История молокан началась ещё в XVIII веке с «сокрушения идолов»: отказа от икон, храмов, церковной иерархии и многочисленных обрядов. Молокане – русские христиане, не признающие посредников в общении с Богом. Русская православная церковь видит в этом религиозном движении сектантство.
Когда-то молокане жили по всей стране, но притеснения со стороны властей и желание основать собственную общину заставили их мигрировать. Сегодня разрозненные молоканские общины есть на западе и востоке России, на Кавказе, в бывших советских республиках, Турции, США, Мексике, Австралии, Китае. Жизненный уклад молокан, их традиции сильно разнятся от региона к региону.
Постоянные, прыгуны и сопуны, общие, пресники (они же постники), субботники, Донской толк, пресвитериане, водные – все это названия течений внутри русского религиозного движения молокан. Сколько течений – столько и различий. Например, молокане-прыгуны скачут и поют во время богослужений, почитают субботу и некоторые иудейские праздники, а пресвитериане, они же штундо-молокане, близки к протестантизму.
Главное, что их объединяет, – это желание общаться с Богом без посредников. Отсюда отрицание икон, святых, церквей, многочисленных обрядов. Стоит ли удивляться, что для Русской православной церкви молокане – секта.
Откуда взялось само слово «молокане» – доподлинно неизвестно. Возможно, дело в том, что во время поста последователи движения употребляли молоко. Но, скорее всего, это отсылка к метафорам из Евангелия, к «духовному млеку», что питает верующих.
Религиоведы предполагают, что свои истоки движение берёт в иконоборчестве. «Официальная» история молокан начинается в XVIII веке. Они не раз подвергались гонениям, вынуждены были мигрировать из региона в регион. Накануне революции в Российской империи насчитывалось 1,2 млн последователей движения. То обстоятельство, что молокане склонны вести коллективное хозяйство, сбило новоиспечённые советские власти с толку: в крестьянах, желающих общаться с Богом напрямую, большевики увидели строителей коммунизма. Но пропаганде молокане не поддались. Многие из них в 1920-е годы мигрировали в Америку, Канаду, Новую Зеландию и другие страны. Сейчас в России молокане проживают в Ставропольском крае, Амурской, Ростовской, Тамбовской и Оренбургской областях. Сохранились общины в Армении и Азербайджане.
Эта серия была снята в Азербайджане в 2018 году. Съемки велись в течение трёх месяцев в селах Чухурюрд, Хильмилли, Ивановка и Алты-Агач. Меня поразила открытость этих людей: многие принимали меня даже на несколько дней, потом перенаправляли к другим знакомым. Жизнь в молоканских семьях позволила мне наблюдать повседневность, быт молокан в основном старшего поколения. Молодёжь устремляется из сёл в крупные города, азербайджанские или русские, а своё желание переехать объясняет в том числе нежеланием подчиняться традициям, следовать ритуалам, которые даже старейшие представители общины начали забывать. Так, во время венчания, на котором мне довелось присутствовать, пресвитер, духовный лидер общины, с трудом мог вспомнить некоторые нюансы обряда.
Молокан становится всё меньше, и они всё теснее сближаются с соседями-азербайджанцами. Несмотря на разницу вероисповеданий, их роднит неприятие изображений Бога. Есть и много бытовых точек соприкосновения. Так, на столе у молокан часто можно увидеть азербайджанский чай и сыр. В Ивановке, где, в отличие от других сёл, ещё осталась молодёжь, юные молокане танцуют на дискотеках вместе с азербайджанцами и лезгинами. В Ивановке есть пекарня, пожарная часть и колхоз. Современные молокане заняты в основном в сельском хозяйстве. Они содержат домашних животных, выращивают виноград. Традиционное молоканское блюдо – лапша на говяжьем бульоне. Готовить её на важные события, будь то свадьбы или похороны, принято сообща.
Мне довелось дважды побывать на молоканских похоронах. Представители общины собирались в доме покойного, преклоняли колени; близкие умершего просили прощения и за него, и за себя перед всеми соседями. Обряд прощания включал пение псалмов, которые своей мелодикой напоминают русский фольклор.
Раз в неделю молокане собираются для совместного чтения Библии. Происходят такие собрания в специально отведённом для этого доме, где нет ни икон, ни крестов – всего, что молоканам кажется излишеством. Руководит встречей пресвитер.
Связь между молоканами, живущими в разных сёлах, слаба. Их традиции и внешний вид немного разнятся, ведь общины основаны выходцами из разных регионов. Общим остаётся, с одной стороны, желание сохранить свою принадлежность к уходящей в прошлое культуре, поддерживать её по мере сил, а с другой – сближение с соседями, представителями совершенно иных культур и религий. На молоканские похороны приходят все – и молокане, и православные, и мусульмане, живущие бок о бок. Вот только если молокане заключают брак с представителем иной религии, молоканами они больше считаться не могут. Дети и внуки тех, кто живет в селах Чухурюрд, Хильмилли, Ивановка и Алты-Агач, в большинстве своём уже не молокане.