– Мне повезло, что мой отец был из тех, кто не поступал так, как обычно поступают люди.
И это были не просто слова. Дьёрд Шварц родился в Будапеште в 1930 году и имел все шансы не пережить ужас холокоста, как все его соседи и сверстники. Но его отец Тивадар Шварц вовремя решил бежать из страны: подделав документы, он вывез свою семью в Великобританию.
Так венгерский еврей Шварц стал британцем Соросом. В 1947 году Джордж Сорос поступил в Лондонскую школу экономики и политических наук. Здесь Сорос познакомился с философом и социологом Карлом Поппером, который стал для юного эмигранта наставником. Именно от Поппера Джордж загорелся идеей уничтожить все национальные государства с их расовыми, национальными и религиозными противоречиями и предрассудками. В противовес традиционной модели государственности с традиционными ценностями Поппер и Сорос выдвинули либерал-марксистскую концепцию «открытого общества», то есть некоего утопического общества, в котором равные граждане принимают решение, исходя из собственного мнения, взяв за правило полагаться именно на свой интеллект и своё же критическое мышление.
Словом, остаётся только удивляться тому, что, вырвавшись из цепких лап нацистов, Дьёрд-Джордж умудрился сохранить столь наивные представления о человечестве и его интеллектуальных способностях.
Впрочем, после Второй мировой войны желающих построить некое новое общество, свободное от какой бы то ни было традиционной религиозной морали, было более чем достаточно. Примерно на эту тему писала и Алисия Розенбаум, более известная как Айн Рэнд, ставшая основоположником новой «религии» эгоцентристов.
Но общественная жизнь у Джорджа не задалась с самого начала: никому в Британии не было никакого дела до философских мечтаний молодого мигранта без гроша в кармане и связей в обществе.
Поэтому Джорджу даже в период обучения в Лондонской школе экономики и политических наук приходилось браться за любую подработку, чтобы оплачивать обучение. Он трудился официантом, носильщиком на вокзале, сборщиком яблок.
Его трудолюбие было замечено, и в 1953 году Джордж получил место в арбитражном отделе лондонской компании «Singer & Friedlander». Но очень скоро Джорджу дали понять, что местом клерка его карьерный рост и ограничится: таковы реалии классового британского мира, где все места наверху заранее распределены для представителей аристократии.
Джордж уже подумывал было вернуться на родину, в Венгрию, но в 1956 году внутрипартийная борьба в Венгерской партии труда между сталинистами и сторонниками реформ в стиле Хрущёва привела к восстанию националистов, которое было подавлено частями Советской армии. Так, Сорос, будучи марксистом по духу, стал убеждённым антикоммунистом и русофобом, автоматически перенеся на русский народ всю ответственность за преступления советского режима.
В итоге в 1956 году Джордж перебрался в США и начал работать в брокерской фирме на Уолл-стрит.
Мир купли-продажи ценных бумаг для Джорджа очень быстро стал по-настоящему родным. Он даже придумал собственную систему, назвав её «внешний арбитраж». Суть этого метода заключалась в расчленении имущества корпораций и продажи активов по частям, что повышало их стоимость: этот нехитрый приём был хорошо описан в фильме «Красотка» с Ричардом Гиром и Джулией Робертс (много лет спустя этот метод Сороса возьмут на вооружение российские «чёрные рейдеры», которые «пилили» останки советской промышленности).
Но в 1963 году Кеннеди ввёл дополнительный сбор на подобного рода деятельность, и Сорос закрыл свой бизнес.
Несколько лет он занимал различные должности в брокерских компаниях, потом стал одним из основателей фонда Quantum, который сосредоточил свою деятельность на спекулятивных операциях с ценными бумагами, валютами.
Именно на этом поприще Сорос заработал и свой первый миллиард, и статус «величайшего в мире финансиста», и всемирную славу. Всё это пришло к Соросу 16 сентября 1992 года: именно в этот день фонд Quantum, сыгравший против Банка Англии, заработал на резком падении английского фунта против немецкой марки более миллиарда долларов.
Суть этой игры была проста: на протяжении нескольких лет он скупал британскую валюту незначительными партиями, а затем неожиданно продал примерно пять миллиардов фунтов. Курс, естественно, тут же упал до критического минимума – и в этот момент Сорос вновь скупил фунты, получив буквально из ничего гигантскую прибыль. Естественно, с тех самых пор он стал неофициальным врагом Британии, но Сороса это нисколько не смутило. Эту же уловку он не раз проворачивал с банками других стран. Где-то получалось, где-то не очень, какие-то страны так до сих пор и не смогли оправиться от удара, нанесённого Соросом. Именно из-за этих спекуляций Сорос и заработал себе демоническую репутацию «врага всех государств мира».
Ещё больше миллиардер нажил врагов, когда на вырученные от финансовых спекуляций деньги он открыл сеть фондов «Open Society Institute» (Генеральная прокуратура Российской Федерации признала фонды Сороса нежелательной организацией на территории России), которые и стали проводить в жизнь юношеские представления Сороса о построении «открытого общества». Причём представление о прекрасном будущем у Сороса весьма своеобразное: его фонды последовательно выступают за уничтожение государств (потому что бюрократия мешает прогрессу в понимании транснациональных корпораций) и традиционных семей в мире (потому что семьи – опора государства), за легализацию наркотиков и гомосексуальных браков как традиционных разрушителей семей.
Впрочем, в мире хватает и тех, кто считает, что скандальная слава миллиардера несколько преувеличена.
– Почему не любят Сороса? Потому что он богат, – уверен политолог Алексей Макаркин. – У простых людей появляется «неблагородная эмоция» – зависть. Ведь и Била Гейтса не любят, и Илон Маск вызывает подозрения. Богатые люди – опасные. Они могут продвигать свои интересы в целях обогащения. Как известно, в каждом государстве есть своя национальная идея, так вот Сорос открыто выступает против этого – значит, он враг. Взять для примера Россию. В советское время на задворках находились учёные, которые не подходили под определённые рамки государства. А были и другие – обласканные властью. И когда СССР развалился, Джордж начал активно помогать через свои фонды как раз первым – тем, кто находился на периферии и нуждался больше всего. Но появились и другие, вчерашние приверженцы советского строя. Они тоже попытались получить помощь, но Сорос остался равнодушен. И это вызвало массу недовольства. Соответственно, Джорджа сильно не любят. Но не только в России – во многих странах. Сорос рушит традиции. Такое мало кому понравится.
Стоит ли удивляться, что в мире найдётся гораздо больше желающих выпить на похоронах Сороса, чем за его юбилей.