Вечно молодой: как человечество бежит от возраста

Мир отчаянно молодится. ВОЗ готова признать молодыми людей до 60 лет? 

Фото: Mario Heller / Unsplash

Фото: Mario Heller / Unsplash

Кажется, совсем недавно, в каком-то 2023 году, ВОЗ поднимала возраст молодёжи до 45 лет, а теперь говорят, что не предел и это. Вероника Скворцова, руководитель Федерального медико-биологического агентства и член Совбеза, вот заявила, что лет до 60 можно смело повысить планку, и это даже неизбежно: продолжительность жизни увеличивается – нужна новая классификация возраста. Но действительно ли есть такая необходимость? Или человечество просто всё меньше готово признавать очевидное: время не течёт вспять?

Да и так ли всё замечательно с продолжительность жизнью? Действительно ли она неуклонно растёт? На первый взгляд, цивилизация вроде бы совершила настоящий рывок в XX веке – средняя продолжительность жизни граждан в благополучных странах выросла на 30 лет. Но это ведь не в том смысле, что в предыдущем столетии мало кто из взрослых доживал до 60, а теперь 90-летние резво скачут. В основном прирост случился за счёт радикального снижения детской смертности. Потом уже немного подтянулось качество жизни всех остальных: люди научились лечить многие болезни и перестали в массе умирать преждевременно. Но сами по себе возможности человеческого организма изменились не сильно – биологический предел не особо сдвинулся. И едва ли в ближайшие годы сдвинется. Несмотря на все достижения современной науки, учёные разводят руками и констатируют факт: с начала 1990-х годов рост ожидаемой продолжительности жизни замедлился в 1,5 раза. Так, за последние 30 лет в развитых странах прирост составил всего лишь 6,5 года. Ещё немного – и цивилизация упрётся в потолок.

Сейчас средняя продолжительность жизни в Европе – 81,5 года, в Японии – 84,8 года, в Австралии – 83 года, в США – 76,4, в России – 73,5 года.  Как-то не очень в эту статистику вписывается молодость длиною почти в полвека (после детства и юности). Даже с учётом возможных прогнозов, что к 2050 году ещё лет пять к вышеназванным цифрам можно прибавить. А то что же получается: молодости и беспечности нет ни конца ни края, а среднему возрасту – зрелости – и жалких десяти лет не отведут? Ведь там за ним ещё пожилой возраст и старость. Или последнее отменят вовсе? А смерть тогда не получится тоже как-нибудь откенселить? Нет? Вот это незадача, конечно. Это что же, мы тогда все будем безвременно уходящими? Непонятно.

Вообще объяснение, конечно, есть. Во всех этих попытках продлить человечеству молодость видятся отчаянные попытки отрицания реальности. Как в самом глобальном плане – на уровне целых государств, так и в частных ситуациях – в срезе жизни отдельного индивида.

Взглянем на проблему широко. Мир стареет. Доля людей старше 65 лет уже превысила 10% на всей планете и 20% – в Европе. К 2050 году, по прогнозам ООН, таких будет 16% всего и почти 30% – в Старом Свете. Это очень много. Это огромная нагрузка на социальные системы: здравоохранение и пенсионные фонды. И, главное, нагрузка вдолгую – лет на двадцать-тридцать. Что делать? Как властям выполнять социальные обязательства перед гражданами, честными налогоплательщиками? И вот решение! Почему бы людей просто не подбодрить приятными словами: ну какие же вы, товарищи, пожилые, да вы ещё ого-го, вам работать и работать. И повысить пенсионный возраст. Хотя в странах, где пенсионная система не солидарная, а более сложная, предусматривающая сочетание разных форматов и вовлечение огромного числа коммерческих фондов, а медицина даже условно не может считаться бесплатной, можно, конечно, и более тонко всё провернуть – так повысить стоимость жизни на заслуженном отдыхе, что люди сами быстро сделают правильные выводы.

Фото: Белицкий Дмитрий / Агентство «Москва»
Фото: Белицкий Дмитрий / Агентство «Москва»

Тем более что людям и самим нравится думать о себе, что они в свои семьдесят пять свежи, подтянуты, полны сил и вообще чувствуют себя лучше, чем в двадцать. И никаких денег не жалко для поддержания подобных иллюзий. Как бы ни боролись в мире с эйджизмом, а всё же ничего не попишешь, у нас культ молодости. И агрессивный культ. В последние годы, правда, с некоторыми странностями. Например, скрывать сам по себе возраст больше не принято. Наоборот! Его теперь подчёркивают, но с тем, чтобы показать, какая проделана огромная работа над поддержанием себя в столь фантастической форме.

Да кто не сталкивался с этой наивной бравадой: «Мне 60, а я…»? Женщины без конца рассказывают, как им не продают сигареты без паспорта, как их принимают за сестёр своих детей, как они в фитнес-клубах обходят по всем параметрам уставших студенток. Мужчины тоже не отстают: каждый пятый в семьдесят бегает стометровку, оставляя позади кенийских легкоатлетов, каждый третий вытворяет что-то совершенно невероятное в постели с молодой супругой и каждый второй так скачет с внуками, что, если б к нему подключили провода, можно было бы снабдить электроэнергией целый микрорайон.    

Не поймите неправильно, я всячески приветствую самую разную активность в любом возрасте: и спорт, и здоровый образ жизни – всё это замечательно. Ничего не имею я и против достижений современной косметологии. Если есть желание и возможности, почему бы, в самом деле, и не поспорить с равнодушной природой, почему бы и не скинуть себе несколько годков, сколько уж там получится. Вопрос только – какой ценой. Если цена слишком высока, а результат более чем скромный, если цена – это отказ от чего-то более важного в жизни, если цена – это постоянный самообман, то, может, лучше принять реальность такой, какая она есть? Смириться с тем, что время еще никому не удалось обмануть. И попытаться взять лучшее от каждой поры жизни.

Если не бежать от возраста, нетрудно увидеть, что хорошее есть в каждом периоде. В детстве мы наивные и смешные. В юности – пылкие и прекрасные. В молодости нам всё по плечу, мы входим в самую силу. А в зрелости можно расслабиться и никуда не бежать, никому ничего не доказывать, доверять себе и ни на кого не оглядываться. И даже в старости есть свои плюсы. Не ко всем и не всегда приходит мудрость. Но если всё же принять мысль, что мир ничего нам не задолжал: ни вечной молодости, ни бессмертия,. – есть надежда, что человек возьмёт своё и на закате жизни. Как минимум он получит шанс подготовиться к переходу и не стать, так и не успев ничего понять, очередным «безвременно ушедшим».

Читайте также