Социальный координатор  –  это не функция. Это человек, который делает мир добрее

Ко Всемирному дню доброты Марина Наумова, проректор по развитию Свято-Филаретовского института и руководитель отделения социальной работы, рассказала о новой и очень важной, но пока ещё не существующей профессии 

Социальный координатор в Доме милосердия кузнеца Лобова. Фото: Леонид Янышев / СФИ

Социальный координатор в Доме милосердия кузнеца Лобова. Фото: Леонид Янышев / СФИ

Зачастую социальная помощь воспринимается как помощь в обеспечении людей лекарствами, питанием, элементарным уходом. Но не менее важно видеть и самого человека, а не только его проблемы.

Именно это и решает социальный координатор. Это относительно новая, но очень важная профессия. С 2018 года обучение ей проходит в Свято-Филаретовском институте. Он стал первым вузом, где реализуется образовательная программа дополнительного профессионального образования по этой специальности. О том, как работает социальный координатор, почему эта профессия нужна обществу и что самое важное в сфере социальной заботы – рассказывает Марина Наумова. 

Марина Наумова. Фото: sfi.ru
Марина Наумова. Фото: sfi.ru

– Социальный координатор – очень важная работа. Не так давно об этом сказал президент. Он имел в виду то же, что делает Свято-Филаретовский институт, или нет?

– Сначала нужно уточнить, что такое Свято-Филаретовский институт. Это богословское учебное заведение, которое существует с 1988 года и основная программа которого – теология. В институте есть два уровня теологического образования – бакалавриат и магистратура. Но некоторое время назад благодаря нашему другу Теодору Шанину возникла идея создать такое отделение социальной работы, где мы могли бы готовить специалистов совершенно иного профиля, не таких, которые уже работают в системе социальной защиты (социальных работников и специалистов по социальной работе). Мы поняли, что специалистов, которые могли бы работать непосредственно с человеком и одновременно организовывать ему комплексную помощь в трудной жизненной ситуации, просто не существует.

Мы начали создавать эту программу в 2017 году. В течение полутора лет прорабатывали её с экспертами-практиками известных в нашей стране фондов – фонда помощи хосписам «Вера» и фонда «Старость в радость». Участвовали также специалисты из «Шанинки» – Теодор Шанин и Дмитрий Михайлович Рогозин. Вот таким экспертным советом мы создавали эту программу. Тогда же мы придумали название – «социальный координатор». Это специалист, который, с одной стороны, прикреплён к нуждающемуся человеку, находится в прямом контакте с ним, а с другой стороны, может организовать комплексную помощь этому человеку, чтобы нормализовать жизнь в трудной жизненной ситуации: тяжёлая болезнь, беженцы, люди в паллиативном состоянии, пожилые люди, люди с ментальными нарушениями. Социальный координатор может составить план комплексной помощи человеку,  реализовать его вместе с ним и его ближайшим окружением, привлекая необходимые ресурсы как со стороны государства, так и со стороны благотворительных фондов, широкого социального окружения. Это могут быть, например, соседи, которые способны включиться в помощь этому человеку. В результате этой помощи его жизнь должна стать нормальной и он должен научиться жить самостоятельно. Хотя это не во всех случаях возможно:  если человек имеет паллиативный статус, онкологический диагноз или это человек с ментальными нарушениями, тут нужна долговременная помощь. Задача социального координатора – нормализовать жизнь человека до того момента, когда он не будет мучиться и в его распоряжении будут все необходимые ресурсы. И тут стоит уточнить, что благодаря дистанционной форме обучения программа осуществляется на всей территории России.

Фото: Леонид Янышев / СФИ
Фото: Леонид Янышев / СФИ

– Мне очень нравится короткое определение, что социальный координатор, в отличие от социального работника, должен всё сделать для того, чтобы стать ненужным опекаемому. Чтобы тот научился действовать свободно и самостоятельно. 

– Да! Когда мы ещё создавали программу, я разговаривала с преподавателем по социальной работе Саратовского университета. И она говорила: «Вы знаете, у нас так устроена система социальной помощи, что мы плодим потребителей. Человек всю жизнь рассчитывает на пособия, льготы. А наша задача – не всё время рыбу давать человеку, а дать ему удочку, чтобы он ловил рыбу сам. Надо помочь ему встать на ноги, стать самостоятельным». Наша программа на таких специалистов и нацелена – сделать так, чтобы человек получил удочку, стал самостоятельным. Но лучше привести пример. 

– Конечно! Какой-то образ социального координатора уже возникает, но миром правят истории. Был бы интересен какой-то красочный пример, который описывает сюжет, с чего всё начиналось и чем в итоге кончилось, чтобы мы поняли, что это за рыцари такие.

– Я опишу кейс из итоговой работы нашей выпускницы. В конце обучения социальные координаторы работают с конкретным случаем и представляют его в качестве итоговой работы. И вот наша выпускница из Тольятти, которая была руководителем автономной некоммерческой организации, взяла в работу случай. Семья – женщина девятнадцати лет, у неё двое детей – трёх и полутора лет. Они беженцы из Украины. Приехали в Россию и купили развалюху под Тольятти. Ну то есть просто сарай, в котором нет ни санузла, ни ванной, ни кухни. В России жила бабушка этой девушки, они вместе поселились в этом доме и жили на пенсию бабушки. Но бабушка заболела ковидом, её положили в больницу, и девушка осталась без средств к существованию. В этот момент её и находит наш социальный координатор. Она сразу диагностирует ситуацию: женщина с двумя детьми, беженка, у детей нет гражданства, регистрации, нет прикрепления к поликлинике, никакие пособия не оформлены, дом не пригоден для жизни. И социальный координатор  составляет план помощи. Она понимает, что сначала нужно удовлетворить базовые потребности. Координатор находит кафе, которое каждый день привозит девушке и детям еду. Дальше она находит спонсоров, которые дают материалы и сотрудников для обустройства кухни, ванны и санузла, общего ремонта. Она оформляет гражданство матери и детям, прикрепляет детей к поликлинике, старшего ребёнка – к детскому саду. Но главное – устраивает эту женщину на курсы шитья в швейной мастерской, чтобы она получила профессию. И потом эта женщина начинает работать в этой мастерской и зарабатывать деньги. На мой взгляд, это и должен делать социальный координатор, чтобы нормализовать жизнь человека. Тут так и произошло, потому что дальше эта семья справлялась самостоятельно. Бабушку выписали из больницы, и они вместе налаживали жизнь, но уже в более приемлемых условиях. 

– Потрясающая история! Какие внутренние требования можно предъявлять к тому, кто хочет войти в эту профессию?

– Многие думают, что, чтобы помогать другим людям, необходимо просто большое доброе сердце. С одной стороны, это так, отзывчивость и внимание к жизненным обстоятельствам других людей – это одно из первейших условий профессии. Но чтобы работать социальным координатором, нужно также быть организатором, кейс-менеджером. Нужно обладать профессиональными навыками в правовой сфере, знать, где и как отстаивать интересы и права человека. Социальному координатору приходится иметь дело с разными организациями, с чиновниками. Ещё одно важное качество – видеть ресурсы, которые есть в самом человеке. Например, если человек верующий, вера – очень мощный ресурс, на который социальный координатор может опереться. Мы видели, как благодаря вере люди в совершенно невозможных обстоятельствах выживали – и их жизнь преображалась. Социальному координатору не обязательно быть верующим, это не тот признак, по которому мы принимаем к себе: мы принимаем и верующих, и неверующих. Но всё-таки если в координаторе есть вера, это тоже мощный ресурс. 

–  Вы открыли отделение социальной работы в Свято-Филаретовском институте, который занимается богословием ещё с советского времени, раньше он занимался им подпольно, так как это было противозаконно. Сейчас у него есть лицензия, государственная и церковная аккредитация. Основное направление института – богословие, это удел не для каждого. А социальная работа, напротив, требует огромных ресурсов, потому что людей, нуждающихся в помощи, бесконечное множество. Зачем богословскому вузу открывать отделение социальной работы?

– Мы в Свято-Филаретовском институте даже при подготовке теологов не ограничиваемся изучением богословских идей. В основном к нам поступают православные христиане, но бывают католики и протестанты. Мы думаем, что христианину важно не только углубляться в собственное богопознание, но и развивать «сердечную мышцу», смотреть вокруг. Почти с самого основания университета появилась каритативная практика, наши студенты ходили в больницы и  психоневрологические интернаты, помогали людям. Наверное, опыт каритативной практики и послужил основанием для открытия отделения социальной работы.

С другой стороны, у нас есть особое сообщение для людей, которые к нам приходят. Например, я преподаватель антропологии в рамках курса по социальной работе. И многие удивляются, когда узнают, что человек – это не только тело и не только душа, но ещё и дух. Что человек создан для вечной жизни. Была одна слушательница, которая сначала показалась мне очень легкомысленной. Она попробовала всё – от дизайна до журналистики – и в последние дни приёма поступила к нам. Мы думали её сначала не принимать. Но в процессе обучения она приобрела удивительную глубину, узнав, что такое человек и к чему он призван. Она устроилась в 1-й московский хоспис имени В.В. Миллионщиковой. И позже сказала мне: «Я поняла: то, что я делаю, – это не про смерть, это про жизнь. Человек не умирает. В нём есть вечный бессмертный дух». Для неё это было настоящее открытие, которое перевернуло её сознание. И мои выпускники, которые живут в разных местах, – и в Благовещенске, и в Санкт-Петербурге – по завершении обучения говорят, что оно перевернуло их сознание. То есть помимо профессиональных знаний для работы в социальной сфере они открыли для себя новые ценности и смыслы. 

Социальный координатор у подопечной. Фото: Екатерина Бим / СФИ
Социальный координатор у подопечной. Фото: Екатерина Бим / СФИ

– Если деятельность социальных работников обеспечивает государство, то социальный координатор – это, наверное, дорогая услуга? Как человеку, которому нужна помощь, получить услугу социального координатора и сколько она стоит?

–  Конечно, сейчас это достаточно локальная профессия. Но социальные координаторы теперь состоят в фонде «Защитники отечества» и они прикреплены к  семье каждого участника и ветерана боевых действий. Социальный координатор есть при каждой московской больнице и хосписе по решению правительства города Москвы. В разных регионах страны они работают под именами сервисных уполномоченных или сотрудников семейных МФЦ. И все они работают бесплатно. В Москве есть благотворительные организации, в которых трудятся наши выпускники. И можно позвонить на горячую линию, попросить о бесплатной услуге социального координатора. Социальные организаторы есть при многих НКО, в хосписах фонда «Вера». Мы хотим, чтобы такие специалисты были везде, поэтому работаем над созданием и продвижением профессионального стандарта. Но это непросто. И хотя по факту социальные координаторы существуют, но такой профессии официально нет. 

– Я правильно понимаю: социальный запрос есть, работа есть, специалисты есть, а профессии такой нет?

– Профессии «социальный координатор» на данный момент нет. С этой проблемой столкнулось правительство Москвы. При оформлении наших выпускников в московские больницы их называют социальными координаторами, но в штатном расписании они числятся как менеджеры. И, мне кажется, это необходимо менять. Они должны стать социальными координаторами не только по наименованию, но и на законодательном уровне. Должен появиться соответствующий профессиональный стандарт. Потому что это не социальный работник, который приносит пенсию и выполняет мелкие бытовые работы, и не специалист по социальной работе, который сидит в офисе и работает с бумагами. Это специалист, который работает непосредственно с людьми и способен оказать им целостную помощь.

*** 

Этот текст – литературная расшифровка передачи «Хранители маяка», совместного проекта радио «Культура» и премии «Жить вместе». Послушать выпуск можно тут.

Читайте также