Образовательный кредит всё? 

Не успели распробовать, как программы стали сворачивать

Вручение красных дипломов выпускникам Московского государственного университета имени Ломоносова. Фото: Ведяшкин Сергей / Агентство «Москва»

Вручение красных дипломов выпускникам Московского государственного университета имени Ломоносова. Фото: Ведяшкин Сергей / Агентство «Москва»

Удивительные новости. Оказывается, государство сворачивает не только льготную ипотеку, но и льготные кредитные программы в образовании. Тут, конечно, невольно возникает сразу куча вопросов: а что – такие были? И пользовались спросом? И были доступны? И вот выясняется, что не только были, но и снискали некоторую популярность. Не как в Европе, понятно, где в среднем образовательными кредитами пользуются 60% студентов. Но вот, например, в этом году такой заём у нас оформил каждый восьмой первокурсник-платник.

А точнее – денег в банке на учёбу взяли нынче почти 60 тысяч человек. И это, знаете ли, кое о чём говорит. Во-первых, как-то это противоречит заявлениям чиновников, что образование у нас становится всё доступнее. Серьёзно, в каждую приёмную кампанию нам рассказывают, что бесплатных мест в вузах год от года выделяется всё больше и больше, уже как будто и выпускников столько нет. Каждый год мы слышим про какой-то странный недобор в университетах: они, дескать, как только ни зазывают абитуриентов, иные будто бы и стипендии по тридцать тысяч сулят, а молодёжь не идёт, не тянется вот к просвещению. А что коммерция в вузах не изжита, так это, как пытаются нас убедить, некоторым просто деньги девать некуда – просто вот очень хочется кому-то пролезть в топовый вуз, причём исключительно для того, чтобы оставить там свои миллионы.

И вот, пожалуйста, цифры. В 2024 году на программы бакалавриата пришли учиться 903 тысячи человек, из них больше половины, а именно 477 тысяч, – на контрактные места, и 59,3 тысячи для оплаты обучения оформили специальный кредит с господдержкой. И чего в самом деле эти бедолаги по дополнительному набору на бюджет не отправились? И куда, кстати, каждый раз эти дополнительные места деваются – просто рассасываются?

А вообще с 2020 года по программе образовательного кредитования под 3% было заключено 212 589 договоров. По её условиям студенты получали возможность взять деньги в долг на 15 лет с частичной отсрочкой выплат до завершения обучения. То, что сейчас эта программа самому государству не по зубам, – понятно. Одно дело – компенсировать банкам разницу в процентах, когда ключевая ставка не превышает 7%, и совсем другая история – когда ЦБ задрал ставку до 21%. В казне столько просто нет.   

Впрочем, признаваться, что просто денег нет, как-то неловко. Известно же, у нас тут всё растёт и хорошеет, день ото дня жить становится всё лучше и лучше, а главное, конечно, веселее. И вот власть делает ход конём. И, значит, заявляет: а государству эти льготные платники и не очень-то нужны, потому что это неправильные платники и они делают неправильный мёд, тьфу, получают неправильное образование. Оказывается, более четверти получателей льготных кредитов пошли учиться на юристов, экономистов, специалистов по рекламе и совсем уж непонятных лингвистов. Баловство какое-то, честное слово. Ведь сколько раз говорилось: стране нужны инженеры, врачи, педагоги. А эти опять за своё. Юристов этих с экономистами ещё с девяностых как снега зимой. Ну глупый народ, ей-богу.

Меж тем молодёжь, голосующая рублём, как раз совсем не глупа. Во-первых, люди полагают, что если уж платить за образование, то выбирать надо то, к чему по-настоящему лежит душа. А душа, понимаете ли, не у всех стремится в мостостроители. Во-вторых, многие к 17–18 годам уже усваивают: дорога, которая выглядит слишком прямой и лёгкой, может увести чёрт знает куда. Те широкие возможности при поступлении (зачисление даже с очень низкими баллами ЕГЭ), которые предоставляют сегодня многие периферийные технические вузы, на деле оказываются просто дырами в огромном сите. Государственная машина работает грубо: если нужно просеять сотни тысяч, чтобы получить тысячу годных специалистов, просеют и не поморщатся: цель оправдывает средства. Отбракованные отправятся в таксисты и курьеры. А что? У 40% доставщиков есть диплом о высшем образованием, причём у трети из них диплом инженера. Экономисты среди курьеров тоже встречаются, но значительно реже.

А как складываются дела у никому не нужных юристов? Да прекрасно! По данным исследования SuperJob, специалисты с дипломом юриста вообще чаще других работают по специальности. Если у среднестатистического россиянина запись в трудовой совпадает с профессией, полученной в вузе, примерно в 40% случаев, то у юристов – в 99%. Вот вам и перепроизводство. Стало быть, люди грамотно вложились в собственное образование. И, пожалуй, это ведь хорошо не только для них, но и для экономики в целом.

А если что-то хорошо для экономики, то почему бы это не поддержать? Тем более образовательный кредит с господдержкой – это даже никакая не благотворительность. Ведь государственные вузы в любом случае получают свои деньги по коммерческим программам, просто потом из общей государственной казны часть средств отходит банкам. Но ведь для государства это всё равно дешевле, чем обеспечивать полностью бесплатное обучение сотен тысяч студентов. Поддержка с кредитованием позволяла привлекать в вузы на платные отделения даже студентов из семей с крайне скромным достатком, тех, кто по рыночной ставке в 23–25% займы на обучение брать просто побоится (и правильно).

К слову, в странах Европы ставка по образовательным кредитам тоже колеблется в пределах 3–5%: в Швеции – 1,5–2%, в Нидерландах – 2,7%, в Дании – 4%.  Это не потому, что там коммунизм, конечно. Это потому, что там денежно-кредитная политика не такая затейливая, как у нас в последние пару лет. Но тут ведь ещё и вопрос приоритетов.

У нас приоритеты обозначили чётко. Льготные образовательные кредиты останутся, но, как и жилищные, они станут более адресными. Пока одних заманивают покупать квартиры на Дальнем Востоке, других будут уговаривать взять кредит, чтобы выучиться на педагога. Но получится ли? Ведь и то и другое – это всё равно что попытки продать зимой снег. Да ещё и неплатежеспособному населению. Впрочем, у нас теперь и миллионные кредиты на обучение в колледжах берут. Причём их оформляют на себя 14-летние. И это не то чтобы какие-то чудеса маркетинга. Просто вот такое доступное в стране нынче образование. 

Читайте также