Тучи над Арктикой

Всё очевидней становится перспектива передела северных территорий

Арктика. Фото: Jeff Schmaltz / NASA Earth Observatory

Арктика. Фото: Jeff Schmaltz / NASA Earth Observatory

Арктика – это не просто земля, покрытая ледяным панцирем. Её недра скрывают всевозможные полезные ископаемые, в том числе и редкие металлы. Пока их добыча остаётся делом сложным и очень дорогим из-за естественного «щита». Но льды постепенно тают, открывая доступ к территории, которая пока угрожающе никому не принадлежит. 

«Прогрев» Арктики

Существует Арктический совет, в который входят, соответственно, государства с прилегающими к Арктике границами. Таких стран всего восемь: Россия, Канада, Норвегия, Швеция, Исландия, Дания, Финляндия и США. Главным игроком в регионе на протяжении многих лет была и остаётся Россия. Общая длина границ государств в Арктике составляет 38 700 километров, из которых 22 600 километров закрепила за собой наша страна. И, естественно, это вызывает недовольство у всех остальных. Особенно, как несложно догадаться, у Вашингтона.

На днях президент США Дональд Трамп провёл телефонные переговоры с премьер-министром Дании Метте Фредериксен. Беседа длилась 45 минут и получилась «тяжёлой». Трамп в очередной раз подтвердил серьёзность намерений забрать Гренландию, пообещав датчанам в случае упрямства самые разнообразные кары. Но Копенгаген пока сопротивляется. В любом случае «прогрев» идёт полным ходом.

США, хотя и являются арктическим государством, но их присутствие там минимально, да и то благодаря Аляске. Вот поэтому им и нужна Гренландия вместе с Канадой. Это позволит Вашингтону выйти на чистое второе место по протяжённости арктической границы. Соответствующим образом возрастёт и уровень притязаний на ресурсы ледяного континента.

Национальный заказник Денали, Аляска. Фото: Joris Beugels / Unsplash
Национальный заказник Денали, Аляска. Фото: Joris Beugels / Unsplash

Но это в будущем, так сказать, работа на перспективу. Пока же Арктика как была, так и остаётся труднодоступным регионом. А толстый слой льда делает практически невозможным не только добычу ресурсов, но и их разработку. Добавляет проблем и сам Северный ледовитый океан со своей «куцей» навигацией. Его всё ещё трудно использовать как полноценную транспортную артерию, соединяющую Америку с Европой, а Европу с Азией.

Однако льды растают. Ресурсы станут доступными. На сегодняшний день официально они никому не принадлежат. Но именно официально. На деле все арктические государства готовятся вступить в гонку за сокровищами ледяного Эльдорадо. А если придётся, то и в драку. Но пока все они пытаются максимально ярко демонстрировать интерес: направляют в соответствующие инстанции документы с подтверждением того, что их континентальные шельфы – это часть Арктики, пытаются нарастить экономическое присутствие, проводят военные учения, демонстрируют технические находки. Ярким примером является флот атомных ледоколов России. Вашингтон заявляет о «возвращении господства в Арктике», явно намекая, что плацдармом для наступления станет американская военная база в Гренландии. Швеция и Финляндия, вступившие в НАТО, тоже пытаются заявить о своих претензиях. Более того, с недавних пор компанию из восьми арктических государств разбавило одно «приарктическое» – Китай. Пекин захотел стать «отцом» Полярного Шёлкового пути. Ситуацию вокруг Арктики можно описать словами из старой детской песенки «Мы делили апельсин, много нас, а он – один».

Арктический Эльдорадо

При этом размер «куша» точно неизвестен. Ясно одно – «куш» солидный. В 2008 году американская геологическая служба провела расследование и выяснила, что в перспективе Арктика хранит около 13% неразведанных запасов нефти (примерно 90 миллиардов баррелей), 30% запасов природного газа (48,3 триллиона кубических метров) и 20% запасов газового конденсата (44 миллиарда баррелей). Но на этом сокровища не заканчиваются. Там ещё есть литий, галлий, теллур, цинк и кобальт. Всё это в общей сложности «весит» примерно триллион американских долларов. Однако есть нюанс. 84% всех сокровищ расположено не на суще, а на континентальном шельфе. Проще говоря, на океаническом дне. И это дно пока не пробить. Правда, в 2021 году Межправительственная группа экспертов заявила, что через три десятилетия Арктика должна лишиться около миллиона квадратных километров морского льда. Соответственно, доступ к ресурсам и их добыче станет проще. Как и навигация по самому океану. А это уже влечёт за собой новые экономические перспективы в грузоперевозках и торговле.

Нефтедобывающая платформа. Фото: Clyde Thomas / Unsplash
Нефтедобывающая платформа. Фото: Clyde Thomas / Unsplash

Однако здесь «всплывает» очередной нюанс. По международному морскому праву, ресурсы континентального шельфа Арктики ничьи. Эта особенность уходит корнями в прошлое на десятки лет. Тогда Арктика была поделена на секторы. Просто соединили крайние точки суши арктических стран с Северным полюсом, а получившиеся сегменты закрепили за соответствующим государством. Так и появилась «арктическая восьмёрка». В 1982 году человечество попыталось урегулировать правовой статус Арктики. Появилась Международная конвенция ООН по Морскому праву. В ней говорилось, что суверенитет морской страны распространяется лишь на 12 морских миль от «исходной линии» (обычно это линия наибольшего отлива от берега). Правда, есть ещё и исключительные экономические зоны. Они достигают 200 морских миль. В них морское государство может добывать различные ресурсы: рыбу или, например, бурить скважины. Но до Арктики эти разрешённые зоны всё равно не дотягиваются.

Правда, в теории, можно расширить границы. Для этого необходимо доказать, что континентальный шельф является географическим продолжением государства. Этим занимается специальная комиссия. И каждую заявку она рассматривает десятилетиями. Кстати, есть ещё Международный орган по морскому дну (МОМД). Он отвечает за допуск государств к разведке и последующей добыче ресурсов в международных водах. Но работает этот орган медленно. Более того, он выдал лишь несколько десятков разрешений на разведку ископаемых, до добычи дело пока так и не дошло.

Перспективы арктических игроков

Интересы России в Арктике понятны. Это и ресурсы, и Северный морской путь, который в перспективе может принести солидную прибыль. И поэтому Арктика является одним из «национальных интересов». В качестве подтверждения выступает флот атомных ледоколов, который используется как помощник для грузовых кораблей во время их движения. Кроме этого, полным ходом идёт развитие инфраструктуры: прокладываются кабели, появляются новые терминалы и различные гидротехнические сооружения.

Выгода Северного морского пути очевидна. Он позволяет перевозить грузы из Азии значительно быстрее, поскольку отпадает «крюк» в виде Суэцкого канала. Несмотря на все сложности, грузооборот по этому пути медленно, но верно увеличивается. В минувшем году по нему перевезли почти 38 миллионов тонн грузов. По планам, через 10 лет СМП должен ежегодно «осваивать» около 160 миллионов тонн.

Наращивает наша страна в Арктике не только экономическое, но и военное присутствие. В 2020 году была введена в эксплуатацию база «Арктический трилистник», чуть ранее на Котельном острове появился «Северный клевер» (там разместилась 99-я тактическая группа Северного флота). Есть, конечно, и более серьёзное вооружение. Например, в Мурманской области базируется 31-я дивизия подводных лодок, которым под силу запускать ракеты с ядерным носителем.

Атомный ледокол «Ямал» на пути к Северному полюсу. Фото: Wofratz / Wikipedia
Атомный ледокол «Ямал» на пути к Северному полюсу. Фото: Wofratz / Wikipedia

США пока в данной гонке находятся в роли догоняющего. У них есть военная база Питуффик, расположенная на территории Гренландии. Во время Холодной войны там располагались ядерные бомбардировщики и шло строительство полноценного подлёдного города (проект «Ледяной червь»), но затем программу свернули. И на долгое время Вашингтон забыл о северной экспансии, хотя и заявлял о том, что является арктическим государством.

Ситуация резко изменилась при первом сроке Трампа. Сфера геополитики США расширилась и на Север. При этом тогда у американцев в строю было лишь два атомных ледокола. И Трамп впервые заявил о желании приобрести Гренландию, а потом подписал Меморандум о защите национальных интересов США в Арктике и Антарктике. Отдельным пунктом там была прописана теоретическая возможность не только разведки ресурсов, но и их добыча.

В 2022 году, после того как Россия начала специальную военную операцию, Вашингтон обновил свою Национальную стратегию по Арктике. Там уже чёрным по белому было прописано, что у США в том регионе два соперника – Россия и Китай. Пентагон, в свою очередь, тоже начал обновлять военные стратегии, поскольку это стало частью программы по сохранению Америкой статуса великой державы.

И вот здесь Вашингтону стало понятно, что без Канады уже не обойтись. Оттава на протяжении многих десятилетий вкладывалась в Арктику. У неё обширные северные владения, а также есть козырь в лице инуитов – эскимосов, являющихся коренным населением тех земель. Они-то и стали той ниточкой, позволяющей Канаде уцепиться за Арктику. Правда, эта история не обошлась без жертв.

Трагедия произошла в 1953 году, когда Канада решила утвердить свой суверенитет над Арктическим архипелагом островов. Туда в экстренном порядке было выселено около сотни инуитов. Правительство пообещало им и обширные охотничьи угодья, и всевозможную поддержку. К тому же эскимосам прямым текстом сказали, что через два года они, если захотят, могут вернуться обратно.

На деле люди из тундровой Низкой Арктики оказались в ледяной Высокой. Затем их расселили по деревням и… забыли. Эскимосы оказались в ловушке. Они практически не могли охотиться в новых условиях, не могли строить жильё, не могли привыкнуть к более суровым природным условиям. Так инуиты стали жертвой геополитический притязаний Оттавы. Кстати, правительство извинилось перед эскимосами только в новом столетии.

Канада ревностно относится к своим арктическим владениям, то и дело говоря о суверенитете. Более того, вот уже долгое время Оттава претендует на хребет Ломоносова и поднятие Менделеева, которые Россия считает своей территорией. В минувшем году Канада заявила, что Арктика – главная зона её как экономических, так и военных интересов. А стратегия получила название «Наш Север: сильный и свободный». И несмотря на то что к Канаде как к новому штату присматривается Вашингтон, главными её противниками в той программе по традиции указаны Россия и Китай.

Оттава, Канада. Фото: SGC / Unsplash
Оттава, Канада. Фото: SGC / Unsplash

Что же касается Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии и Исландии, то и они обозначают претензии на арктические сокровища. Все эти государства принадлежат блоку НАТО, поэтому и стратегия у них одна на всех. А свои интересы они корректируют с оглядкой на «большого брата». Соответственно, у той же Дании в Арктике тоже главные соперники – это Россия и Китай.

Возникает вполне логичный и закономерный вопрос: откуда взялся Китай? Ниоткуда. Просто в 2018 году Пекин в одностороннем порядке объявил себя «приарктическим государством». По мнению Китая, это необходимо для подтверждения статуса «великой державы». И их стратегия носит мирный характер, базируясь сугубо на экономическом присутствии в регионе. Так появилась идея «Полярного шёлкового пути» транспортной артерии, связывающей Китай с Европой и Северной Америкой. По факту, Пекин недвусмысленно претендует на российский Северный морской путь. Более того, уже различные компании из Поднебесной уже сейчас «рублём» участвуют в некоторых российских проектах. Например, за китайским нефтегазовым концерном числится 20% акций нашего «Ямала-СПГ».

Пытались китайцы обосноваться и в Гренландии. Правда, там им постоянно палки в колёса вставляют американцы. И поэтому борьба за влияние на острове идёт серьёзная. А Китай, чтобы громче заявить о себе, построил несколько ледоколов. Всё это делается под лозунгом «Арктика принадлежит всему человечеству». Соответственно, это открывает северные двери любой другой стране, которая может объявить себя «приарктической». Учитывая реалии современного мира, это может быть кто угодно например, Индия или Израиль…

***

По мнению различных экспертов, учёных и комиссий, буквально через несколько десятилетий Арктика превратится чуть ли не в центр притяжения многих государств. Тающие льды открывают слишком большие перспективы, удержаться сложно.

Усложняет ситуацию и то, что Международное право и различные конвенции относительно Арктики либо вообще не работают, либо работают весьма условно. Например, США не ратифицировали Международную конвенцию ООН по Морскому праву. А значит, могут и не соблюдать её.

На сегодняшний день вырисовывается мрачная картина с тучами над Арктикой. А государства готовятся вступить в борьбу за территории и ресурсы, словно на дворе эпоха Великих географических открытий.

Читайте также