Нет, конечно, у нас есть зарегистрированная, но ещё не до конца проверенная вакцина, худо-бедно налажены механизмы диагностики и кое-где обзавелись аппаратами ИВЛ с прошлого раза. И да, вирус – это такая штука, что если он поселился среди нас, то просто так не уйдёт, а жить-то как-то надо. Поэтому старикам здесь не место, а мы с масочкой под носом, как неумелые дайверы, снова ныряем в метро.
А что же будет с храмами, спрошу я вас, как православный православных? Ведь единого богословия карантина у нас так и не сложилось. Были увещевания и дисциплинарные угрозы со стороны патриархии, были ковид-диссиденты и партизаны среди духовенства и мирян. Были потери. Но где выводы?
Никто выводы не видел? «Мы пережили тяжелейший период разобщения, в том числе в наших храмах. Мы оценили, насколько нам дорого общение. И в нынешних условиях, соблюдая разумные меры профилактики, следует пребывать в спокойствии, не нагнетая обстановку ни внутри себя, ни вокруг себя. В конце концов, зачем жить, если не ради того, чтобы общаться с другими?» – написал епископ Савва (Тутунов) у себя в телеграме.
Хочется написать эти слова на скрижалях сердца, но прежде, чем это сделать, надо переспросить: а кто это «мы»? Мы пережили, мы оценили…
У нас в Твери, например, все ковид-диссиденты героически переболели этой богомерзкой хворью и теперь с новой силой будут проповедовать пир во время чумы. Их аргумент – мы выжили, нас спас Бог! Для чего Он вас окаянных спас? Чтобы вы других людей погубили? Главный коронавирусный партизан Николай Васильевич Романов (он же о. Сергий) окопался в уральских лесах и принимает паломников у себя в монастыре. Все на своих местах.
«В некоторых монастырях не очень внимательно отнеслись к тому, что говорил патриарх, что говорили архиереи, и было такое шапкозакидательское отношение. Говорили, что мы не должны ничего бояться, Бог нас спасет», – ещё весной так аккуратно высказался глава Синодального отдела внешних церковных отношений митрополит Иларион (Алфеев).
В Москве с этим построже, но не потому, что какие-то загадочные «мы» что-то пережили и оценили, а потому что когда мэр издаёт новый указ, духовенству положено вставать и застёгивать верхнюю пуговицу на подряснике. И тогда будет полное взаимопонимание. Иначе будет как при батьке в Белоруссии, это на раз-два могут устроить. А за МКАДом никто про это самое «мы» не слышал. И в пределах московского кольца всевластья тоже очень разные позиции по этому поводу.
Так что с выводами у нас не очень хорошо. Получается, что литургической жизнью церкви руководит главный санитарный врач региона, магазины держат открытыми, а храмы закрывают, патриаршие указы остаются где-то на самоизоляции и не доходят до рядового духовенства, православные продолжают болеть и надеяться на чудо.
С другой стороны, как раз в крупных городах народ отхлынул из храмов ещё до объявления режима самоизоляции. Даже там, где архиереи отстояли возможность не закрывать храмы, народу было мало и никакого стихийного движения по возвращению церковных богослужений народу не возникло.
Отсюда и дефицит предложений на случай новой инфекционной напасти. Сколько можно насчитать предложений? Примерно ноль. Разве что снова владыка Иларион предлагает всем россиянам поспешить с прививкой от ковид. И здесь очень важное слово «россияне». Потому что, во-первых, чем шире понятие, тем меньше ответственность, а во-вторых, иным православным ещё надо сперва объяснить, что вакцина не содержит в себе никаких чипов, это отечественный натуральный освященный продукт, и Билл Гейтс, слуга капитализма, ничего туда не подмешивал.
Итак, мои предложения по случаю новой волны.
- Дать больше литургической свободы членам приходских общин. Составить списки крепких общинников и раздать им запасные святые дары для домашнего причастия. Исповедовать можно по телефону и не каждую неделю. Менее крепких можно причащать на дому с соблюдением всех мер предосторожности. Пусть каждый поймёт, что он участник, а не зритель богослужения. В большинстве случаев, кстати, можно будет молиться по-русски, т. к. адепты превечного церковнославянского языка 10 из 10 будут молиться только в храмах.
- Собирать общину на ежедневную вечерню вечером и утреню утром по зум. Именно в таком порядке. Пусть всё встанет на свои места. А после короткой молитвы минут на 20–30 можно поделиться новостями и нуждами. Вы увидите, как оживают люди.
- Общинникам стоит подумать о том, как поддержать священника. Много простых организационных и технических операций можно взять на себя. Пожилым людям наладить связь, кому-то прикупить камеры, установить зум, скайп или вотсап на телефоны. Всё это можно быстро решить. В том числе стоит подумать о каком-то регулярном пожертвовании для батюшки, если храм для него – единственное место дохода, и если он проявляет отеческую заботу не только о себе и своей семье, но и о братьях и сёстрах.
- Попробуйте вместе начать читать Евангелие. Это можно делать не только за ежедневным богослужением, но и отдельно, где-то раз в неделю. Ведь у многих освободится время, если храм будет закрыт, а работу переведут на удалёнку. Редкая удача, чтобы подумать о Христе и его действии в нашей жизни.
- Когда ритмы наладятся, стоит приглашать своих друзей, коллег и нецерковных родных на общинные встречи. Вера – это дар, как известно. И у него есть свойство: если им не делиться, он отнимется.
А тем священникам, у кого нет таких прихожан, с которыми можно было бы жить общей церковной жизнью вне зависимости от эпидемиологических условий, надо принести покаяние. И тогда, даст Бог, люди найдутся.