Больше половины всех банкротств в США связаны с оплатой медицинских услуг. Потому что обычная страховка не может покрыть стоимость какого-то серьёзного хронического заболевания, страховка «всё включено» доступна только очень богатым людям.
Огромный медицинский бюджет США обусловлен не особым беспокойством о здоровье граждан, а тем, что государству нужно оплачивать программы для бедных (Medicaid) и для пожилых (Medicare). Эти программы невероятно дорого обходятся бюджету в силу дороговизны всей медицины в стране. Но очень часто при обнаружении хронического заболевания американец оказывается недостаточно беден и стар, чтобы попасть в категорию Medicaid или Medicare, и недостаточно богат, чтобы оплатить более дорогостоящую страховку. По данным за 2020 год, в США около 10% процентов населения, то есть около 30 млн человек, вообще не имеют никакой страховки, а значит, их доступ к медицине предельно ограничен.
В 2009 году «Американский журнал общественного здоровья» опубликовал исследование, согласно которому ежегодно в США умирает 45 тыс. человек или из-за отсутствии медицинской страховки, или из-за того, что она не может покрыть все расходы.
Guardian приводит несколько трагических случаев, связанных с нехваткой средств на лечение в США. У Аннамарии Маркл, жительницы Нью-Джерси, в 2017 году диагностировали рак. Работодатель, на которого она проработала 20 лет, уволил её после постановки диагноза с продлением страховки, которую оплачивало предприятие, на один год. Причина понятна: эффективность сотрудника определённо снизится, но за него пришлось бы оплачивать гораздо более дорогую страховку. Когда закончился оплаченный страховой год, стали стремительно накапливаться долги за лечение, и Маркл решила отказаться от медицинской помощи. В 2018 году она умерла в возрасте 52 лет.
Аннамария Маркл (в центре) с дочерьми Мелиссой Маркл (слева) и Лаурой Кристиной Вальдеррама (справа). Фото: из личного архива Лауры Кристины Вальдеррама
Сьюзан Финли в возрасте 53 лет была уволена за однодневный прогул из Walmart (сеть магазинов. – «Стол»). После трёх месяцев попыток найти работу Сьюзан обнаружила у себя симптомы ОРВИ. Вместе с работой она потеряла страховку и решила не идти к доктору с тем, что ей показалось обыкновенной простудой. В результате через некоторое время родственники нашли её мертвой в квартире. По всей видимости, это было что-то более серьёзное, чем простуда.
Сьюзан Финли. Фото: из семейного архива
Отец Ашли Хадсон умер в 2002 году от заболевания печени, которое обнаружили только после приступа в реанимации, потому что он не мог посетить врача. Его страховка не покрывала множество обследований, а доплачивать из своего кармана возможности не было. Теперь в подобной ситуации мама Ашли, которая страдает диабетом и болезнью почек. Пожилая женщина постоянно терпит сильные боли, но не может позволить себе пойти к врачу. Её семья стала собирать деньги в интернете.
Учительнице Гречен Хеш Миллер провели операцию по удалению раковой опухоли в полости рта. Сейчас ей нужно проходить регулярное обследование, чтобы выявить потенциальный рецидив. Но медицинское страхование рассматривает данную процедуру как стоматологическую и не оплачивает её (обыкновенная страховка, как правило, не покрывает расхода на дантиста: видимо, это считается роскошью). Перед Гречен, матерью двух детей, в данный момент стоит выбор: или оплачивать обучение детей, которые оканчивают школу, или своё лечение.
При всех недостатках отечественной медицины мы и представить себе не можем ситуацию, чтобы при симптомах простудного заболевания и уж тем более в серьёзных случаях россиянин не шёл в больницу из-за нехватки денег. Например, у меня уже много лет псориаз, и я периодически, по мере обострения заболевания, прохожу амбулаторное или стационарное лечение. С небольшим доходом учителя в США у меня бы наверняка были гораздо более серьёзные проблемы со здоровьем, чем в РФ.
Хотя в случае неотложных ситуаций медицинские учреждения обязаны принимать пациентов вне зависимости от наличия страховки и её стоимости. Но, как оказалось, этот фактор всё равно оказывает влияние на своевременность и качество оказываемой помощи.
Фото: U.S. Department of Agriculture / Flickr
«Исторически сложилось так, что каждая другая развитая страна достигла всеобщего здравоохранения посредством той или иной формы некоммерческого национального медицинского страхования. Наша неспособность сделать это означает, что все американцы имеют более высокие расходы на здравоохранение, а 45 000 платят за это своими жизнями», – заявляет Стеффи Вулхэндлер, профессор медицины Гарвардской медицинской школы и врач первичной медико-санитарной помощи Cambridge Health Alliance.
Именно по этой причине в США, где самые большие траты на здравоохранение, которые в рейтинге по качеству медицины стоят на пару десятков пунктов выше России, самый высокий уровень смертности от ковида. Исследователи считают, что главной причиной этого является отсутствие всеобщей государственной системы здравоохранения и дороговизна лечения. Так что у россиянина шанс выжить при каком-либо тяжёлом или хроническом заболевании (или в пандемию) гораздо выше, чем в США.
Конечно, и в РФ много проблем со здравоохранением. Национальная библиотека медицины США считает, что главная проблема – это ОМС (обязательное медицинское страхование. – «Стол»), когда лечение оплачивается отдельно собранными страховыми взносами, не входящими в бюджет страны. По мнению специалистов, наиболее эффективный и дешёвый для государства способ – это бюджетное финансирование. На примере своей страны они показывают, что при частной медицине парадоксальным, на первый взгляд, образом казне приходится выделять больше средств на здравоохранение, чем при всеобщей системе здравоохранения.
Что касается европейских стран, их траты на здравоохранение выше хотя бы потому, что их расходы на ВПК гораздо меньше, чем в России. После того как США стали доминировать в Европе и взяли на себя ответственность за её оборону, остальные страны континента с радостью вздохнули и стали больше вкладываться в экономику и социалку. Это сразу дало о себе знать после начала СВО, когда многие страны Евросоюза не смогли предоставить необходимой военной помощи Украине, кроме ржавой советской техники, пылившейся где-то в гаражах и на складах в ожидании утилизации.
Мария Ярдаева обозначила одну из основных проблем так: затраты на оборонку у нас выше затрат на здравоохранение и образование. Но, простите, мы сейчас находимся в вооружённом противостоянии практически со всем блоком НАТО, если учесть страны, которые оказывают ту или иную военную и экономическую помощь Украине. Тем более нашим главным оппонентом здесь являются США, военный бюджет которых до СВО в 10 раз превышал российский.
Поэтому удивительно не то, что наши расходы на оборону выше, а что наша экономика до сих пор функционирует без серьёзных кризисов и обвалов. Безусловно, СВО и санкции оказали негативное воздействие на страну: мы наблюдаем инфляцию, повышение ставки, подорожание товаров и пр. Но стоит признать, что при всех тех чудовищных санкциях, которые были призваны полностью задушить нашу экономику, мы живём довольно неплохо, и многие обыватели, не смотрящие новости и не имеющие близкого человека на фронте или в прифронтовой полосе, могут не помнить, что наша страна вовлечена в самый крупный в Европе конфликт после Второй мировой войны.
Специалисты из института Карнеги считают, что санкции простимулировали развитие альтернативных платёжных систем и поспособствовали процессу «фрагментации мировой финансовой системы», что ослабляет США и усиливает Китай и Индию.
«Они предприняли шаги по переориентации экономики и повышению её устойчивости. Несомненно, это требует затрат, но российская экономика продолжит справляться», – считает сотрудник МВФ Мартин Гилман, выступавший в дискуссии по поводу эффективности антироссийских санкций в Wilson Center.
Geopolitical monitor (международная команда экспертов, занимающаяся геополитикой) ещё в 2022 году отмечала: «Да, российская экономика слабее, чем была до вторжения, но, к разочарованию западных политиков, уклонение от санкций и поворот Москвы на Восток помогли удержать страну на плаву. Исследование США показало, что к осени 2022 года российский импорт восстановился, пережив резкое падение после вторжения».
Роботизированная хирургия с помощью робота Da Vinci в онкоцентре №1 городской клинической больницы (ГКБ) имени Юдина. Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва»
«Россия смогла выдержать финансовое давление и продолжить военные действия против Украины, значительно ослабив способность Запада обеспечивать соблюдение своего текущего режима санкций», – возмущается автор статьи из George W. Bush Presidential Center.
По данным Росстата, доходы россиян выросли в первый квартал 2024 года по сравнению с предыдущим на 5,8%. Об экономическом росте в РФ говорит и МВФ. При этом он отмечает, что темп экономического роста России превышает темпы многих развитых стран, в том числе и США.
Вот что пишет Reuters: «Реальная заработная плата российских домохозяйств, за вычетом инфляции — выросла на 7,8% в прошлом году. А секторы, находящиеся вне досягаемости западных санкций, такие как гостиничный бизнес или внутренний туризм, процветают».
Ухудшения на уровне страны и на частном уровне не выглядят критическими. Понятно, что для обывателя эффективность экономики всегда будет выражаться прежде всего в размерах зарплаты и пособий: хорошее государство даёт много денег, плохое – мало. Но надо понимать, что у властей нет намерения сделать людей беднее и ухудшить их благосостояние. Ровно наоборот: задача государства – сделать людей богаче, так как основной доход любого государства, в частности и РФ, – налоговые поступления, а не сырьё, как многие думают. К тому же финансовая стабильность населения – это политическая стабильность. Чем меньше у людей экономических проблем, тем более они лояльны.
Конечно, люди во власти периодически совершают ошибки, которые могут отрицательно сказываться на финансовом благополучии населения. Но это именно ошибки, а не намеренная политика. И чаще всего эти ошибки связаны больше не с экономической, а с политической и даже идеологической или смысловой составляющей. Обычно корень всех проблем кроется именно там. Экономические трудности СССР, которые способствовали его развалу, своими корнями уходили в политическое устройство, которое, в свою очередь, было обусловлено конкретной идеологией. Возможно, в СССР были талантливые финансисты, но они мало что могли сделать в рамках плановой экономики, которая вытекала из марксистской философии.
В нашей стране сложилось два вида отношения к правящему режиму: или его восхваление, или перманентная критика и диссидентство. Поэтому в одних кругах моветоном считается сказать о власти что-то хорошее, в других – плохое. И тот и другой подход, на мой взгляд, являются в какой-то степени патерналистским и инфантильным. Это, очевидно, тоже следствие советского периода, когда обыкновенному человеку внушали, что от него ничего не зависит, за него всё решит партия. А «партия» у нас или хорошая (если даёт больше денег), или плохая (если денег не хватает). Чаще плохая, потому что денег чаще мало, чем много.