Марк А. Тиссен, The Washington Post
– Мы еще не знаем, кто победил на выборах 2020 года, но мы знаем, кто проиграл: СМИ. Почти каждый крупный опрос СМИ прогнозировали блестящую и сокрушительную победу Джо Байдена и приход к власти демократов в Сенате США. Но предсказанная «синяя волна», похоже, не материализовалась.
Многие в СМИ верили этим опросам, потому что не могли представить, что половина страны не испытывает такого отвращения к Трампу и его республиканским «помощникам», как они. После четырёх лет клеймения Трампа как фанатика им было трудно понять, как президенту удалось на самом деле расширить свою поддержку чернокожих и латиноамериканцев в 2020 году, что помогло ему добиться победы во Флориде.
Учитывая эту неспособность правильно спрогнозировать выборы, стоит ли удивляться тому, что многие американцы больше не доверяют средствам массовой информации?
Джордж Пэкер, The Atlantic
– Мы – две страны, и ни одна из них не собирается в ближайшее время ни сдаваться, ни исчезать. Итог выборов 2016 года не был ни исторической случайностью, ни результатом иностранного вмешательства. Он стал точным отражением настроений американского электората... Реальность такова, что волю большинства блокируют антидемократические правила и беспринципные политики, а самому нашему большинству пока не хватает численности, чтобы уверенно править. Мы ещё ждём того момента, когда Америка наконец станет той самой землёй обетованной, где будут господствовать технически подкованные, не затронутые никак прошлым миллениалы. А пока десятки миллионов американцев любят лозунг «Сделаем Америку снова великой» больше, чем они любят демократию.
Многие влиятельные журналисты и исследователи общественного мнения до сих пор заблуждаются относительно того, как мыслит большинство их соотечественников, хотя эти эксперты тратят всё больше времени на разговоры друг с другом в твиттере и телестудиях. Местные и региональные газеты по всей стране, которые могли бы успешно дополнить картину о том, кто мы такие, большим количеством разнообразных деталей, продолжают вымирать. Все мы – как профессионалы, так и обычные люди – в некоторой степени являемся узниками непроницаемых информационных камер, внутри которых любые попытки осмыслить противоположные точки зрения считаются в моральном смысле подозрительными.
Том Николс, The Atlantic
– Я определённо чувствую облегчение. Победа Байдена будет бесконечно лучшим результатом, чем победа Трампа. Если бы Трамп сохранил власть, наш ребёнок-король был бы свободен от надоедливых законов и институтов. Соединённые Штаты начали бы свои последние дни как демократия, наконец переступив порог авторитаризма.
Победа Байдена предотвратила бы эту ужасную возможность.
Но, как бы ни завершились эти выборы, Америка теперь другая страна. Почти половина избирателей видели Трампа во всём его великолепии – его инфантильных тирадах, его гибельной и смертоносной политике, его презрении к демократии во всех её формах. И они решили, что хотят его снова.
К сожалению, избиратели, заявившие в 2016 году, что выбрали Трампа, потому что считали его «таким же, как они», оказались правы. Теперь, выбирая его снова, эти избиратели демонстрируют, что они такие же, как он: сердитые, испорченные, обиженные на расовой почве. Политика одержимости белой тревогой настолько сильна, что его избиратели полны решимости оставить опасного социопата в Овальном кабинете.
Мой самый большой страх, помимо возможной победы Трампа в ближайшие дни, заключается в том, что, независимо от результата, обе стороны поспешат извлечь неверные уроки из этих выборов. Республиканцы придут к выводу, что для победы в следующий раз им нужно чуть больше открытого расизма (но меньше твитов по этому поводу). Они увидят экзит-поллы, призывающие к «сильному национальному лидеру», и они заменят ребячливого и плаксивого Трампа кем-то, кто демонстрирует ещё более авторитарную решимость. Они ухватятся за обвинение в том, что демократия – это сфальсифицированная игра, и будут открыто презирать её правила даже больше, чем Трамп.
Демократы со своей стороны могут заключить, что движение влево, включая больше разговоров о социализме и активизацию социальной справедливости, – это как раз то тонизирующее средство, которое им понадобится. Некоторые демократы склонны полагать, что почти все выборы подтверждают необходимость крена влево, хотя на самом деле выборы 2020 года должны быть напоминанием о том, что Трамп победил бы любого, кроме Байдена.
Пол Уолдман, The Washington Post
– Я безмерно рад, что Трамп, вероятно, покинет Белый дом, но я должен с тяжёлым сердцем признать, что это были не те выборы «голубой волны» (то есть триумфа демократов), в которых нуждалась нация.
То, что Трамп так хорошо выступил на выборах после того, как так плохо выступил в качестве президента, ошеломляет и вызывает беспокойство. Он всего лишь третий президент, которому был предъявлен импичмент за совершение «тяжких преступлений и проступков». Он распространял ложь и теории заговора рекордными темпами. Он попирал демократические нормы и, вполне вероятно, нарушил закон; действительно, ставя под сомнение легитимность выборов, он продолжает подрывать нашу демократию в настоящий момент. Историки наверняка оценят его как одного из худших президентов в истории США – и, вполне возможно, самого худшего.
Но Республиканская партия не потерпела такого избирательного разрушения, которое привело бы к самоанализу и отказу от трампизма. Партия выступила достаточно хорошо, чтобы только укрепиться в объятиях популизма, белого национализма и иррационализма.
Выборы показывают, что почти половина страны живёт в альтернативной реальности, созданной Fox News и Facebook, где Трамп – успешный президент, а Байден – опасный социалист. Это не предвещает ничего хорошего для нашего будущего, даже если вероятное поражение самого Трампа – огромное достижение...
И не забывайте, что на этих выборах демократы отказались от своих самых харизматичных, вдохновляющих и дальновидных кандидатов в пользу кандидата, который, по их коллективному мнению, будет наиболее безобидным для большинства избирателей.
– Мы не можем выдвинуть женщину, – сказали они себе, – это слишком опасно. Цветной человек? Забудь об этом. Мы пойдём со старым белым парнем.
Возможно, этого было достаточно для победы, но недостаточно для сохранения единства страны.
Сьюзен Глассер, The New Yorker
– Всё пошло по наихудшему сценарию. Байден ещё может и победить, однако уже сейчас ясно, что опасная риторика Трампа насчёт «мошеннических» выборов превращается в самореализующееся пророчество. Постоянные высказывавшиеся Дональдом Трампом сомнения в эффективности базовых институтов американской власти достигли желаемого им результата: сверхдержава больше не верит в свою собственную демократию.
За последние четыре года мне много раз приходило на ум, что писать о трамповском Вашингтоне было для меня чем-то чуждым. Тем более острым это ощущение стало в последние несколько дней, когда из окна машины я вижу забитые фанерой витрины магазинов и офисов и склады металлических барьеров, приготовленных для того, чтобы разгораживать на блоки безопасности улицы и площади вокруг Белого дома в случае возникновения здесь послевыборного насилия. Я видела такое и раньше. Но в таких местах, как Азербайджан и Россия. А теперь это трамповская Америка. Та Америка, какой я её не знала.
Филип Ракер, The Washington Post
– Байден опирался на доминирование демократов в городских и пригородных юрисдикциях, но Трамп взял себе большую часть пригородной и сельской Америки.
Этот разрыв между городом и деревней иллюстрирует ярко выраженную поляризацию, очевидную в предварительных результатах выборов 2020 года. Раскол подчёркивает фундаментальные разногласия между американцами по поводу того, как контролировать пандемию коронавируса и стоит ли даже пытаться; как оживить экономику и восстановить рабочие места; как бороться с изменением климата и является ли это чрезвычайной ситуацией; и роли морали, сочувствия и верховенства закона в политической сфере.
Возможно, Байден и наберёт достаточное большинство в коллегии выборщиков, чтобы стать 46-м президентом страны, но он возглавит расколотую страну, не сумев добиться громкого осуждения Трампа. И половина нашей страны – это не ужасные расистские подлые люди, отличные от всех остальных. Нет, этого просто не может быть. Но примерно половина страны проголосовала за Трампа.
Пол Мацко, Daily Kos
– СМИ сейчас обеспокоены тем, что демократы должны научиться общаться с избирателями Трампа и обращаться к ним. Вы знаете, почему Трамп «апеллирует» к значительной части американского электората? Это радио, тупица.
За последние 30 лет Трамп сплотил вокруг себя 1 500 радиостанций. Тех радиостанций, которые имеют лицензию на деятельность в общественных интересах, но именно эти радиостанции называли Covid обманом «демократов», глобальное потепление – «мистификацией».
Трамп никогда бы не приблизился к Белому дому, а тем более не приблизился бы к общенациональным выборам, если бы демократы не игнорировали 1 500 разговорных радиостанций, искажающих любой общенациональный разговор по любому важному вопросу.
Боб Макманус, New York Post
– Первое, на что следует обратить внимание в отношении молодой леди, арестованной в среду на Манхэттене за плевание копу в лицо, – это то, что она вернулась на улицу прежде, чем они успели проверить копа на бешенство.
Во-вторых, по мере того, как Джо Байден медленно приближается к своему магическому числу, значительная часть обидчивых проигравших 2016 года намерена полностью стать болезненными победителями 2020 года. Если дойдёт до этого, то никто не может разумно ожидать мира и спокойствия. Изгонять самодовольство подобно трещине; как только ты подсел, трудно отказаться от этого.
Николас Голдберг, Los Angeles Times
Когда я был мальчиком, я ходил голосовать с мамой в день выборов. В соседней государственной школе мы входили в кабинку, задёргивали тяжёлую занавеску, и я щёлкал несколькими маленькими рычажками в её направлении, чтобы отметить свой выбор. Затем я дёрнул за ручку, чтобы сделать это официально. И вуаля – мы выполнили свой демократический долг.
После этого я был уверен (и она тоже), что даже если наши предпочтительные кандидаты проиграют, выборы будут честными и точными и что кандидаты, получившие наибольшее количество голосов, будут объявлены победителями.
У меня больше нет такой непоколебимой веры в систему.
Политические разногласия настолько выросли, а цинизм по поводу системы стал настолько распространённым, что не только избирательный процесс, но и само правительство потеряло легитимность в глазах избирателей.
Пару недель назад я наблюдал за фокус-группой, на которой более десятка нерешительных избирателей единогласно заявили модератору, что не доверяют СМИ, но затем дали понять, что они не доверяют и президенту, и не уважают его.
Письма, которые я получаю от читателей, очень похожи: гневные, часто непристойные, выражения пристрастия (с той или иной стороны) или утомлённое циничное недоверие ко всем, кого это касается.
Насколько плохо всё стало? Один опрос 2018 года, проведённый для Axios, показал, что 54 % демократов считают республиканцев «невежественными», и такой же процент республиканцев считает демократов «злобными». Как этим людям жить рядом друг с другом?
Шарлотт Эллен, USA Today
Тем не менее даже если Трамп проиграет, он уже подарил Америке то, за что она будет вечно благодарна: четырёхлетнюю отсрочку от растущей тирании левых.
Например, указ Трампа положил конец так называемой «критической теории расы». И учебным занятиям по вопросам «разнообразия и инклюзивности», финансируемым за счет налогоплательщиков, на которых самозваные консультанты рассказывают, что абсолютно все белые люди вносят свой вклад в «системный» расизм. Трамп назвал критическую расовую теорию «антиамериканской пропагандой». И показал всем нам, что это нормально – гордиться, а не стыдиться нашей страны..
В Америке Трампа тоже нормально расстраиваться из-за того, что ваша дочь школьного возраста вынуждена делить туалеты и раздевалки с биологическими мужчинами. В 2017 году Трамп отменил закон Обамы, предписывающий государственным школам по всей стране разрешать трансгендерным студентам пользоваться помещениями для лиц противоположного пола...
В Америке Трампа нормально быть евангелистским христианином-пекарем и не готовить торт для однополой свадьбы, нарушающей ваши моральные убеждения. Нормально быть католической монахиней и не хотеть быть агитатором бесплатных методов ограничения рождаемости, вызывающих аборт, как это предписывает Obamacare.
Если Трамп проиграет, все эти изменения будут отменены в одночасье, поскольку Америка внезапно вернётся к прогрессивному «нормальному» состоянию. Действительно, Байден, который был вице-президентом Барака Обамы, уже пообещал, что восстановление доступа трансгендерных школьников к туалетам и раздевалкам, которые соответствуют их гендерной «идентичности», станет одним из его первых официальных действий после его приведения к присяге.
Тем не менее давайте надеяться, что Трамп преподнесёт всем американцам подарок. Это будет дар ещё четыре года быть свободным от ига, наложенного на них прогрессивными идеологами, которые контролируют все институты Америки: её университеты, её школы, её средства массовой информации, её крупные корпорации. А там кто знает? Возможно, после этого будут и все восемь лет свободы.