Дело в том, что в США есть штаты, где бесполезно заниматься агитацией – они традиционно голосуют либо за республиканцев (типа Техаса), либо за демократов (типа Нью-Йорка). Судьбу президентских выборов, где традиционно противостоят кандидаты от двух главных партий – Республиканской и Демократической – определяют неопределившиеся штаты. Так вот 6 ноября эти штаты предпочли кандидата от Республиканской партии США. Даже Пенсильвания, можно сказать, вотчина Джо Байдена, проголосовала за Трампа.
Трамп – воплощение «золотого века» Америки, 1990-х годов. Это было время, когда политолог Френсис Фукуяма написал свой «Конец истории»: казалось, что весь мир понял преимущества либеральной демократии западного типа, и будет идти в этом фарватере до скончания века. Ещё не началась безудержная борьба за толерантность и права меньшинств, и такие персонажи, как миллиардер Дональд Трамп – белые богатые гетеросексуальные мужчины – задавали тон и в общественной, и в светской жизни.
Помните камео Дональда Трампа в фильме «Один дома 2», где он, тогда ещё просто миллиардер, а вовсе не президент, появился в роли самого себя в лобби принадлежащего ему нью-йоркского отеля «Плаза»? Он там такой новогодний персонаж из высшего света, среди позолоты и хрустальных люстр показывающий путь маленькому герою.
Кадр из фильма «Один дома 2». Фото: 20th Century Fox Film Corporation
Возможно, американцам хотелось вернуться в то время, которое им кажется более правильным и понятным, нежели сегодняшний день, когда «всё не так однозначно».
В своей речи по итогам выборов Трамп пообещал американцам новый «золотой век». И кажется, они отнеслись к этому обещанию с доверием – за исключением интеллигенции, которая вообще редко кому доверяет.
Выбор американского народа – это его выбор. В США существуют такие общественные институты, которые трудно поломать даже самому упёртому президенту. Поэтому за американцев переживать (или особо радоваться) не будем. Подумаем об остальном мире, который довольно сильно зависит от позиции американского лидера.
Трамп обещал закончить войну в Украине за 24 часа, и уже понятно, что этого он не сделал. Однако последние несколько месяцев основные конфликты сегодняшнего дня – российско-украинский и израильско-палестинский – явно были подморожены в ожидании итогов американских выборов. «Вот приедет барин, барин нас рассудит», – как бы решили для себя все противоборствующие стороны.