Текст и фото: Анна Плюснина
Если подняться над Финским заливом на высоту нескольких километров и лететь на запад в сторону заходящего солнца, то вскоре на горизонте возникнет удивительный остров.
А. Беляев
Название острова в шведском и финском языках отражает его морфологические особенности: Гогланд (швед. Hogland) означает «высокая земля», Суурсари (фин. Suursaari, эст. Suursaar) – «большой остров».
Гогланд – крупнейший и наиболее высокий остров в акватории Финского залива. Он расположен на стыке морских границ России, Эстонии и Финляндии. Из-за своего стратегического положения остров часто оказывался в гуще военных событий. Гогланд является пограничной зоной и частично закрыт для посещения. Рейсовый транспорт на него не заходит.
Это место обладает сильной энергетикой и богатой историей. Огромные камни, непроходимые леса, стоянки людей каменного века, останки финских деревень и военных укреплений. На каждом кусочке острова скрыта своя тайна.
Существует легенда, что первые островитяне были пиратами и контрабандистами. Сейчас здесь, в отдалении от цивилизации, проживает незначительное количество местного населения: всего несколько семей, которые обслуживают маяки и метеорологическую станцию. Люди живут уединённо, и у них сформировалась сильная связь с природой и островом.
В 1920 году после первой советско-финляндской войны Гогланд вошёл в состав получившей независимость Финляндии. К этому моменту из-за военных конфликтов на острове осталось 896 человек. Но в ходе Второй мировой остров ещё несколько раз поменял хозяев: Красная, финская и немецкая армии по очереди штурмовали Гогланд, пока по мирному договору он не достался СССР. Деревни были разрушены бомбардировками, и после завершения боевых действий на острове разместились советские воинские подразделения и смотрители маяков.
Время идёт, и природа Гогланда постепенно скрывает от нас его прошлое. Уже осталось мало следов событий, которые происходили на острове, и можно только угадывать, как выглядели эти места раньше, и проводить параллели с настоящим.
Окружающие Гогланд подводные скалы и сильные волны опасны для мореплавателей. В разные времена корабли терпели крушения у берегов острова. Поэтому его называют кладбищем затонувших кораблей.
Для предотвращения кораблекрушений на острове установлены два маяка – Южный и Северный, которые обслуживают смотрители. История этих маяков уникальна. Северный гогландский маяк, расположенный на возвышенности Похъёйскоркиа, построен ещё при Петре Великом в 1723 году. Изначально он представлял собой возвышающийся на фундаменте железный котёл, в котором жгли дрова. Были установлены специальные зеркала, отражающие свет. Маячная команда следила за работой маяка и выполняла другие обязанности.
В 1807 году его заменили на маяк с масляными светильниками. Провизию и конопляное масло для освещения маяка привозили два раза в год из Ревеля (Таллинна) на военном транспорте, а почта и мелкие грузы доставлялись из финского порта Котка. Маяк был разрушен вместе с домом смотрителя во время Крымской войны. Сегодняшняя башня – типовой проект 1965 года.
Николай Тихонович Макаренков со своей женой Риммой Павловной живёт и служит на маяке уже около 52 лет. До этого Николай работал на других маяках Финского залива, но именно Гогланд стал для этой семьи домом. На острове у них выросли дети и внуки.
Работа на маяке – это определённый образ жизни. Для него характерна отрешённость от цивилизации, отсутствие связи с внешним миром. Главная задача сооружения – давать навигационный сигнал проходящему мимо судну. Поэтому на смотрителе маяка лежит ответственность – обеспечить бесперебойную работу прожектора и обслуживание оптики.
В северной части острова Гогланд находятся два геодезических пункта: «Пункт Мякипяллюс» и «Точка Z». По проекту известного ученого Василия Яковлевича Струве в первой половине XIX века заложили геодезическую линию, которую сейчас называют Дугой Струве. Линия состояла из 265 триангуляционных пунктов и создавалась с целью определения параметров Земли, её формы и размера. Это был совместный международный проект России, Норвегии и Швеции. Спустя двести лет от Дуги Струве практически ничего не осталось. С 2005 года сохранившиеся 34 пункта великой геодезической линии входят в список наследия ЮНЕСКО.
Первозданная природа, чистый воздух, отсутствие городской суеты, – всё это привлекает в жизни на Гогланде. Но тихая и уединённая жизнь на острове имеет свои сложности. Для её организации требуется много времени и сил. Семья смотрителей живёт в основном натуральным хозяйством. Зимой из-за обилия снега нелегко добираться до военной базы, где выдают провизию и питьевую воду. Летом случаются пожары, которые сложно оперативно потушить из-за отдалённого месторасположения острова.
На острове много редких растений, которые занесены в Красную книгу Ленинградской области. Подножия скал укутаны черничниками, малинниками, кустами альпийской смородины и можжевельника. Из них местные жители изготавливают чаи и травяные сборы.
На метеорологической станции острова Гогланд работает несколько семей. Самая молодая из них – семья Авдеевых: Михаил, Екатерина и их сын Семён. Они живут на острове уже пять лет и не собираются возвращаться в город.
Работа на станции требует точности и ответственности. Метеорологи снимают показания температуры воздуха, почвы, выпадения осадков, измеряют уровень воды. Показания следует снимать каждые 3 часа и отправлять данные в метеорологический центр Петербурга.
Михаил с женой не сразу привыкли к новому дому, приживались около двух лет. Исследовали Гогланд, его природные особенности. Помимо работы на станции Михаил занимается научно-исследовательской деятельностью, Екатерина готовит травяные сборы и сувенирную продукцию из дерева. Сын Семён не хочет уезжать с острова. Он будет обучаться по программе начальной школы через интернет и с помощью родителей.
Когда-то исследовательское судно «Леонид Дёмин» участвовало во многих научных экспедициях, входило в состав 6-й Атлантической океанографической экспедиции, принимало участие в ликвидации последствий катастрофы атомной подводной лодки «Комсомолец» в Норвежском море. В конце 2003 года корабль совершил своё последнее путешествие. Судно продали на металлолом латвийской компании, и при буксировке в результате обрыва троса оно село на мель. Технической возможности снять корабль с мели не было. Из-за этого он так и стоит у берегов Гогланда, притягивая взгляды гостей острова. С каждым годом «Леонид Дёмин» всё больше оседает на левый борт, и существует угроза того, что вскоре судно упадёт окончательно.
Попасть на сам корабль нетрудно: он стоит на мелководье. Первое время с «Леонида Дёмина» растаскивали различные вещи – начиная с технического оборудования и заканчивая старой посудой.
Южный маяк на острове Гогланд был возведён в царствование Николая II – в 1905 году. Литая табличка, свидетельствующая об этом, до сих пор сохранилась над входом. До того, как был построен нынешний маяк, здесь примерно с 1856 года стоял маяк деревянный.
В поселении около Южного маяка проживает несколько семей, занимающихся гидрографией и обслуживанием маячного хозяйства. Добраться сюда сложнее, чем до Северного маяка. Дорога каменистая, даже машина с трудом проезжает по ней. С берега дуют суровые ветра, иногда срывая с домов посёлка крыши. Сегодня маякам нужна серьёзная реставрация. И если Северный маяк ещё в хорошем состоянии, то Южный требует срочного ремонта.
Специфической чертой природы Гогланда является расположение острова на границе тайги и смешанных лесов. Это определяет разнообразие флоры, в которой представлены виды, произрастающие в тундре, тайге, смешанных и широколиственных лесах, Северной и Восточной Европе и в Сибири.
Остров Гогланд посещает множество людей в составе исследовательских экспедиций. Геологи, экологи, историки. Каждый год проводятся исследования острова в разных областях. Гогланд имеет уникальное геологическое строение. Остров сложен магматическими и метаморфическими породами разного состава.
Тут можно встретить необычное природное явление – «каменные реки». Они находятся по всему острову. Часто это затрудняет передвижение по нему. Такое количество округленных камней, лишённых растительности, сформировалось в результате таяния ледника.
Множество людей – русские, финны, немцы – воевали и нашли своё последнее пристанище на острове. По этому месту можно изучать историю.
Драматические события развернулись у острова во времена Второй мировой войны. В августе 1941 года корабли, на борту которых находились беженцы (дети и женщины), пытались прорваться из осаждённого Таллинна в Кронштадт, но были уничтожены немецкой авиацией. Во время перехода погибли 62 корабля.
Труднодоступный остров делают ещё более неприступным сохранившиеся окопы, блиндажи и доты. Земля цепляется за ноги колючей проволокой, которая раскидана по всему острову, напоминая о том, что прекрасная природа была свидетельницей трагических и кровавых событий.
До недавнего времени военная жизнь на Гогланде била ключом. Кроме погранзаставы тут располагалась военно-морская часть, части ПВО и ВВС. Следы их пребывания отчетливо видны: по всему острову можно найти брошенную военную технику.
Старинное кладбище находится около бывшей финской деревни Suurkylä. Вход в него можно угадать по двум большим валунам.
Тут захоронены жители финских деревень, которые проживали на острове в мирное время, многие могилы датированы началом XIX века. Рядом покоятся члены экипажа русского парусного судна «Америка», трагически погибшего во время кораблекрушения у острова в 1856 году, и могилы советских моряков, погибших в 1945 году. Люди разных национальностей, воевавшие друг с другом, теперь стали вечными соседями на острове Гогланд.
Архивные фотографии взяты с сайта галереи «SA-kuva-arkisto».