы, где я не смогу их оперативно защитить, – рассказывает Анастасия.
Анастасия воспринимает квадробику как увлечение: дочери творческие, украшали и красиво расписывали маски, расчёсывали хвостики. А когда началась учёба и стало меньше времени, начали охладевать к новому хобби. Анастасия подчёркивает: дочки никого не кусали и не ели кошачий корм, хотя в доме кошка и он в открытом доступе.
– Я считаю, люди негативно относятся к квадробике и подобным увлечениям по ряду причин. Во-первых, в обществе устоялось мнение, что «ребёнок должен быть незаметен». Он должен быть на кружке, в летнем лагере, в крайнем случае – с книжечкой на скамеечке. Девочки, лазающие по деревьям и прыгающие, как котики, – это странно. Эмансипация девочек – это вообще обществу страшно. Вызывает подозрения. Во-вторых, страх в духе чеховского «человека в футляре» – как бы чего не вышло, как бы от безобидного мяуканья девочки не перешли к социально-неодобряемым действиям. Есть такая цепочка «квадробика – фурри – аниме». Дело в том, что аниме временами транслирует не те ценности, и из-за этого оно вызывает опасение, хотя ещё 20 лет назад атмосфера была более благожелательная и раскрепощенная, и многие сегодняшние взрослые были анимешниками в юности. В-третьих, наверняка многие слышали что-то негативное по телевизору про квадробику и просто транслируют это, не задумываясь, – предполагает Анастасия.
Фестиваль поп-культуры Comic Con Russia. Фото: Зыков Кирилл/Агентство «Москва»
Среди родителей, впрочем, мнения тоже расходятся. Есть те, кто призывает относиться к новым увлечениям внимательно, но всё же спокойно.
– Кажется, будто многие взрослые не помнят или не знают, что такое подростковый возраст. Это принадлежность и к определённой культуре, и следование определённым стандартам поведения, и желание выделяться. Если дома с детьми не разговаривают, не обсуждают так называемые «тренды», не разъясняют, почему-то или иное плохо или хорошо, всё выливается в такое поведение. Или, наоборот, дома слишком строгие рамки. Родители, кстати, действительно могут даже не знать, что у ребёнка есть маска и хвост и что он на кого-то нападает где-то. Потому что родители, как я считаю, не знают примерно 30% о жизни своих детей. Ну и детская агрессия не просто так берётся, у неё есть свои причины. И во всём этом и должны разбираться адекватные взрослые. Обвинять же проще всего. Все дети играют в ролевые игры, это нормально для их возраста, даже быть собачками и кошечками. Но бывает, что детей заносит, и их поведение должны регулировать взрослые. Например, вовремя сказать им, что их поведение неправильное и что их игры зашли слишком далеко, – высказывается в комментариях к очередному видео о квадроберах Галина.
Есть те, кто настроен резко негативно, отмечая, что бывшие в моде до этого молодежные субкультуры просто нельзя сравнивать со «звериным» поведением.
– И готы, и эмо стояли на двух ногах и разговаривали на человеческом языке, никаких намёков на животные повадки у всевозможных неформалов не было. Да, склонность к самовыражению в той или иной мере естественна для подрастающего поколения, но в рамках человеческого облика, а не вот это всё. Тем более что все субкультуры развивались уже в подростковом возрасте, когда самосознание и психика уже более или менее сформировались. А эта новая мода касается детей порой самого юного возраста, когда начинают закладываться понятия элементарной морали: добро-зло, хорошо-плохо. И подобные игры могут деформировать этот процесс, происходит размывание самоидентификации: сегодня я человек, завтра я кошечка, послезавтра – собака. А потом глядишь: а может, я и не девочка (мальчик) вовсе? Может, я и утрирую, но лучше в этом деле перебдеть. К тому же в наше время, по сравнению с советскими временами, возможностей для самовыражения очень много. Почему же выбирают такое? – парирует в комментариях Александр.
Сообщений о квадробике стало настолько много, что на неё в итоге обратили внимание на высшем уровне. В Совете Федерации РФ предложили запретить субкультуру, ссылаясь на её небезопасность.
– Те формы субкультуры, в данном случае квадроберов, которые не только травмируют психику, но и могут привести к очень трагическим последствиям, необходимо запрещать, – заявила представитель Ярославской области в Совете Федерации Наталия Косихина.
Однако в Госдуме предложение не поддержали, отметив, что увлечение позволяет подросткам выпустить пар, а если они начинают мешать другим людям, их нужно наказывать по соответствующим статьям КоАП.
Мнения экспертов по поводу того, опасна ли квадробика и можно ли вообще назвать её новой субкультурой, тоже разделяются. Кто-то считает, что в детском возрасте детям свойственно подражать животным, к тому же сейчас популярны мультфильмы и видеоигры с антропоморфными персонажами, так что это просто часть взросления. Однако квадроберы используют внешние детали – хвосты, уши, лапы, ведут себя определённым образом, собираются в сообщества, и по этим признакам увлечение всё же можно считать субкультурой.
– Игра в животных может иметь различные предпосылки и носить различный характер. Перевоплощаясь, ребёнок может уходить от реальности. Если в семье или окружении есть проблемные, травмирующие ситуации, то ребёнку проще уйти в мир фантазии и таким образом успокоиться. Также причиной может стать желание привлечь внимание родителей или общества или желание не быть «белой вороной» среди увлечённых друзей. Это может быть просто веянье моды, и увлечение может закончиться так же быстро, как и началось, – объясняет практикующий детский и семейный психолог Татьяна Чулюкова.
По её мнению, если ребёнок в возрасте до 14–15 лет увлёкся переодеванием в животных, но помимо этого у него много других увлечений, не нарушено общение с окружающими людьми, нормы поведения в обществе соблюдены, он выполняет свои обязанности как член семьи, как школьник и не идентифицирует себя полностью с животным, повода для беспокойства нет. Если же ребёнок с головой ушёл в новое увлечение, употребляет корма для животных в пищу, нарушает общественный порядок, лает, агрессивно себя ведёт с окружающими, а выход из игровой ситуации проявляется болезненно, то необходимо выяснить причину подобного поведения и обратиться за консультацией к психологу.
– В любом случае родителям необходимо интересоваться личной жизнью ребёнка, дать понять ребёнку, что его внутренний мир ценен и важен для родителя. Если в семье существует взаимопонимание, безоценочное общение, то психика ребёнка в безопасности. Не нужно бояться даже нового увлечения, которое пусть и непонятно для родителей, но имеет место быть просто потому, что мы живём в обществе и не можем полностью оградить себя и близких от его влияния. Если же увлечение имеет «нездоровый» характер, то важно без криков и наказаний помочь ребёнку выйти из этого состояния и при необходимости обратиться к специалисту, – заключает Татьяна Чулюкова.
В играх в виде имитации поведения животных не видит ничего страшного и другой детский психолог, автор 11 книг Елена Бурьевая. По её мнению, представление себя в качестве животного в детском и подростковом возрасте даёт возможность выражаться безопасно: маска словно обезличивает и придаёт уверенности в себе. (Другое дело, что обычно это увлечение было прерогативой детей 2–3 лет.)
Фестиваль поп-культуры Comic Con Russia. Фото: Иванко Игорь/Агентство «Москва»
– Поведение животных, котят, щенят могут копировать дети с двух лет. Это такое безопасное пространство для проживания агрессии. Это может означать, что у детей нет возможности в обычной жизни как-то проживать свои негативные эмоции. Возможно, дома их негативные эмоции как-то подавляют, запрещают их испытывать. И такая игра помогает их прожить безопасно. Ещё такие игры могут означать, что у ребёнка мало самостоятельности, мало зон ответственности, особенно в подростковом возрасте. И они придумывают себе правила, чтобы создать среду, в которой, как им кажется, могут что-то контролировать. Кроме того, детям нужно общаться и дружить. Сейчас всё общение перешло в онлайн-пространство, и в реальности многим тяжело начать самый простой разговор. Квадробика даёт возможность преодолеть стеснение, – говорит Елена Бурьевая.
По мнению психолога, если ребёнок вообще не может самовыражаться и общаться без маски, это может свидетельствовать о низкой самооценке, неуверенности в себе, сложностях выстраивания коммуникаций со сверстниками. Если ребёнок ест кошачий корм, использует какие-то предметы, не предназначенные для человека, и тем более говорит, что чувствует себя животным, идентифицирует себя с животным, стоит идти не только к психологу, но и к психиатру. Стоит обращать внимание и на видео, которые снимают дети в «звериных» образах. В самих роликах нет ничего плохого. Однако не все ролики могут быть безобидными. Например, бывают видео, где имитируют половой акт животных. Это может говорить о том, что ребёнку не хватает знаний по половому воспитанию. А может указывать на какие-то более серьёзные нарушения. В любом случае такие вещи должны стать для родителей «красным флагом».
– Слышала, есть такие случаи, когда взрослый водит ребёнка в маске собачки или кошечки чуть ли не на поводке. Это недопустимо! Наоборот, взрослые должны обозначать рамки: это игра, а это уже не игра, объяснять, что есть социально неприемлемые вещи и неприемлемое поведение, – добавляет Елена Бурьевая.
Проблема общения не только среди детей и подростков, но и среди взрослых – ключевая. Помогут ли в этом подросткам кошачьи маски и хвостики – отдельный вопрос. Больше всего же здесь вопросов к взрослым. Как так получилось, что подросткам 14–15 лет, которым через несколько лет будут доступны все гражданские права, комфортнее быть кошечкой, а не человеком? Что в их представлении человек и человеческое достоинство? Сложно, например, себе представить такое увлечение в дореволюционной России среди детей аристократов, например. В 14–15 лет это были уже почти взрослые люди. А для наших детей такое увлечение может быть нормальным. Или нет? И как живут взрослые, что их детям хочется быть собачками?