Право, славное казачество

Проект концепции РПЦ по духовному окормлению казачества был обсужден на заседании Высшего Церковного совета РПЦ, прошедшего 9 сентября в Храме Христа Спасителя

«Глубоко убежден в том, – предваряя обсуждение Проекта сказал Святейший патриарх Кирилл, – что возрождение казачества является очень важной частью возрождения наших национальных традиций, обычаев, но, самое главное, православного духа, который всегда оживотворял и наполнял жизнь казачьего сообщества».

Хотя казаки давно и повсеместно позиционирует себя православным христолюбивым воинством и в Московской Патриархии есть целый Комитет по взаимодействию с казачеством,  впервые идея  создания «Концепции Русской Православной Церкви по духовному окормлению и поддержке казачества» была озвучена только весной текущего года. Еще за год до этого митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Комитета РПЦ по взаимодействию с казачеством, говорил про современных казаков, что они в большинстве своем утратили связь с православной церковью, не крестят детей и с легкостью разводятся: «сейчас мы видим далеко не радостную картину. Казачьи семьи разрушаются... налицо сожительство в гражданском браке. Про венчание вообще говорить не приходится, так как, по данным проводимого нами мониторинга, только каждый третий казачий брак является венчанным».

Патриарх Кирилл, открывая заседание Высшего Церковного совета, сказал, что «долгое время… общество смотрело на них (казаков. – О. Г.) как на некий рудимент, как на что-то карнавальное, чисто показное». С чем трудно не согласиться. «Однако, – добавил святейший патриарх, – за минувшие годы многое изменилось. Сегодня существует реестровое казачество, которое включено в систему Вооруженных сил России, есть и казачьи общественные организации».

Непонятно, эти изменения усилили рудиментарную и карнавальную составляющую или ослабили? Есть ли положительные социально-этические изменения, тревожившие в декабре 2013 года Ставропольского митрополита? Возросла ли церковность казачьего сообщества?

Власть в лице  Андрея Ярина, члена Совета при президенте по делам казачества,  предлагает «увязывать цели Русской православной церкви с положениями Стратегии развития казачества до 2020 года». В самой этой Стратегии о христианстве, конечно, нет ни слова. В одном из подпунктов 6 пункта говорится лишь о  развитии неких «духовно-нравственных основ», стоящих через запятую с «традиционным образом жизни», «формами хозяйствования» и«самобытной культурой российского казачества», поэтому более всего церковная, но и государственная целесообразность Концепции по духовному окормлению казачества (пока нигде не опубликованной) вызывает у меня вопросы. Возможно, она соответствует героическому представлению о вере, право, славного козака Тараса Бульбы, оставленному им как завещание товарищам:

– Прощайте, товарищи! – кричал он им сверху. – Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..

 

Читайте также