Первое упоминание о городе, названном в честь колючей, обжигающей травы, относится к 1389 году: Крапивна была записана в завещании Дмитрия Донского. В ордынские времена здесь была крепость, в первый (но не в последний) раз город был уничтожен при набеге крымского хана Девлета I Гирея. Важную роль Крапивна играла и в Смутные времена. А золотой век города пришёлся на начало XIX, когда он и стал столицей Крапивенского уезда. В то время в Крапивне процветало купечество. Купеческие дома разной степени сохранности и по сей день можно увидеть на улицах села, некоторые из них начинают потихоньку восстанавливать – например, дом купца Астафьева, где ранее находилось Дворянское собрание.
В городе работала женская прогимназия, которая готовила учительские кадры для всей губернии. Среди её попечителей – Лев Толстой, который вообще частенько приезжал в Крапивну, благо всего 30 км от Ясной Поляны. Он останавливался в отеле «Лондон» (по моде тех лет самые дорогие и респектабельные заведения в уездных городах называли именами мировых столиц).
Писатель любил захаживать в трактир, который располагался на первом этаже отеля, и пить там чай. «Лондон» сейчас реставрируют. Восстанавливают и полицейское управление – там и трудился Лев Николаевич, избранный на должность мирового посредника по одному из участков Крапивенского уезда. После реставрации в «Доме с колоннами», как его называют местные жители, откроется Музей земства и градостроительной истории.
Когда-то в Крапивне действовало пять храмов, некоторые из них (например, Всехсвятскую кладбищенскую, или Троицкую, церковь) сегодня можно видеть лишь как величественные руины. А жемчужина Крапивны – ансамбль Никольской церкви XVIII–XIX веков, который построил русский архитектор немецкого происхождения Иван Бланк, отец знаменитого Карла Бланка – сейчас находится на реставрации.
В Крапивенском музее (а он является филиалом Музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна») можно узнать, почувствовать, как жил когда-то богатый уездный город, и особенно ярко ощутить контраст с тем, в каком плачевном состоянии оказалась Крапивна к началу ХХI века. Но вместо того, чтобы с тоскою наблюдать за уходящей натурой, собирая и архивируя экспонаты прошлой красивой жизни, в Крапивенском музее решили действовать: около 10 лет назад здесь придумали Фестиваль крапивы. Ольга Веневцева, заведующая музеем, рассказывает, что благодаря фестивалю о Крапивне стали не только узнавать в стране и даже в мире, он запустил в крапивенцах креативность: в селе появились местные гастрономические специалитеты из крапивы, разумеется варенье, печенье, хлебцы и напитки, люди начали придумывать необычные сувениры и складывать фольклор. Начало возрождаться производство крапивной нити: в старину ткани из крапивы считались очень прочными, сейчас идут работы по созданию уникальных крапивных мастерских.
Но главное – произошло изменение в сознании людей:
- Крапивенцы осознали ценность и уникальность культурного наследия родного села, ведь это очень поднимает самооценку, когда видно, что ты интересен, – говорит Ольга Веневцева. – Особенно важным оказалось то, что местные жители из пассивной позиции „гость фестиваля” перешли к активному участию – „я хозяин, ко мне едут гости, нужно привести дом в порядок”.
Фестиваль крапивы номинирован на премию «Жить вместе».
Её вручение проходит ежегодно в рамках форума «Имеющие надежду», который направлен на осмысление истории страны и возрождение человека и гражданского общества в России.