Доктор географических наук, профессор Наталья Сердитова и её супруг, доктор физико-математических наук Андрей Белоцерковский, являются авторами книги «Изменение климата. Адаптация и устойчивое развитие». Недавно они также представили флипбук «Устойчивое завтра. Путеводитель по изменению климата, смягчению последствий, стратегиям адаптации».
Для средней полосы России долгое время главным прогнозом погоды являлось «завтра погода будет такая же, как сегодня». Стабильность и предсказуемость нашей погоды были таковы, что метеорология финансировалась по остаточному принципу, – в отличие от США, где погода может преподнести любые фортели, начиная от урагана (забросившего, как вы помните, Элли и Тотошку в Волшебную страну, – см. «Волшебник Изумрудного города»), заканчивая снегопадом в июле в Нью-Йорке. В США метеорологи в большом почёте. Видимо, и России стоит пересмотреть отношение к этой сфере науки, стабильность в климате точно заканчивается.
Снегопад в Москве 8 мая 2024 года. Фото: Кузьмичёнок Василий / Агентство «Москва»
По словам Натальи Сердитовой, интенсивность экстремальных погодных явлений и их частота будут нарастать с глобальным потеплением.
«Глобальное потепление – это скорее народный термин, правильнее сказать – глобальное изменение климата. Накопление парниковых газов, приведшее к росту средней по земному шару температуры на 1,5 градуса Цельсия, не означает, что будет ровное тепло, напоминающее европейскую зиму», – говорит Наталья Сердитова. «Климатические процессы – это сложнейшее уравнение с огромным количеством переменных. Важным фактором, например, является альбедо (отражающая способность) поверхности. В Арктике, где лежат льды и снега, солнечное тепло отражается иначе, чем от тёмной поверхности земли или океана. Россия, на 60% покрытая зоной вечной мерзлоты, испытывает потепление интенсивнее многих других регионов».
Научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд также говорит о том, что радиационный баланс на Земле при снеге и при отсутствии снега совершенно по-разному формируется. Если снега нет, то земля впитывает солнечную энергию и часть выделяет на прогрев. Вильфанд, как и Сердитова, не может сказать, выпадет ли снег в апреле, но пока в связи с тем, что снега мало, а световой день увеличивается и солнечная энергия поступает на землю дольше, больше шансов, что тепло останется с нами ещё и на февраль.
Наталья Сердитова (и другие садоводы России) в прошлом году пострадала от заморозков в мае: напомним, в Подмосковье 9 мая, когда уже расцвели яблони, вишни и сливы, ударил мороз минус 10 – и случился неурожай в садах. «Сейчас у меня на участке уже проклюнулись первоцветы, зацветают крокусы. Яблони тоже могут надумать цвести», – рассказывает она.
Не связана ли турбулентность в погоде с затуханием течения Гольфстрим?
Наталья Сердитова подтверждает эту версию, но считает, что у нас есть время подготовиться: «Таяние льдов меняет солёность воды, её температуру и другие параметры океана. Гольфстрим – эта “бесплатная батарея”, обеспечивающая мягкую европейскую зиму – начинает охлаждаться. Если это продолжится, Европа столкнётся с суровыми зимами, но это долгий процесс, который, вероятно, продлится до конца текущего века».
Антарктика. Фото: Cassie Matias / Unsplash
При этом, как рассказывает Наталья Сердитова, набирает силу климатическое явление Ла-Нинья, связанное с охлаждением воды в экваториальной части Тихого океана. До этого в этой части Мирового океана погодой управляло противоположное явление – Эль-Ниньо, аномальное потепление океанских вод (Ла-Нинья – по-испански «девочка», Эль-Ниньо – «мальчик». – прим. ред.). Чередование Эль-Ниньо и Ла-Ниньи впервые заметили перуанские рыбаки, столкнувшиеся с тем, что в море вдруг становится меньше рыбы из-за того, что вода больше нагревается. И наоборот. «Термоклин в Тихом океане – это гигантская “грелка”, оказывающая воздействие на климат во всём мире. Оно вызывает где-то засуху, где-то ливни, глобально меняется температура воды в Мировом океане, направление ветров. Раньше эти явления чередовались раз в 4–7 лет. Сейчас они стали меняться чаще», – говорит Наталья Сердитова.
Погода – это не только цветы, грибы и судьба несчастных медвежат, матери которых не выспались. Это инфраструктура. Ежесуточный переход через 0 градусов по Цельсию разрушает асфальт: днём вода скапливается в трещинах, ночью замерзает. И ямы на свежеотремонтированных дорогах расширяются буквально за считанные дни. 65 процентов России занимает зона вечной мерзлоты, в зоне чёрной мерзлоты всё рассчитано на этот фактор: и если она растает – начнутся технологические катастрофы на нефте- и газопроводах. А чем чревато разлитие нефти – мы сейчас наблюдаем на Чёрном море: после крушения танкеров «Волганефть» побережье отравлено, в 2025 году часть курортов будет непригодна для отдыха.
Аномалии температуры поверхности моря в ноябре 2007 года, показывающие условия Ла-Нинья. Фото: NASA Earth Observatory
У политиков 70+ разговоры о глобальном потеплении вызывают скепсис. Возможно, они считают, что на их жизнь хорошей погоды хватит, а после них – хоть потоп (в буквальном смысле этого слова)?
Дональд Трамп вышел из Парижского соглашения по климату в своё первое президентство, и вот опять, не успев осмотреться в Белом доме, он снова отозвал членство США в Парижском соглашении.
Наталья Сердитова считает это очень недальновидным: «Политики часто живут сегодняшним днём, не задумываясь о завтрашнем. Но адаптация к изменениям климата должна стать важнейшей государственной задачей. Эпоха, когда каждая зима была похожа на предыдущую, осталась в прошлом».