Религиозное образование и подготовка к этим шагам осуществляется посредством одного или двух еженедельных уроков катехизации, которые проводятся в соответствующей церкви по месту жительства (хотя это не является обязательным условием – в принципе, можно ходить в любую церковь). При каждой церкви есть ещё одно место, которое в значительной степени характеризует итальянское религиозное воспитание: ораторий (oratorio). Это учреждение имеет очень долгую историю, восходящую к святому Филиппу Нери (XVI век). Впоследствии благодаря опыту центров, открытых для уличных девочек в Вероне по инициативе святой Магдалены из Каноссы в первом десятилетии XIX века, оно нашло своё полное воплощение в деятельности Джованни Мельхиора Боско, известного как Дон Боско (вторая половина XIX века). Ораторий – это здание, построенное при церкви и открытое для всех, где после школы собираются дети, за которыми присматривают воспитатели-подростки, называемые аниматорами (animatori). Обычно дети после школы один или два дня в неделю ходят в ораторий на катехизацию. В большинстве случаев оратории посещают крещёные католики, но не только, потому что летом эти учреждения также выполняют роль летних школ или лагерей, которые занимают детей целыми днями в течение полутора-двух месяцев (до августа) групповыми прогулками и совместными играми: будучи при церкви, посетители школ в ораториях также поют религиозные песни и все вместе молятся, хотя, заметим, ни один ребёнок не обязан участвовать во всём перечисленном.
Что касается моего конкретного случая, то я родился и вырос в небольшом городке Маджента в провинции Милана, и поэтому я больше привык к амвросианскому обряду миланской архиепархии, который, несмотря ни на что, сохраняет свои традиции. Одна из них – опять же, автобиографическая – касается подготовительных встреч для причастия или конфирмации на стадионе «Сан-Сиро», которые в течение многих лет проводил кардинал Джанфранко Равази, символ миланской архиепархии не только потому, что он уроженец той же области (Ломбардии), но и благодаря своей культурной глубине (он владеет древними языками, является библеистом и археологом, а также изучал философию у одного из величайших итальянских философов прошлого века – Эмануэле Северино). Но религиозное воспитание итальянцев этим не ограничивается, поскольку «религия» также преподаётся в школе один-два часа в неделю. На этих уроках рассказывают об основных характеристиках христианства и католицизма, а также об основных отличиях от других «великих религий», то есть других монотеистических религий. Этот аспект интересен тем, что уже почти 100 лет находится в центре ожесточённых споров, поскольку, несмотря на то что Италия является светской страной, там не только преподаются уроки веры, но и крест по-прежнему висит в общественных местах (школах, судах и т. д.). Очевидно, почему присутствие крестов и изучение религии находятся в центре сильных и продолжительных дебатов: хотя верно, что веру нельзя навязывать, верно и то, что исторически существуют различные более или менее классические и/или консервативные интерпретации либерализма, готовые принять религиозную символику самой распространенной в определенной стране религии, так как в данном случае она воплощает общий культурный код соответствующего народа, если это, конечно, никоим образом не подрывает фундаментальные принципы светского государства и образования.
Фото: Green Liu / Unsplash
Таким образом, итальянское религиозное воспитание в целом является одновременно и социальным обычаем, и поведенческой привычкой, что характеризует его самобытность. Для многих, к сожалению, это просто то, что нужно делать, потому что так было всегда, а обратное оскорбило бы близких родственников, особенно определенного возраста (например, не ходить на мессу по воскресеньям и т.п.). Этот негативный аспект не только характеризует любой социальный обычай, но и в периоды духовного, морального и культурного кризиса может перерасти в пустой автоматизм. С другой стороны, несмотря на только что отмеченные критические моменты, таким образом сохраняется связь между разными поколениями итальянцев и одним из самых важных и распространенных элементов их идентичности – принадлежностью к христианской религии. Кроме того, следует учитывать, что упомянутые выше уроки религии, очевидно, не являются обязательными (и, следовательно, никого не исключают): есть родители, которые, даже если они католики и крестили своих детей, предпочитают не отправлять их на эти уроки (хотя следует признать, что такой случай редок, чаще семья исповедует другую религию). Однако «привычка» имеет и ярко выраженную положительную сторону: благодаря ей каждый человек имеет минимальную базу теоретических и практических религиозных знаний. Таким образом, катехизация – это не только жизненный опыт, связанный с детством и юностью большинства итальянцев и являющийся одним из культурных и моральных скреп общества, но и духовная база теоретических и практических знаний, к которой каждый может вернуться в разные периоды своей жизни, чтобы вступить на путь с более или менее предсказуемыми результатами.
Ораторио Сан-Кристофоро в Вольтерре. Фото: Christian v.R. / Wikipedia
Однако, похоже, этой ситуации суждено измениться: миграционные феномены последних десятилетий и растущее распространение других религий, таких как ислам (суннитский), но не только (вспомните индуизм или сикхизм), окажут глубокое влияние на отношения между обществом, государственными и религиозными учреждениями. Добавьте к этому духовный кризис коренных обществ (не только итальянского, но и других западноевропейских), кризис призваний, падение посещаемости церквей. На сегодняшний день существует множество предложений отменить преподавание религии в школах. Другие предлагают перейти от «часа религии» к «часу религий», а некоторые задаются вопросом: какой смысл держать крест в общественных местах, если всё меньше и меньше людей ходят на мессу, а представители других религий, так называемые новые итальянцы, всё-таки более религиозны (некоторые священники уже предоставляют здания ораториев мусульманам для проведения молитв). В такое время, как сейчас, любая позиция по этим вопросам может быть искажена как «справа», так и «слева» (имею в виду эти термины в политическом смысле): в любом случае полезно помнить, что диалог между двумя культурами прекращается, как только одна из них отказывается от себя во имя уважения к другой. Иными словами, христианин, ограничивающий или полностью отказывающийся от своей веры ради диалога с индуистом, исламистом или китайцем (в культуре которого божественность понимается совершенно иначе), предает сами идеалы, которые он исповедует, а именно идеалы мультикультурализма или мирного сосуществования между различными религиями и этническими сообществами (это не обязательно одно и то же). С другой стороны, закрывать глаза – тоже не выход, а асептическое повторение прошлых моделей и ответов очень часто может только ухудшить ситуацию.