Ереван – город синих фонтанов

Попав в Ереван, понимаешь, что такое национальное государство

Ереван на фоне горы Арарат. Фото: Aleksandr Popov / Unsplash

Ереван на фоне горы Арарат. Фото: Aleksandr Popov / Unsplash

Когда я говорил, что собираюсь в Ереван, знакомые предупреждали: «Смотри, там сейчас не любят русских». В общем, я и сам несколько опасался, зная о событиях последних лет. Впервые я прилетел в аэропорт «Звартноц» в мае этого года. Добрался на такси до отеля, а уже через пару часов гулял по улицам Еревана. Я только что побывал в Иране. Там я жил в более дорогой гостинице, там меня бесплатно кормили в прекрасных ресторанах и водили на экскурсию в прекрасный Гюлистан. В Армении всё было проще, но с первых же часов я чувствовал себя гораздо комфортнее. Христианская страна, где к тому же многие знают русский. Да и русская речь звучит чуть ли не на каждом перекрестке.  

Ереван – очень древний город. Армяне считают, что он был основан за восемь веков до Рождества Христова. То есть Еревану немногим менее трёх тысяч лет. Однако современный город был построен большей частью в середине XX века. Красивые и довольно массивные здания почти все из розового туфа. На фоне обильной южной зелени они выглядят прекрасно. В центре города множество высоких платанов. В парках и скверах работают фонтаны, которые по вечерам ещё и подсвечены, чаще всего в синий цвет. Самые знаменитые из них – поющие фонтаны на площади Республики. Цветные струи воды поднимаются в воздух и будто пульсируют в ритме музыки. Чаще всего армянской, но и западной, и русской. Самое впечатляющее зрелище, когда играют «Танец с саблями» Хачатуряна. Поющие фонтаны есть и у нас в Сочи, но люди, видевшие и сочинские, и ереванские, почему-то отдают предпочтение ереванским. Может быть, из-за подбора музыки. 

Фото: Yuri Oparin / Unsplash
Фото: Yuri Oparin / Unsplash

А ещё в Ереване множество питьевых фонтанчиков. Вода в них вкусная, прохладная и чистая. Такие фонтанчики я видел и в Гегарде, когда ездил посмотреть на высеченный в скале средневековый армянский храм. 

Христианство здесь утвердилось ещё в начале IV века, чем армяне очень гордятся. Центр Армянской апостольской церкви – резиденция католикоса всех армян – находится неподалеку от Еревана, в священном городе Эчмиадзине. Христианство проповедовали всем народам, но эта его ветвь прочно соединилась с исторической судьбой армян и стала частью их национальной идентичности.

Крупнейший в Ереване храм святого Григория Просветителя – очень просторный. Он более всего напоминает не православные и католические храмы, а большой филармонический зал. Широкие скамьи со спинками усиливают сходство. Здесь, как и у католиков, принято сидеть во время богослужения. Старинная церковь Богородицы Катогике (XIII век), напротив, такая маленькая, что похожа на часовню. В неё трудно зайти из-за жара от множества зажжённых свечей.

Храм святого Григория Просветителя. Фото: Tigran Kharatyan / Unsplash
Храм святого Григория Просветителя. Фото: Tigran Kharatyan / Unsplash

Только попав в Ереван, понимаешь, что такое на самом деле национальное государство. Мы привыкли к интернационализму и космополитизму наших городов, где улицы до сих пор носят имена немецких, французских, итальянских и даже африканских революционеров. В моём родном Екатеринбурге до сих пор люди живут на улицах Маркса, Энгельса, Бебеля, Либкнехта, Долорес Ибаррури, Патриса Лумумбы. Люди в большинстве своём и не знают, кто это такие. Зачем нужны эти названия в городе, к исторической судьбе которого эти деятели не имели никакого отношения? А разве нет таких названий в других городах России?

Другое дело Ереван. Здесь очень трудно найти улицу, названную в честь не армянина. Историю и культуру армянского народа можно изучать по карте города. Проспект маршала Баграмяна. Улицы Анастаса Микояна, Микаэла Налбандяна, Ованеса Туманяна, Хачатура Абовяна. Редчайшее исключение – улица Грибоедова. 

Улица Абовяна. Фото: Gevorg Avetisyan / Unsplash
Улица Абовяна. Фото: Gevorg Avetisyan / Unsplash

Свою страну армяне нередко называют Восточной Арменией. Есть ведь ещё и Армения Западная. Когда я однажды при двух армянах, молодом человеке и его девушке, сказал, что гора Арарат находится в Турции, девушка тут же вспылила: «В Западной Армении!». Однако находится эта земля всё равно за армяно-турецкой границей. Можно только посмотреть издали на сверкающие снега Арарата. 

Я выступал перед читателями в Национальной библиотеке Армении. Один из организаторов, человек средних лет, даже немолодой, извинился: «Давно не говорил по-русски. В последние годы всё больше общаемся по-английски, с американцами». Старшее поколение русский знает, а вот среднее и молодое уже не всегда. Молодые люди, знающие русский, часто работают администраторами гостиниц, продавцами в супермаркетах, если они расположены в центре города, в туристических местах. Но там, где туристов немного, атмосфера совсем другая. 

Дождь загнал нас с женой в забегаловку, где обедали одни армяне. Пожилая официантка знала русский, а хозяин заведения, крупный мужчина лет сорока, объяснялся с нами на английском. Вокруг звучала только армянская речь. 

Фото: Kel Avelino / Unsplash
Фото: Kel Avelino / Unsplash

После распада Советского Союза Армения стала почти моноэтничным государством. Четверть века там жили практически одни лишь армяне. Да и сейчас, по официальным данным, в Ереване почти 98% жителей армяне. Однако реальность заметно отличается от статистики. На центральных улицах слышна русская речь, нередко и английская, реже – французская. Ереван стал  туристическим городом. Здесь поселилось много русских релокантов, которые заметно повлияли на городскую жизнь. Немало, очевидно, и бизнесменов, приехавших в Армению по делам. Вечером на пешеходной улице Ташир молодой человек играет на гитаре и поёт на отличном русском песню из сериала «Бандитский Петербург»:

Ночь и тишина, данная на век,

Дождь, а может быть, падает снег,

Всё равно, бесконечно надеждой согрет,

Я вдали вижу город, которого нет…

В местных супермаркетах покупателя встречают знакомые продукты хорошо известных брендов: колбасы от «Мираторга», вафли «Яшкино», замороженная рыба «Русское море». Российских товаров очень много, особенно в продуктовых магазинах. 

Мы с женой считали, что на Кавказе повсюду можно приобрести красивый, с гравировками, кинжал. Решили посмотреть, нет ли в Ереване чего-то особенно интересного. Воображение рисовало булатную сталь, рукоять и ножны с инкрустацией. В подземном переходе продавались какие-то ножи – как выяснилось, не армянские, а китайские. Зашли в оружейный магазин, где целую витрину занимали охотничьи кинжалы и ножи. Некоторые были очень красивы, с гравировками. «Армянские?» «Нет, это всё из России», – ответил продавец.

Фото: Hasmik Ghazaryan Olson / Unsplash
Фото: Hasmik Ghazaryan Olson / Unsplash

Влияние России здесь не столько политическое, сколько экономическое. Оно прочнее и  меньше зависит от внешнеполитической конъюнктуры и от воли премьер-министра. 

Отношение к русским, в общем-то, хорошее, доброжелательное. Хотя знала страна и вспышки антирусских настроений. Писатель Рубен Ишханян в книге «Армения: 110 лет ожидания» вспоминает, как после повышения тарифов на электроэнергию в стране начались беспорядки. В то время против России и русских выдвигали самые нелепые обвинения, даже в землетрясении 1988 года умудрились обвинить! В разговорах с армянами и сейчас можно услышать много такого, что неприятно изумит русского. Однако я враждебности к русским не заметил. В худшем случае сдержанное молчание. Но встречается и традиционное гостеприимство. После выступления подходит незнакомый мужчина, представляется, приглашает в гости. «Сейчас нет времени? Приходите обязательно, когда будете снова в Армении».

Продолжение следует

Читайте также