Дискриминация и сегрегация по национальному признаку среди граждан Израиля
Население Израиля составляет около 9 млн человек. Это те, кто имеет израильский паспорт. Из них около 6,5 млн – евреи, около 2 млн – палестинцы и около 500 тыс. – национальные меньшинства. Если мы говорим о палестинцах с израильским паспортом, то они, хотя являются гражданами Израиля, всё равно подвержены расовой дискриминации. Согласно отчёту Human’s right watch, Израиль намеренно препятствует получению израильскими палестинцами образования, равному тому, которое получают еврейские дети.
«Израильское правительство управляет двумя отдельными школьными системами: одной для еврейских детей и одной для палестинских арабских детей. Дискриминация в отношении палестинских арабских детей окрашивает каждый аспект этих двух систем», – говорится в отчёте правозащитной организации.
Фото: Tim Mossholder / Unsplash
Дискриминационная политика осуществляется в отношении земли. С 1948-го по 1953 год Израиль построил 370 еврейских городов и деревень, из них 350 построены на землях, отобранных у палестинцев. На 13% территории Израиля, которые принадлежат Еврейскому национальному фонду (ЕНФ), запрещено селиться израильтянам нееврейского происхождения. Хотя палестинских граждан Израиля 21% населения, но менее 3% всех земель страны подпадают под юрисдикцию палестинских муниципалитетов. Большинство израильских палестинцев живут на этих 3% земли, ещё небольшая часть – в городах со смешанным населением, таких как Хайфа и Акко.
На территории Негева и Галилеи, что составляет 2/3 Израиля, поселениям с менее 400 хозяйств разрешается отклонять заявки на проживание тем, кого специальная комиссия сочтёт «неподходящими для жизни общества» или «несовместимыми с социально-культурной средой». На практике это оборачивается тем, что такими «неподходящими» и «несовместимыми», как правило, оказываются палестинские израильтяне. Таким образом, мы видим, что на большей части территории Израиля гражданам палестинского происхождения невозможно приобрести землю в силу своей национальности.
Конечно, дискриминация и расовая сегрегация, которая есть внутри Израиля по отношению к палестинцам с паспортом, резко отличается в худшую сторону по сравнению с палестинцами на ОПТ.
Ранее мы рассматривали сектор Газа, сегодня поговорим о Западном береге реки Иордан.
Дороги только для евреев
Палестинцы на оккупированных территориях, в отличие от израильских палестинцев, не имеют израильского паспорта, подчиняются не гражданским властям, а военной комендатуре. Естественно, никакого участия в гражданской жизни Израиля у них нет. Даже в зоне А, где управляет палестинская администрация, израильские военные могут вмешиваться в жизнь анклава совершенно беспрепятственно. Судебная власть на оккупированной территории, за исключением зоны А, – это военные суды, что является нарушением международного права. Такие явления, как адвокаты, защита и проч., здесь или полностью отсутствуют, или символические.
На всей территории Западного берега палестинцы ограничены в передвижении 645 препятствиями, как это установила ООН в начале 2023 года. Сюда входят многочисленные КПП – как постоянные, так и временные. Наличие последних означает, что КПП может появиться в любой момент в любом месте. На этих пунктах палестинцев часто без всякой причины задерживают, подвергают различным унижениям и издевательствам. Израильские поселения и блокпосты разрывают территорию Западного берега на 165 анклавов. Порою на КПП часами приходится стоять машинам скорой помощи с пациентами. Палестинцам часто приходится идти часами из точки А в точку Б, где по прямой 10 минут пешком. При этом израильтянам можно передвигаться где угодно, и есть дороги, по которым палестинцам ездить нельзя. Всё это в разы ухудшилось после 7 октября 2023 года.
Фото: Mohammed Ibrahim / Unsplash
Если вы житель ОПТ, то вас могут задержать в любой момент, искать для этого повода особо не нужно. Например, вас могут обвинить в подстрекательстве, если вы будете где-то публично высказываться критично об израильских властях или армии. При этом еврейские поселенцы на ОПТ в случае задержания предстанут перед гражданским судом. Две судебные системы здесь существуют параллельно для людей, живущих бок о бок.
Также палестинцу грозит арест или задержание практически за любую форму протеста. Правозащитные организации подвергаются постоянным гонениям и закрываются по поводу и без повода, палестинских правозащитников бросают в тюрьмы.
Военный суд для детей
Все палестинцы с ОПТ предстают перед военным судом, такой аналог сталинских троек. Данные суды выносят 99% обвинительных приговоров, 97% приговоров – это признательные показания самих арестованных, что делает израильских силовиков ещё более похожими на НКВД. Естественно, такое количество признаний достигается с помощью пыток, которые широко применяются в израильских тюрьмах.
Задержанных привязывают в неудобных позах и оставляют на длительное время во время допроса. Допрашивающие часто стоят на коленях на задержанном, на их спинах, плечах или животе. Нередко их сильно избивают, подвергают различным формам удушения. Сажают в одиночные камеры иногда на месяцы. Унижают, кричат, запугивают, заставляют смотреть видео с пытками других заключённых. Заставляют наблюдать, как допрашивают других членов семьи. Обо всех этих преступлениях есть доклады ООН и других правозащитных организаций.
«Важно то, что сами военные суды являются частью военного аппарата Израиля, используемого для поддержания и увековечения незаконной оккупации. Эта система судов подчиняется и действует исключительно в интересах оккупирующей державы, а не палестинских гражданских лиц, которых здесь судят. Таким образом, израильские военные суды и выносимые ими решения являются незаконными», – делает вывод британская правозащитная организация War On Want.
В Израиле существует уникальный в мире военный суд – для детей. Дети обоего пола также могут задерживаться без всяких оснований и подвергаться пыткам и сексуальному насилию. Согласно отчёту организации «Спасите детей», 86% задержанных несовершенолетних подвергаются избиениям, 69% процентов раздеванию при досмотре, 42% получают травмы в момент ареста, включая огнестрельные ранения и переломы. Периодически детей содержат в маленьких клетках. Женщины и девочки, по сообщению ООН, могут подвергаться сексуализированному насилию, угрозам сексуализированного насилия или даже изнасилованиям.
Но всё это было до 7 октября 2023 года. Разверзлась преисподняя. Израильская правозащитная организация «Бецелем» так и назвала своё расследование – «Добро пожаловать в ад».
Пытки и истязания в израильских тюрьмах
К июлю 2024 в тюрьмах содержалось 9 623 человека, 4 781 были задержаны без каких-либо обвинений. Там содержатся палестинцы как из сектора Газа, так и с Западного берега, есть даже палестинцы с израильским паспортом.
Пытки также усилились. Все заключённые долгое время могут находиться с завязанными глазами, некоторые по несколько месяцев! Им запрещено разговаривать, принимать определённые позы. За нарушение этих правил следуют сильные избиения. Избивать и пытать могут и просто так, без всякого повода. Пытают голодом и жаждой. Как правило, заключённые теряют десятки килограммов за несколько месяцев. Были случаи ампутации конечностей из-за того, что люди долгое время были в наручниках.
Граффити Banksy на Западном берегу Палестины. Фото: Dan Meyers / Unsplash
По личному приказу министра национальной безопасности Итамара Бен-Гвира для палестинских заключённых сильно сократили рацион, порой могут не кормить по несколько дней. Пытки при допросах, которые и раньше применялись по отношению к палестинским заключённым в израильских тюрьмах, усилились многократно.
Согласно отчёту израильских правозащитников, палестинцев после 7 октября стали помещать в переполненные камеры с совершенно антисанитарными условиями, практически без доступа к медицинской помощи. В силу этих условий люди с хроническими заболеваниями, особенно после серьёзного избиения, довольно быстро умирают. Например, Мухамад Аль-Сабар, 21-летний палестинец, страдал серьёзным хроническим заболеванием ЖКТ и нуждался в специальной диете и приёме медикаментов. Его сосед по камере Атеф Ававда вспоминал, что когда приступы боли стали особенно нестерпимыми, они позвали медсестру, на что она предложила Аль-Сабару «удариться головой об стену». Другой медик через некоторое время сжалился над Мухамадом и сделал ему укол, тем не менее вскоре несчастный палестинец умер от кишечной непроходимости. Ававда также был свидетелем смерти ещё одного араба от инфицированного пролежня – Халида Шамиша, который буквально сгнил заживо на полу тюрьмы. Также Атеф вспоминает, как заключённый из другой камеры Абдул Рахман аль-Маари умер после жестокого избиения. Перед смертью он долго кричал, что он умирает и ему нужен доктор. Тюремщики пришли, когда Абдул уже был мёртв.
В отчёте «Бецелем» один палестинец (правозащитная организация не раскрывает его имя из соображений безопасности) с Западного берега рассказывает, что израильтяне сильно избили заключённых при перекличке, одного из них, палестинца по имени Таэр, забили до смерти. После этого в тюрьмы прибыли агенты Шин-Бет (израильская специальная служба, аналог российской ФСБ. – «Стол»), которые обвинили заключённых камеры, что это они убили своего сокамерника, а теперь всё хотят свалить на сотрудников тюрьмы. Тогда собеседник «Бецелем» рассказал агентам спецслужбы, как всё было на самом деле. После этого его поместили в одиночную камеру размером в 1,5 квадратных метра без туалета с постоянно включённым светом с разрешением выходить в туалет только один раз утром, во время этого похода его постоянно били на пути туда и обратно. Это продолжалось 51 день. В феврале заключённого отпустили, дав понять, что если он не будет держать язык за зубами, то его убьют. Этот палестинец является гражданином Израиля, христианином. Задержали его ещё в 2020-м. Через четыре года отпустили, так и не предъявив никаких обвинений.
Музыканта Ашрафа Аль-Мустахеба задержали без предъявления обвинений 8 октября 2023 года. В течение 6 месяцев он подвергался избиениям, пыткам, в том числе и голодом. После одного из избиений он оглох на одно ухо. Также ему сломали 4 ребра и кисть руки.
«Меня били и пинали в спину, грудь и голову. Прижимали одну сторону головы к стене, а по другой били», – рассказывает Ашраф изданию Guardian.
В апреле его, покалеченного и истощённого (он потерял 30 кг), выбросили на одном из КПП, так и не предъявив никаких обвинений. У Ашрафа не был сил идти, и он просто стал ползти в сторону дома, пока его не подобрали проходящие люди. Дома в первый момент его не узнали члены семьи – так сильно он изменился за 6 месяцев тюрьмы.
По мнению руководителя «Бецелем» Юлии Новак, израильские тюрьмы превратились в лагеря пыток и насилие стало частью государственной политики.
Убийства и ранения
За год на Западном берегу было убито 895 человек, из них 201 – дети, 15 307 человек ранено, из них 2013 – дети. 2107 домов палестинцев разрушено с января 2023-го, 6202 палестинцев перемещено, включая 2771 ребёнка.
Это не в Газе, а на Западном берегу, где территорию контролирует не ХАМАС, а АОИ. 868 человек были убиты израильскими солдатами, 20 – израильскими поселенцами, 8 – поселенцами и солдатами.
То, что сейчас происходит на Западном берегу, происходило всегда, сейчас это стало просто гораздо масштабнее. О терроре со стороны еврейских поселенцев и о палестинском вооружённом сопротивлении поговорим в следующей части.