Госдума рассматривает проект бюджета страны на 2025–2027 годы. Документ, конечно, прелюбопытный, поскольку более чем красноречиво высвечивает векторы развития страны. Главная статья расходов – по-прежнему оборона, в следующем году траты в этой части ещё возрастут. Второе место занимает социальная политика, однако расходы в этой части значительно урезаны. Как и на здравоохранение с образованием, на которые в бюджете и так всегда отводятся весьма скромные доли, не превышающие 5%. Очень, конечно, интересно посмотреть, как прогнозируемое распределение поступаемых в казну денег соотносится с декларируемыми государством ценностями.
Одной из важнейших ценностей нынче, если вдруг кто позабыл, у нас объявлено будущее, а именно – продолжение страны в детях. И хоть Год семьи и заканчивается, демографические приоритеты, как нам говорят, остаются прежними. Под это и нацпроекты новые запустили: «Семья», «Молодёжь и дети». На них выделили почти 3,3 трлн рублей – правда, сумма эта размазана по разным статьям расходов: черпать предлагают из кубышек с этикетками «Социальная политика», «Здравоохранение» и «Образование». Непонятно, однако, много ли можно выскрести из последних двух, ведь на медицину планируется потратить в следующем году не более 4,5%, а на условную школу – 3,7%. Мелковато как-то для державы, решившей в срочном порядке всех перерожать.
Для сравнения: в США на здравоохранение ежегодно тратится около 15%; в Бельгии, Германии, Нидерландах, Канаде, Финляндии, Франции, Швеции, Японии – примерно 10–12%. На образование мы также тратим в два раза меньше, чем в Дании и Израиле, и в три раза меньше, чем в Финляндии. Скажут: некорректно сравнивать с другими государствами. Непонятно, конечно, почему некорректно, но не будем лезть в ненужную полемику, можно ведь сопоставить и собственные расходы по годам. Траты на школы и больницы, увы, никогда не были в нашей стране сколько-нибудь существенными, но всё же ранее они колебались в пределах 4,5–5,5% – тенденция к снижению очевидна.
|
Но ещё больше просесть грозятся расходы на соцполитику. В 2025 году на эти цели планируется потратить 15,6%. В 2021 году (когда мы даже предположить не могли, какие крутые внешнеполитические перемены нас ждут) на социальную политику уходило более четверти всей казны (26%), в 2013 году (ещё перед одним историческим водоразделом) – почти треть (29%). И вот ещё что важно: сокращение финансирования мы наблюдаем на фоне роста государственных обязательств.
А они растут. Во-первых, инфляция. Будут проиндексированы материнский капитал, единое пособие на детей. Во-вторых, иные обстоятельства. Например, в последние годы из-за повышения Центробанком ключевой ставки в десятки раз выросли траты государства на субсидирование льготной ипотеки. Если в 2020 году на компенсации банкам было выделено всего 1,1 млрд рублей, то за первые полгода 2024-го – почти 200 млрд. И на сегодня, хотя год ещё не закончился, лимиты субсидирования почти вычерпаны. А в будущем эти расходы вырастут ещё. Да, льготные программы сворачиваются, но ведь обязательства нужно выполнять по уже взятым людьми кредитам. В ближайшие три года на семейную ипотеку и ипотечные субсидии для многодетных выделят 1,8 трлн рублей. Это на 100 млрд больше, чем на выплаты по увеличенному материнскому капиталу. А вместе эти расходы составляют почти пятую часть всех расходов на соцполитику.
|
Дебет с кредитом тут, конечно, никак не сходится. Вариантов развития событий тут, собственно, немного. Субсидируя одно, будут нещадно экономить на другом. Например, на пенсиях. Их планируют проиндексировать всего-то на 7%. Хотя зарплаты, как нам говорят, только в первом полугодии 2024 года выросли в среднем на 35%, а значит, пропорционально увеличились и страховые пенсионные отчисления. А ещё, возможно, будут отчаянно пытаться достать недостающее из внебюджетных источников. И это, повторюсь, чтобы выполнить уже взятые обязательства. А вот с поддержкой новых семей, только рождённых в этих семьях детей всё может быть совсем туго.
В этом свете пламенные призывы к населению рожать побольше выглядят даже кощунственными. Ведь в какой мир предлагается приводить новых людей? В мир, где не строят в нормальном количестве новых школ, не открывают новых поликлиник. В мир, в котором работающему человеку недоступна ипотека, потому что, если зарплата выросла на треть (у кого-то, но не у всех), то средний платёж по жилищному кредиту вырос раза в два. В мир, где родителей не могут выручить бабушки и дедушки, потому что сами вынуждены работать до последнего, ведь на пенсию не прожить. В мир, где реальным приоритетом является производство снарядов и танков, на что красноречиво указывает проект бюджета страны. Не очень-то в таком мире уютно. Да что там неуютно – откровенно небезопасно.
Удивляться, впрочем, нечему. У нас всегда так: чем яростнее за что-то агитируют, обещая откликнувшимся поддержку, почёт и уважение, тем очевиднее, что даже с условно бесплатными почётом и уважением могут прокатить. Чтобы народ нечаянно не разбаловался. Ну правда же, ничто так морально не обесценивает родительский труд, как нынешняя демографическая политика. Борцов за повышение рождаемости послушать, так нового человека родить и воспитать – это раз плюнуть просто. И ничего-то для того, чтобы достойного гражданина вырастить, и не нужно: с голоду помереть государство не даст (может быть), а остальное, говорят, блажь. А то, что люди не хотят, чтобы дети их росли, как трава, что семьи не желают перебиваться с пособия на пособие или пахать на трёх работах, не только собственных детей не видя, но и света белого, никто понимать не хочет.
Впрочем, всё это, конечно, не новость. В ближайшие годы, несмотря на бодрую трескотню чиновников о том, как всё у нас развивается и хорошеет, всем нам опять будет материально трудно. И особенно людям семейным, тем, кто отвечает не только за себя. Это понятно и без ознакомления с новым бюджетом страны.