– Почему с годами антипрививочников не становится меньше? Ведь существует немало доказательств пользы вакцин.
– На этот вопрос не так-то просто ответить. Сначала нужно разобраться, для чего нужна вакцина. Для того чтобы иммунная система выработала защитные факторы, которые будут при повторном контакте с инфекцией блокировать развитие инфекционного заболевания на ранних этапах. О наличии иммунитета говорят специфические антитела в крови человека. Так, высокие титры иммуноглобулина G в организме свидетельствует о наличии защиты от вируса, которому они комплементарны. Иммуноглобулин G начинает вырабатываться у ребёнка только с шести месяцев.
Заметьте, согласно принятому в подавляющем большинстве стран календарю прививок к этому моменту ребёнку уже должны быть введены прививки от одного десятка возбудителей. Поэтому я не вижу смысла прививать детей первого года жизни от вирусных инфекций вообще, так как долгосрочная защита от вирусов и токсинов просто не образуется. Поэтому прививки рекомендуют ставить примерно с полутора лет. Иммунная система ребёнка дозревает до уровня адекватного ответа на инфекции к трём годам. До этого времени коллективизация ребёнка, то есть пребывание в замкнутом пространстве с ровесниками, нежелательна. Да и потребности к этому ребёнок до трех лет не испытывает. Поэтому я считаю, что, начав вакцинацию после года, к саду успеете привить всё, что решите. Но многие упускают ещё один момент: если вы привили ребенка в 1,5–2 года, не забывайте проверять уровень антител, ведь прививка может не защитить.
С антипрививочниками я давно не общаюсь. Когда-то я хотел узнать их доводы, даже один раз пытался общаться с Галиной Петровной Червонской (вирусолог, активный деятель антивакцинарного движения – прим. ред.), но безуспешно. Не нашёл ничего вразумительного для себя. Это просто люди с определённым даром убеждения, которые пугают родителей, и ни к чему хорошему это не приводит. Многие из их последователей делают своим детям фальшивые прививочные сертификаты. Это отдельная религия. Родители начинают верить пророкам из интернета и не пытаются полноценно разобраться в вопросе.
– Если антипрививочники умеют убеждать в своей позиции, могут ли они спровоцировать эпидемию?
– Маловероятно. Откуда идёт занос инфекций? Из регионов с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, чаще всего южных и азиатских. Контролировать эпидемическую обстановку можно разумной миграционной политикой. Если бы вовремя закрыли границы с Китаем, COVID-19 не пошёл бы гулять по миру, как это было с MERS.
– Для многих, кто всё-таки решился на прививку, становится принципиальным вопросом – отечественная она или зарубежная. Основательны ли опасения по поводу российских вакцин?
– У нашего государства вообще, к сожалению, сомнительная репутация. Не упускайте из виду факт, что несколько лет назад закрыли комиссию по качеству медицинских препаратов, поэтому в принципе доверия к отечественным лекарствам нет. По составу российские вакцины отличаются от зарубежных в глобальном смысле незначительно. Но мы привыкли считать, что там всё качественнее, чем здесь. А ребёнку хочется дать всё самое лучшее.
– Тогда какую прививку, например, от гриппа стоит выбрать?
– Все сезонные вакцины для меня загадка. Откуда производитель знает, какой именно штамм инфекции будет в этом году? Я не видел ни одного вменяемого объяснения, каким образом определяют актуальный штамм. Это уже что-то из серии теорий заговора. Ещё есть один аспект: к респираторным инфекциям иммунитет не формируется надолго. Поэтому последние годы вакцину от гриппа делали в два захода, полагая, что в среднем иммунитет к гриппу сохраняется в течение двух месяцев. Каждый из нас уникален и требует индивидуального подхода – прежде всего в вопросах здоровья. Поэтому поголовная вакцинация – это просто бизнес. У меня есть уверенность, что залог здоровья для всех – это гигиена. Носите маску в людных местах, мойте руки и то, что собираетесь съесть, держитесь подальше от больных. И тогда не нужны будут ни прививки, ни лечение от гриппа.
– Другая спорная прививка – БЦЖ. А её нужно ставить?
– График вакцинации, который у нас сейчас есть, принимался в 50-е годы прошлого века. Тогда люди жили скученно, по нашим нынешним представлением, в антисанитарных условиях: в бараках, общежитиях и коммунальных квартирах, где невозможно было избежать контактов. По большому счёту, если семья живёт в отдельной квартире, в благополучном доме, не имеет большого количества детей, которые и могут принести что-то из детского учреждения, то вакцинировать младенца никакой необходимости нет.