Первое, что обращает на себя внимание, – это изменившаяся информационная повестка дня. Кризис с коронавирусом, стремительная деградация среднего класса и конфликты на постсоветском пространстве заметно политизировали жизнь и вернули у многих граждан уже позабытое было ощущение «невозможности жить по-старому». Это чувствуют и власти, которые даже в условиях карантинных ограничений, лишивших партии и политиков возможности использования традиционных предвыборных технологий, стараются ещё больше ужесточить отсев нежелательных кандидатов по принципу «как бы чего не вышло».
Особенно это касается выборов губернаторов, которые пройдут в 18 регионах. Согласно статистике, всего было выдвинуто 146 кандидатов, из которых сквозь «сито» избиркомов прошёл 91 кандидат, то есть уровень отсева составил 37,6 % – своеобразный «рекорд» за все последние годы.
Тем не менее и перепроверенные кандидаты в губернаторы могу вызвать скандалы международного уровня.
Например, на выборах губернатора Иркутской области некие соперники кандидата от КПРФ и депутата Госдумы Михаила Шапова (молва приписывает это пиарщикам «варяга» Игоря Кобзева) разместили провокационный баннер кандидата с надписью на китайском языке «Щапов наш!». Также в специально созданных группах и пабликах в соцсетях были распространены сообщения о тесном сотрудничестве КПРФ с компартией КНР в части строительства на Байкале новых китайских гостиниц, заводов по розливу байкальской воды, мусороперерабатывающего завода в Ангарске на деньги китайских инвесторов, дальнейшей вырубки лесов и даже введения в школах Иркутской области обязательного изучения китайского языка.
Провокация даже спровоцировала международный скандал, и МИД КНР даже выразило российским дипломатам «озабоченность использованием антикитайской карты».
* * *
Куда свободнее чувствуют себя представители политических партий, хотя на выборах в региональные парламенты первую скрипку играет контролирующая карающая длань государства.
Так, например, партии «Яблоко» отказали в участии в выборах практически во всех региональных парламентах: сегодня «яблочники» идут на выборы только в 36 субъектах федерации.
Самый громкий «яблочный» скандал произошёл в Татарстане, где суд снял с выборов 13 кандидатов в муниципальные депутаты от «Яблока», протестовавших против строительства мусоросжигательных заводов.
Причём поводом для вердикта судей стало заявление местного «единороса», что якобы изготовление страничек в интернете, которые создали «яблочники», превышало лимит избирательного фонда. Дескать, точно такие же странички обошлись бы «единоросам» в 22 тысячи 335 рублей каждая, и суд согласился с этим комичным доводом.
А в суровом Нижнем Тагиле активисты «Яблока» и «ЕР» и вовсе сошлись в рукопашной схватке – вернее, активистки. На кандидата в депутаты Нижнетагильской городской думы Надежду Журавлеву напала помощница кандидата от «Единой России».
В Костромской области партии «Народ против коррупции» отказали в регистрации всего партийного списка.
Избирком Нижнего Новгорода отказал в регистрации кандидатам, которые выдвинули свои кандидатуры в Думу от партии «Коммунисты России».
А в Воронеже и Белгороде отказали в регистрации и кандидатам от партии «Новые люди».
В отместку демократы раскрутили в Воронеже скандал с «Северным лесом», когда охранник одной из строительных фирм, хозяин которой близок к местным «единоросам», выстрелил из травматического пистолета в одного из участников акции протеста, пытавшегося остановить незаконную застройку в парке «Северный лес». В итоге тысячи разозлённых горожан разметали забор, поставленный строителями в парке, не обращая никакого внимания на увещевания прибывших функционеров от «ЕР».
Стрельба произошла в Ессентуках, где неизвестный напал на активиста партии «Новые люди» Алана Дзугаева и выстрелил в него из травматического оружия.
* * *
Политическая активность граждан порой вызывает такие тектонические сдвиги во власти, ещё совершенно не мыслимые в прошлом году. К примеру, в Ивановской области скандал с неправильно заклеенными конвертами для досрочного голосования завершился победой оппозиции. Подброшенные бюллетени были аннулированы с формулировкой «в связи с невозможностью установить достоверность волеизъявления граждан», а председатель территориального избиркома освобождён от должности.
В Астраханской области накануне выборов ушёл в отставку председатель регионального избиркома, который – как утверждают информированные источники – отказался участвовать в выборных махинациях.
* * *
В целом же сентябрьские выборы в региональные парламенты стали «пробой пера» для четырёх новых политических партий, которые будут всерьёз претендовать на участие в выборах в Госдуму 2021 года. Именно этот «квартет новобранцев», по мнению аналитиков Администрации президента, и должен удовлетворить усилившийся в общественном мнении запрос на новые лица в политике.
Первая партия – это «За правду», созданная бывшим финансистом КПРФ бизнесменом Александром Бабаковым. Партия транслирует некую странную смесь из советских и нео-имперских идей, а лицом «ЗП» стал известный писатель Евгений (Захар) Прилепин. Партия сейчас ведёт активную кампанию в Центральном федеральном округе – особенно в Воронеже, где Захар Прилепин как один из организаторов местного фольклорного фестиваля пользуется значительной поддержкой властей, и лицо автора романа «Санькя», баллотирующегося в областную думу, немало смущает местных книголюбов.
Вторая партия – это технодемократы «Новые люди», созданная бизнесменом Алексеем Нечаевым – хозяином компании Faberlic, производителем косметики, одежды, аксессуаров и обуви. Из более-менее известных людей в партии присутствует Виталий Лейбин, главный редактор журнала «Русский репортёр».
С технодемократами за голоса правых конкурирует и «Партия прямой демократии», в которой роль публичного лидера отдана бывшему разработчику компьютерных игр (в том числе и World of Tanks) Вячеславу Макарову.
Наконец, радикальные экологи представлены «Зелёной альтернативой», созданной членом Общественной палаты Московской области Русланом Хвостовым, который смог рекрутировать в партийные ряды художника и музыканта Алексея Куделина (более известного как «Вася Ложкин»).
Больше всего региональных отделений – у «За правду» (61), меньше всего – у «Зелёной альтернативы» (48), что позволяет им всем пройти на выборы в Госдуму РФ без сбора подписей в регионах (и без процедуры «отсева» за якобы «недействительные» подписные листы).
Интересно и региональное распределение сил: «За правду» и «Новые люди» делают ставку на Европейскую часть России, «Зелёная альтернатива» и «Партия прямой демократии» – на Сибирь и Дальний Восток.