Нобелевскую премию по экономике за 2024 год на прошлой неделе получили Дарон Аджемоглу, Саймон Джонсон и Джеймс А. Робинсон. Они много лет исследуют причины, почему одни страны стали богатыми, а другие – бедными. Главный вывод – мировая история и сегодняшний день свидетельствуют в пользу того, что управлять страной и жить надо вместе. Жёсткая иерархичность ведёт к нищете и кровавым катаклизмам.
Книга Дарона Аджемоглу и Джеймса А. Робинсона «Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты» является моей настольной книгой с 2019 года, когда я взяла её на Гражданском форуме в Москве. В коридоре стопка увесистых томов лежала для того, чтобы её мог бесплатно получить любой желающий. Видимо, инициатор Общероссийского гражданского форума Алексей Кудрин и автор предисловия к книге Анатолий Чубайс таким образом хотели искупить свои грехи. Какие – сразу будет понятно, когда мы ознакомимся с основной идеей книги, за которую спустя пять лет авторы получат Нобелевскую премию.
Книга анализирует причины огромного разрыва в доходах, который разделяет самые богатые страны – такие как США, Великобритания и страны северной Европы, и самые бедные – государства тропической Африки, Центральной Америки и Юго-Восточной Азии. Традиционно различия в уровне благосостояния объяснялись географическими причинами, религиозными особенностями и так далее. Но авторы приводят примеры, когда разделённые государственной границей города абсолютно одинаковой местности, с одинаковой историей и населением живут совершенно по-разному.
Город Ногалес разделен пополам стеной. С одной её стороны – США, с другой – Мексика. На американской части средний доход на семью 30 000 долларов в год, все дети ходят в школу, продолжительность жизни высокая. На мексиканской части – при том что это благополучная часть Мексики – доход составляет треть от доходов американских соседей, большинство подростков в школу не ходят, высокая преступность и низкая продолжительность жизни.
Мы в России тоже знаем такое место: это норвежский городок Киркенес и примыкающий к нему с российской стороны поселок Никель в Мурманской области. В былые времена, когда границы в Шенген были открыты для любого обладателя визы (а жителям Мурманской области шенгенские визы выдавали на длительные сроки), многие публиковали в соцсетях сравнения этих двух населённых пунктов. С одной стороны – северная беспросветность, панельные дома из железобетонных блоков постройки позднего СССР. С другой – северное благополучие, разноцветные домики, уютные кафе.
Дарон Аджемоглу и Джеймс Робинсон видят причину бедности и богатства в социальных институтах. Они противопоставляют экстрактивные институты, где общество максимально оторвано от власти и влияния на управление государством, инклюзивным институтам, при которых общество вовлечено в управление страной.
Проведённый ими научный эксперимент – сравнение многовековой истории разных стран (охват – примерно лет 400), а также ситуации, сложившейся в начале XXI века – база для выводов о прямой зависимости достатка от уровня вовлечённости в управление народа. Там, где власть принадлежит «узкому кругу ограниченных людей», обычно не бывает ничего хорошего даже при изобилии природных ресурсов, плодороднейших почвах и благодатном климате.