Арктика – это не просто земля, покрытая ледяным панцирем. Её недра скрывают всевозможные полезные ископаемые, в том числе и редкие металлы. Пока их добыча остаётся делом сложным и очень дорогим из-за естественного «щита». Но льды постепенно тают, открывая доступ к территории, которая пока угрожающе никому не принадлежит.
«Прогрев» Арктики
Существует Арктический совет, в который входят, соответственно, государства с прилегающими к Арктике границами. Таких стран всего восемь: Россия, Канада, Норвегия, Швеция, Исландия, Дания, Финляндия и США. Главным игроком в регионе на протяжении многих лет была и остаётся Россия. Общая длина границ государств в Арктике составляет 38 700 километров, из которых 22 600 километров закрепила за собой наша страна. И, естественно, это вызывает недовольство у всех остальных. Особенно, как несложно догадаться, у Вашингтона.
На днях президент США Дональд Трамп провёл телефонные переговоры с премьер-министром Дании Метте Фредериксен. Беседа длилась 45 минут и получилась «тяжёлой». Трамп в очередной раз подтвердил серьёзность намерений забрать Гренландию, пообещав датчанам в случае упрямства самые разнообразные кары. Но Копенгаген пока сопротивляется. В любом случае «прогрев» идёт полным ходом.
США, хотя и являются арктическим государством, но их присутствие там минимально, да и то благодаря Аляске. Вот поэтому им и нужна Гренландия вместе с Канадой. Это позволит Вашингтону выйти на чистое второе место по протяжённости арктической границы. Соответствующим образом возрастёт и уровень притязаний на ресурсы ледяного континента.
Но это в будущем, так сказать, работа на перспективу. Пока же Арктика как была, так и остаётся труднодоступным регионом. А толстый слой льда делает практически невозможным не только добычу ресурсов, но и их разработку. Добавляет проблем и сам Северный ледовитый океан со своей «куцей» навигацией. Его всё ещё трудно использовать как полноценную транспортную артерию, соединяющую Америку с Европой, а Европу с Азией.
Однако льды растают. Ресурсы станут доступными. На сегодняшний день официально они никому не принадлежат. Но именно официально. На деле все арктические государства готовятся вступить в гонку за сокровищами ледяного Эльдорадо. А если придётся, то и в драку. Но пока все они пытаются максимально ярко демонстрировать интерес: направляют в соответствующие инстанции документы с подтверждением того, что их континентальные шельфы – это часть Арктики, пытаются нарастить экономическое присутствие, проводят военные учения, демонстрируют технические находки. Ярким примером является флот атомных ледоколов России. Вашингтон заявляет о «возвращении господства в Арктике», явно намекая, что плацдармом для наступления станет американская военная база в Гренландии. Швеция и Финляндия, вступившие в НАТО, тоже пытаются заявить о своих претензиях. Более того, с недавних пор компанию из восьми арктических государств разбавило одно «приарктическое» – Китай. Пекин захотел стать «отцом» Полярного Шёлкового пути. Ситуацию вокруг Арктики можно описать словами из старой детской песенки «Мы делили апельсин, много нас, а он – один».
Арктический Эльдорадо
При этом размер «куша» точно неизвестен. Ясно одно – «куш» солидный. В 2008 году американская геологическая служба провела расследование и выяснила, что в перспективе Арктика хранит около 13% неразведанных запасов нефти (примерно 90 миллиардов баррелей), 30% запасов природного газа (48,3 триллиона кубических метров) и 20% запасов газового конденсата (44 миллиарда баррелей). Но на этом сокровища не заканчиваются. Там ещё есть литий, галлий, теллур, цинк и кобальт. Всё это в общей сложности «весит» примерно триллион американских долларов. Однако есть нюанс. 84% всех сокровищ расположено не на суще, а на континентальном шельфе. Проще говоря, на океаническом дне. И это дно пока не пробить. Правда, в 2021 году Межправительственная группа экспертов заявила, что через три десятилетия Арктика должна лишиться около миллиона квадратных километров морского льда. Соответственно, доступ к ресурсам и их добыче станет проще. Как и навигация по самому океану. А это уже влечёт за собой новые экономические перспективы в грузоперевозках и торговле.
Однако здесь «всплывает» очередной нюанс. По международному морскому праву, ресурсы континентального шельфа Арктики ничьи. Эта особенность уходит корнями в прошлое на десятки лет. Тогда Арктика была поделена на секторы. Просто соединили крайние точки суши арктических стран с Северным полюсом, а получившиеся сегменты закрепили за соответствующим государством. Так и появилась «арктическая восьмёрка». В 1982 году человечество попыталось урегулировать правовой статус Арктики. Появилась Международная конвенция ООН по Морскому праву. В ней говорилось, что суверенитет морской страны распространяется лишь на 12 морских миль от «исходной линии» (обычно это линия наибольшего отлива от берега). Правда, есть ещё и исключительные экономические зоны. Они достигают 200 морских миль. В них морское государство может добывать различные ресурсы: рыбу или, например, бурить скважины. Но до Арктики эти разрешённые зоны всё равно не дотягиваются.
Правда, в теории, можно расширить границы. Для этого необходимо доказать, что континентальный шельф является географическим продолжением государства. Этим занимается специальная комиссия. И каждую заявку она рассматривает десятилетиями. Кстати, есть ещё Международный орган по морскому дну (МОМД). Он отвечает за допуск государств к разведке и последующей добыче ресурсов в международных водах. Но работает этот орган медленно. Более того, он выдал лишь несколько десятков разрешений на разведку ископаемых, до добычи дело пока так и не дошло.