Здесь проживают около 20 человек, неизлечимо больных, но окружённых любовью. Одиноких, но не брошенных. По сути, это хоспис, где люди доживают последние дни. Только совсем иначе, чем мы можем представить: обо всех здесь заботятся и помогают уйти без страданий. И даже самых стареньких бабушек здесь ласково называют «девочками».
Но силовое поле этого «Дома» распространяется ещё на 60 семей, где живут тяжелобольные люди: патронажная бригадой обслуживает их по месту проживания.
«Дом милосердия кузнеца Лобова» находится в маленьком посёлке Поречье-Рыбное Ярославской области, в двухэтажной каменной усадьбе, где всегда были то богадельня, то больница, то койки сестринского ухода. Имя одного из тяжёлых больных, кузнеца Георгия Лобова, стало частью названия организации, миссия которой – системное развитие паллиативной помощи и медико-социального обслуживания, а также изменение отношения общества к жизни в конце жизни.
Мы познакомились с Алексеем на самой первой церемонии вручения премии «Жить вместе». Он подал заявку, но она никак не проходила по формальным критериям, и тогда нам пришлось на ходу учреждать дополнительную номинацию, потому что мы очень захотели отметить «Дом милосердия кузнеца Лобова». А потом так вышло, что Алексей ещё и стал лицом нашей премии на ближайший сезон, потому что была очень удачная фотография: Алексей приехал с ребёнком, они сидели с дипломом победителя, и это было, что называется, попаданием в десятку.
– Как появился ваш «Дом милосердия»?
– Всё случилось в 2018 году. В отделении сестринского ухода при центральной районной больнице в Поречье-Рыбном появился необезболенный онкобольной Георгий Лобов. Руководителем сестринского ухода была моя жена Анастасия Юрьевна Иванова. И она взяла этого человека из сострадания, потому что у него было такое же заболевание, которым страдал её отец. И когда уходил Настин папа, мы справились с уходом (он уходил дома), но не справились с болью. Та же проблема постигла Георгия Лобова. Начался болевой синдром. Настя и её команда стали искать возможности правильно обезболить, пытались разобраться, что можно сделать, звонили друзьям, волонтёрам. И один из волонтёров, Вера Костамо, на тот момент работавшая журналистом РИА «Новости», сказала, что нужно обратиться к Нюте Федермессер, которая учредила фонд помощи хосписам «Вера» и является в России номером один по обезболиванию. В Пасху 2018 года Нюта приехала в Поречье-Рыбное, и состоялась наша встреча. Перед этим она устроила контрольную закупку в Ростовском регионе (кстати, про то, как обезболить человека в выходной день, есть хорошая статья на «Правмире»). Она приехала с директором департамента здравоохранения Ярославской области, главным врачом Ростовской центральной районной больницы – с большой-большой свитой. Георгий Лобов был обезболен. Все пожали друг другу руки и разошлись.

А потом жильцы отделения сестринского ухода за два часа были эвакуированы в стационар Ростова, сотрудники написали заявления на увольнение, а на само здание был повешен амбарный замок. Работники отделения сестринского ухода приняли решение ездить в Ростов к своим подопечным, даже не понимая, будет оплата или нет. Подопечных на тот момент было 20 человек, их разместили на койках прямо в коридоре. У здания в Поречье-Рыбном, чтобы его не потерять, было организовано ночное дежурство: в деревне здание без хозяина очень быстро приходит в негодность.