Зайти через эстетику
Взрослые часто говорят детям, когда те хотят совершить какую-то пакость: «Это некрасиво». Но что значит красота дела? Ирина Понамарёва, учитель словесности гимназии № 3 города Архангельска, отмечает: этой фразой мы как раз предостерегаем детей от безнравственных и бессовестных поступков. Так как ребёнку еще чужды такие высокие понятия, проще и эффективнее заменить их на «красоту».
Антон Скулачев, учитель литературы московской гимназии № 1514, председатель Гильдии словесников, рассказывает, что именно эстетика и художественные работы помогают донести до школьника высокие и сложные темы. Например, с помощью живописных работ Елены Черкасовой, поэзии Тимура Кибирова в школе можно обсуждать библейские сюжеты.
– Нужно идти от ученика, от его мировосприятия, тогда получится продуктивный диалог. Работы Черкасовой выполнены в такой стилистике, будто картины нарисованы ребёнком. Язык Кибирова тоже очень прост. Благодаря этому можно говорить на самые сложные темы, – отмечает Скулачев.
Однако преподаватель гимназии № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга Татьяна Ерёмина предостерегает: идти на поводу у детей всё же не стоит. Стоит давать для обсуждения такие произведения, в которых можно искать глубокие смыслы. Темы должны быть интересны не только подростку, но и взрослому, чтобы получился конструктивный диалог.
Не избегать сложных вопросов
Александра Поливанова, куратор просветительских программ общества «Мемориал», ведущая программ «Мемориала» для школьников, отмечает, что при разговоре на такие сложные темы большую роль играет работа не только с художественными произведениями, но и с документами.
– Мы в «Мемориале» путём работы с источниками приходим к выводам, что советское общество было обществом насилия и лжи. Обо всём этом мы говорим, не просто рассказывая, а работая и деконструируя события, – говорит Поливанова. – Передо мной не стоит задача трансляции определённой системы ценностей. Нам важно, чтобы ребёнок дошёл до каких-то выводов сам. Тем более стоит помнить: система ценностей учителя ничем не лучше детских представлений.
На взгляд эксперта, работа с источниками также учит ребёнка критическому мышлению. Развивать это качество можно и путём постоянного вопрошания, то есть взрослому необходимо спрашивать ребёнка, что он думает о том или ином событии.
– Не нужно бояться задавать сложные вопросы, ведь ребёнок не отличается от взрослого, – говорит основательница проекта «Бебунг» Анастасия Серазетдинова. – Говорите с детьми про выбор, про ответственность. Будьте честными с ними.
С этим соглашается Яна Пантуева, кандидат филологических наук, доцент Свято-Филаретовского православно-христианского института.
– Дети не любят, когда их держат за дураков. Поэтому у взрослых должны быть четкие представления о своей системе ценностей: если мы не сумеем объяснить ребенку что-то непонятное, мы потеряем его доверие. Это внешне ребята хорохорятся, а на самом деле они очень беззащитны и все время ищут, кому могут довериться, – считает Пантуева.
«Правильная» среда
Другим определяющим фактором при усвоении ребёнком и подростком нравственных ценностей, по мнению экспертов, становится среда, в которой он вырос, ведь нравственность не врождённое качество. Наталья Чернышёва, директор частной православной школы, считает православную среду наиболее благоприятной для воспитания.
– Если в среде, в которой растёт ребёнок, признаётся Высшее начало, то здесь знакомо такое понятие, как страх Божий, а значит, человеку априори нельзя совершать плохие поступки. А если нет Бога, то всё дозволено, – говорит Чернышёва.
Тревожьте совесть ребёнка
Принятие ребёнка – ещё один важный компонент в беседах о высоком.
– Любой ребёнок – это сама ценность, – отмечает Серазетдинова. – Что бы он ни говорил, что бы ни делал, мы должны научиться принимать его поступки. Да, иногда нам кажется, что мы-то, взрослые, знаем, как правильнее, как лучше. Но мы не должны его переубеждать и говорить, что он неправ.
– Настоящее образование связано с обретением человеком внутренней свободы, – говорит Пантуева. – И мой ключ для бесед о нравственности и в других сложных вопросах заключается в тревоге. Будите, ищите, тревожьте совесть ребёнка. И не забывайте следить за своими поступками. Если ребёнок не будет видеть в нас самих то, о чём мы пытаемся с ним говорить, то все слова превратятся в пустое.