Дом чекистов, общежитие и коммуналка
За более чем двухвековую историю дом, именуемый в честь старицкого купца Чернятина-Конского, сменил немало хозяев. Фотограф Ия Комарова познакомилась с его нынешними обитателями
16.07.2020
Текст и фото: Ия Комарова
Старицкие купцы не подозревали, что в XXI веке их жилища станут культурным наследием. Всего их в городе более тридцати: дома Рукосуева, Лисицина, Шабунина, Громовых, Собакиных, Чернятина-Конского. В 50-е годы в Старице разыскивали племянника Чернятина-Конского, чтобы известить его о большом наследстве в Швейцарии, но наследника уже не было в живых… О доме известного мецената на берегу Волги и пойдёт рассказ.
Этот дом был построен в 1790 году старицким купцом Фёдором Васильевичем Филипповым для старшего сына Дмитрия. К началу XIX века он уже принадлежал купцу Василию Петровичу Чернятину-Конскому, известному меценату.
Дом Василия Чернятина-Конского в Старице.
В 1852 году у Василия Петровича умирает отец Пётр Егорович, который 16 лет служил старостой в Преображенском храме, расположенном рядом с домом, и сын занял его место. Василий Петрович много сделал для храма: на его пожертвования были построены два позолоченных иконостаса, куплен 250-пудовый колокол. Он подарил храму более сотни книг, четыре иконы, жемчужную ризу со стразами. Всего пожертвований было сделано более чем на 4 500 рублей серебром (более 3 миллионов в ценах 2020 года). Кроме этого, Василий Петрович выступил с ходатайством об устройстве в городе Старице часовни в память о сохранении «бесценной жизни Государя императора Александра II», спонсировал новый колокол в Преображенской церкви, Старицкую больницу, строительство приходского храма в деревне Малое Дарьино, поддерживал пожертвованиями братию Старицкого Успенского монастыря. В 1867 году на улучшение быта арестантов пожертвовал в Старицкую тюрьму 750 рублей серебром.
Лестница в доме.
Последнее упоминание о Василии Петровиче Чернятине-Конском в Тверском государственном архиве мы встречаем за 1872 год: он состоит попечителем Тутолминской больницы. Далее судьба его неизвестна.
Потомки купца в революционные годы уехали за границу, а в купеческие апартаменты перебрались чекисты и милиционеры.
В 50-е годы слуги народа съехали, и какое-то время здание пустовало. С 1962-го по 1998-й годы в доме располагалось общежитие педагогического училища. В 1998 году «белый дом» (так называли его горожане со времён чекистов) был передан муниципалитету. Сейчас он поделён на 15 квартир, полы деревянные, отопление печное, вода только холодная, туалет общий. Я побывала в гостях у хозяев пяти квартир. Шесть остальных заперты – там никто не живёт. Жильцы четырех квартир меня к себе не пустили.
Квартира № 2. Наташа Солдатова. Живёт с мужем Олегом и 15-летней дочерью Катей. Комнату получил муж 20 лет назад, когда работал в коммунальном хозяйстве. Наташа и Олег – ровесники, обоим по 45 лет. Сейчас работают на одном заводе. Олег – оператором станков с ЧПУ, Наташа — сторожем-вахтёром.
Интерьер квартиры Солдатовых. Комната поделена шкафами на 2 части – для дочери и родителей. Ремонт в комнате не делают, ждут расселения.
В семье Солдатовых живёт пёс Джек. Катя Солдатова дружит с Машей Писаревой из квартиры № 9. Девочки вместе гуляют с собаками Джеком и Майей.
Квартира № 1. Хозяйка с семьёй уехала жить в Тверь. В комнате сохранилась лепнина на потолке, есть печь.
Квартира № 4. Лиана Антонова снимает комнату, одна воспитывает дочь. Сама из Старицы. Живут с дочерью на зарплату в 9 тысяч рублей. Очень жалела, что у неё не будет возможности получить фотографии по электронной почте: Лиане пришлось продать свой смартфон, поскольку не хватало денег на квартплату.
Вид на окрестности Старицы с крепостного вала Старого городища.
Квартира № 8. Ангелина и Андрей Беловы, дочь Герда. Комнату получила семья Ангелины в 1998 году как погорельцы: на другой стороне Волги у них был дом, который сожгли хулиганы. В комнату поселились мать Ангелины с тремя детьми, бабушка и тётя. Жили так 4 года, пока им не построили новый дом, а эта комната осталась за Ангелиной.
Ангелина: «Обои поклеила, потолок был высотой три с половиной метра – очень красивый, с лепниной. Так и жила. Потом замуж вышла. Начали делать ремонт, печку старую поменяли, гипсокартоном зашили cтены и опустили потолок. До рождения дочери я работала на механическом заводе помощником мастера. На заводе хорошо платят – 30–40 тысяч, планирую вернуться».
Муж Ангелины, Андрей, работает на заводе, в свободное время любит рыбачить на Волге.
Квартира № 9. Семья Писаревых: Александр и Алёна, дети Маша и Ваня. Занимают две комнаты, в одной живут дети. Маше 14 лет, Ване 10. У каждого свой стол и кровать. Маша занималась в художественной студии, но оставила занятия. Кем станет после школы – Маша пока не знает. Знает только, что уедет из Старицы. Родители отказались сниматься, но разрешили снять детей и их комнату.
Маша Писарева идёт на прогулку с собакой Майей.
Цветочная рассада на подоконнике в одной из комнат дома.
Квартира № 13. Юра Берсенев, 34 года, работает слесарем-испытателем, в свободное время играет в компьютерные игры. Юра живёт здесь с 2008 года, квартира досталась от бабушки.
Около дома Юре принадлежит кусочек земли, где есть клумбы, несколько фруктовых деревьев, место для пикника со столом и скамейками.