Время отправлять открытки  

Руководитель проекта «Почтовое» Тимур Хусяинов рассказывает о том, как  открытки переживают свой ренессанс 

Фото: Ведяшкин Сергей / Агентство «Москва»

Фото: Ведяшкин Сергей / Агентство «Москва»

Время праздников –  это время поздравлений. Многие пользуются не самыми новыми средствами связи, но используют что-то, что несёт в себе живую силу почерка, тепла и памяти  –  открытку. 

А вы знали, что раньше открытки посылали не только для того, чтобы поздравить? Проект «Почтовое» – это настоящее погружение в историю, культуру и повседневность прошлого России через почтовые открытки. Он начал свою работу в октябре 2022 года и за два года очень полюбился россиянам.

Участники этого проекта пытаются прочесть и понять смысл посланий дореволюционной России. А ещё это возможность прикоснуться к жизни человека, жившего более 100 лет назад. На данный момент «Почтовое»охватило своими мероприятиями более 4000 человек из 8 регионов России. Подробности – в нашей программе. 

Тимур Хусяинов. Фото: vk.com/timurnn
Тимур Хусяинов. Фото: vk.com/timurnn

–  Для меня проект «Почтовое» интересен по двум причинам. Во-первых, в этом году вы взяли второе место в номинации «Память» в премии «Жить вместе». А во-вторых, я думаю, что большую русскую историю напишут еще нескоро, это очень сложная задача, она требует больших духовных и народных сил, а у вас интересный ракурс, погружение в культуру и повседневность прошлого России через почтовые открытки.Наши читатели могут подумать, что Тимур Хусяинов – просто коллекционер, который решил придать своему хобби большое значение, но я боюсь, что это не так. Тимур, как вы сами это прокомментируете?

– Начнем с того, что я не являюсь коллекционером открыток. Я тот человек, который любит их отправлять, получать, показывать и иногда о них рассказывать. Началось всё с того, что некоторое время назад я начал отправлять почтовые открытки – знакомым людям и незнакомым в рамках посткроссинга. Особенно во время пандемии, когда все мы были заперты и хотелось какого-то невиртуального общения. Это был идеальный способ.

Когда-то в подростковом возрасте я писал письма. Сейчас формат стал немножко короче, времени не так много. И это всегда приятно: спускаешься вниз, открываешь почтовый ящик, а там открытки из разных стран, от разных людей, иногда совершенно незнакомых, которые рассказывают свою историю. Через некоторое время мне предложили заняться исследованием почтовых открыток. С этого начался интерес к ним именно как к предмету истории и культуры. Выяснилось, что открытка содержит в себе очень много персональных историй, локальную историю местности, семей, сословий. Можно по-разному крутить этот объект, и в результате получается интересная картинка, о которой есть что рассказать. С этого и начался просветительский проект «Почтовое», с которым мы приходим к разной аудитории. Сегодня, например, были у пятиклассников. У них уроки истории только начались, пока еще Древняя Русь. В какой-то момент я спросил, помнят ли они «Табель о рангах» Петра Первого? Естественно, они не помнили, потому что не знали. Но в данном случае я им сказал: «Обратите внимание, на открытке мы можем увидеть обращение в соответствии с «Табелем о рангах»». Возможно, когда они будут в седьмом или восьмом классе, они увидят, что это не просто какой-то документ, который принял Петр Первый, а что он был отражён в повседневном общении людей, в том числе на почтовой открытке.

– Какая самая старая открытка была у вас в руках?

– Открытка 1880-х годов.

Фото: vk.com/storypostcard
Фото: vk.com/storypostcard

– Вы сказали, что вам предложили заняться исследованием открыток. Кто предложил?

– Группа волонтёров решила, что очень интересно было бы создать цифровой архив текстов на почтовых открытках. Каждое послание уникально. Даже если это поздравление с Новым годом, поздравить можно по-разному. Например, поздравление «С Новым годом, с новым счастьем!» я впервые нашел на открытке 1910 года, хотя сейчас оно используется активно. Так как я занимался посткроссингом, отправлял открытки и получал их, у меня их было некоторое количество. И оно пополнило базу открыток на каком-то начальном этапе. А, так как я занимаюсь социологией и социальной философией, я подумал, что это классный объект для исследования. Вот тут и началось.

– Одна из самых любопытных открыток, которая мне попадалась, это поздравление Сергея Рахманинова своему другу, которое он написал от руки и написал на него музыку. И её вручили, просто спев с листа арию. А есть ли какие-то границы – открытки, которые вы исследуете, или наоборот те, которые вам не интересны? Есть какие-то ограничения у вашего проекта?

– Когда мы говорим о просветительской функции, мы больше опираемся на открытки конца XIX – начала XX века, потому что большинство обходят этот период стороной. То есть, достаточно много говорят про советский период, про Великую Отечественную войну. Есть отдельные проекты, которые рассказывают про письма Победы. До этого момента с открытками было грустновато. Первая открытка официально появилась в 1869 году в Австро-Венгрии, поэтому там временной лаг не очень большой. А период конца XIX – начала XX века очень любопытный. Меняется социальная структура, появляются новые профессии, и это накладывается на «Табель о рангах», например. В открытках по-разному начинают обращаться к людям. К кому-то обращаются «Его/ее Высокоблагородие», а кому-то указывают «техник зубного кабинета, который расположен в доме таком-то» и фамилия-имя-отчество, потому что у этого человека нет четкого места в «Табеле о рангах», это новая профессия. 

Другой любопытный момент, что открытка выполняла функцию мессенджера. Есть текст, есть изображение, вместо геотега есть штемпель, который показывает, где человек, а ваша история про Рахманинова добавляет еще и звук. Таким образом, получается способ достаточно быстро обмениваться информацией. Например, если вы договорились с кем-то об ужине и вам нужно резко его отменить. Если вы в одном городе, то открытка, отправленная до одиннадцати утра, решает эту проблему – человек узнает о том, что вы не придёте. Мне попадалась открытка, в которой девушка писала своим друзьям, что они с мужем не придут. Она объясняла, почему – потому что они резко засобирались в Санкт-Петербург. И я думаю: «Если я сегодня резко засобираюсь в Санкт-Петербург, я же билеты не найду!». А они собрались утром и утром же уехали. Это интересный момент для понимания того, как жили люди. Описание их быта, их повседневности. В открытках они делятся своими бытовыми проблемами, мечтами. Всем, что их окружает. Ребёнок попросил купить ему собаку, ему отправили открытку с изображением собаки: «Вот тебе собака».

Фото: vk.com/storypostcard
Фото: vk.com/storypostcard

– Есть в этом что-то саркастическое. Тимур, вы говорили про группу волонтеров, но не уточнили, кто это. Скажите, кто, кроме вас, в этом проекте занят?

– Тут история о том, что есть два отдельных проекта. Первый проект ближе к оцифровке, к сохранению культурного наследия и созданию единой базы. Проект называется «Пишу тебе»,  имеет свой отдельный сайт, где на данный момент размещены 40 тыс. расшифрованных почтовых открыток. И там же размещён материал о тех, кто их писал или о тех, кому их писали, или о том, что на них изображено. «Пишу тебе» – это очень большая группа людей. Это студенты разных университетов, кто-то из них приходит на практику, а кому-то просто интересно. Это гуманитарии, которые хотят сохранить культурное наследие и изучать его. Это технические специалисты, которые готовы к этому подключиться и создать серьезную техническую базу. Много чего создано.Есть специальный инструмент для расшифровки открыток, чтобы человеку, который это будет делать, было максимально удобно. 

Второй проект просветительский, это и есть «Почтовое». Он не очень большой по числу людей. В Нижнем Новгороде нас на данный момент четверо. Но в других регионах появляются наши, так скажем, представители, которые прониклись этой историей и тоже проводят мероприятия на базе тех учреждений, где они работают – это библиотеки, музеи, школы. Это люди, которым понравилась идея изучать прошлое через открытки. Мы отправляем им нашу методическую разработку, которой они могут пользоваться, а могут делать что-то свое. Вообще здорово, если они придумают что-то свое. Сейчас у нас охвачены восемь регионов. Команда не очень большая. Мы стараемся активно выезжать в другие регионы, показывать людям то, чем мы занимаемся и, возможно, находить новых представителей, которые тоже хотели бы этим заниматься.

Фото: vk.com/storypostcard
Фото: vk.com/storypostcard

Мы больше участвуем в функционировании других сообществ, когда нас приглашают в школы, в учреждения культуры, в ТОСы. В общем, туда, где есть какое-то сообщество, которому хотелось бы чего-то нового. Открытки объединяют. Например, если это подростки, они вместе сталкиваются с тем, что они совершенно не понимают, что там написано. Пятиклассники решали это как ребус, потому что некоторые слова они просто не знали. Если это люди постарше, у них есть опыт отправки писем и открыток, они начинают ностальгировать, обмениваться этой информацией. Идеальная ситуация, когда вместе и те, и другие. Когда  мы только начинали, у меня получилась удивительная ситуация – попалась аудитория, представленная практически всеми возможными социальными группами и поколениями. Студенты, которые у меня учатся, пришли посмотреть, что можно делать с открытками. Были, например, пожилые люди, которые в силу возраста плоховато видели. Студенты им активно помогали. И в какой-то момент они начали делиться на небольшие группки и работать сами по себе, не обращая на меня внимания. Я просто наблюдал, периодически рассказывал им какую-то историю, и они опять погружались в процесс. Это было лучшим вариантом, который нам удалось провести.

– Помимо просветительской деятельности на общих началах вы являетесь преподавателем «Высшей школы экономики» в Нижнем Новгороде и преподаете там очень интересную дисциплину, связанную с коммуникацией и литературой. Есть ли у проекта цель, какой-то рубеж, перейдя который, вы закончите проект?

– Есть бесконечная цель – познакомить как можно большее количество людей с историей повседневности рубежа XIX–XX веков. Еще один момент – это, если уж не возродить, то познакомить людей с традицией отправки почтовых открыток.

– Есть ли какая-то история, связанная с открыткой, которая вас больше всего впечатлила? 

– Есть. Это не одна открытка, это переписка, которая меня действительно зацепила. В том числе она повлияла на то, что всё это получилось. Это произошло до появления проекта «Почтовое». «Пишу тебе» появился раньше, там было много открыток и я периодически их рассматривал. Это переписка двух молодых людей. Молодая пара, девушка жила в небольшом селе Лысково Нижегородской губернии, молодой человек жил в Москве, учился в Императорском техническом училище (современная бауманка). С одной стороны, очень интересно было, как они выражают свои чувства, чем они делятся. Это были послания, наполненные эмоциями. С другой стороны – там было много интересных деталей. Например, была открытка, из которой мы узнаем, в какой день они увиделись лично. Потому что молодой человек писал: «Сейчас мы сидим вместе и ты не знаешь, что я пишу тебе открытку. Получишь ты ее, когда уже будешь в Лысково». 

Меня зацепила эта история, мне стало интересно, чем же все закончилось. Открытки были только за один 1911 год. Я искал этих людей. Искал его в списках участников Первой мировой. Искал по различным генеалогическим ресурсам. Не нашел ничего, кроме информации о брате девушки, но в данном случае это вообще не касалось истории. Вдруг в интернете я нашел еще одну открытку этой девушки, уже с новой фамилией – фамилией этого молодого человека. Она шла уже в новое место – в Подмосковье на Баскаковский завод, где он стал инженером. Я полгода искал информацию об этих людях. 

– Вы сказали, что у вас есть лаборатории, связанные с расшифровкой открыток для вашего исследовательского проекта. Вы, кстати как-то сотрудничаете с Михаилом Мельниченко и его проектом «Прожито»?

– На самом деле есть знакомство, есть даже общая история. В «Прожито» есть дневник, а в «Пишу тебе» открытки одного человека. Поэтому удалось объемнее представить жизнь этого самого человека.

Книги проекта «Прожито». Фото: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге
Книги проекта «Прожито». Фото: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге

– То есть у вас коллаборация на уровне контента?

– Во-многом да, потому что и тот, и другой проект во-многом про контент. В «Пишу тебе» моя роль заключается в том, что я ищу новые открытки. Я общаюсь с людьми, часто это генеалоги. «ГенЭкспо» тут идеально подошел. Общаюсь с коллекционерами. Сегодня в антикварном магазине приобрел чудесную переписку двух девушек из Нижнего Новгорода. Таким образом мы обрастаем какими-то новыми контактами, сотрудничаем с музеями, коллекционерами, с теми кто просто хранит семейные открытки.

– Я бы не хотел разрушать образ того, что вы делаете это просто из любви, вам нравится писать и получать открытки. Но всё-таки, если интерес к этому делу не иссякнет, но возникнут новые приоритеты, проект закроется?

– На самом деле нет. Проект «Почтовое» не завязан только на мне, в нем есть ещё несколько человек. Каждый из этих участников проводит свои собственные мероприятия, они не дублируются. Я предлагаю почитать тексты на дореволюционных почтовых открытках, рассказываю всякие забавные истории, которые я в них прочитал. Наш арт-терапевт, психолог Екатерина Урусова проводит арт-терапевтический тренинг по созданию поддерживающей открытки. Человек пишет послание самому близкому человеку – самому себе в будущем. Мы кладем его в конвертик, и получает он его на Новый год. 

– Моя мама делает так каждый Новый год. Мы собираемся, пишем себе «открытку через год». Через год она её распечатывает, и мы смотрим, сверяются ли наши настроения. 

– Да, а здесь пожелание, чтобы год начался с чего-то хорошего, того, что хочется получить на Новый год.Людмила занимается тем, что предлагает подписывать почтовые открытки, исходя из этикета рубежа XIX–XX веков. Орфография того времени сложная, а вот какие-то базовые положения этикета можно изучить достаточно быстро. Она знакомит с тем, как тогда обращались к родителям, друзьям, знакомым. Смотрим по календарю, какой ближайший праздник, и предлагаем подписать открытку к нему. К Новому году, к Пасхе. Можно в будущее или летом подписать себе новогоднюю открытку.

Мы взаимозаменяемы, и все эти мероприятия могут состыковываться между собой. Например – мы с вами почитали открытки, а давайте теперь их подпишем. Или – мы с вами почитали открытки, а давайте теперь нарисуем открытку себе. То есть, исходя из аудитории мы создаем конструктор. Например, пятиклашкам было тяжело слушать меня одного целых два урока. Поэтому мы меняли виды деятельности, сначала я им что-то рассказал, мы с ними поговорили, они что-то расшифровали. Когда это взрослая аудитория, можно более сложные вещи рассказывать.

– Тимур, будучи дипломированным специалистом по дисциплине «социальная философия», как вы оцениваете, что произошло с общением между людьми за последние сто лет? Можно ли сказать, что общение между людьми изменилось?

– Общение между людьми, естественно, изменилось. В самых разных вариациях можно об этом говорить. Поменялся этикет, что мы как раз и показываем на мероприятиях с Людмилой. Поменялись способы коммуникации. Живое общение меняется, появляется много дополнительных артефактов вроде мессенджеров, социальных сетей. Но люди в прошлом тоже общались на расстоянии, открытки это подтверждают. В том числе, на очень большом расстоянии. Сегодня кому-то из пятиклашек попалась открытка: «Надеюсь застать тебя в Париже, пока ты не уехал в Швейцарию». Естественно, меняется скорость коммуникации. Сейчас мы это делаем меньше чем за секунду, тогда на это уходило чуть больше времени. Между Нижним и Москвой открытка шла два-три дня. Современный мир в принципе более динамичный, поэтому сейчас это слишком большое время, чтобы коммуницировать через почтовые открытки.

При этом, открытка поменяла свою функцию. Она стала чем-то более душевным, чем-то менее функциональным, но более личным, более индивидуальным. Поэтому, например, люди перестали привозить друг другу магнитики, и стали отправлять открытки. Потому что магнитики они, все-таки, одинаковые, а открытка всегда подписана индивидуально, человек подумал о конкретном человеке. У меня есть хорошая подруга, для которой я всегда ищу максимально странные открытки. У меня сейчас есть для нее чудесная открытка. Это фотография женщины, которая работала на фабрике по производству вермишели, и она рукой зачерпывает эту вермишель, та повисает у нее на руке и женщина ее куда-то выкладывает. Процесс технологический, но очень любопытно выглядит. То есть, когда я выбирал открытку, я подумал о своей подруге. Я понимал, что ей очень понравится, просто пока не было повода отправить. Многое поменялось, но мне кажется, что открытка будет существовать еще долго, просто функция её будет другой.

*** 

Этот текст – литературная расшифровка передачи «Хранители маяка», совместного проекта радио «Культура» и премии «Жить вместе». Послушать выпуск можно тут.

Читайте также