Как меняется внутренний туризм в России

Можно ли поменять Чёрное море на Белое? 

Пустые пляжи Геленджика. Фото: Dmitry Ant / Unsplash

Пустые пляжи Геленджика. Фото: Dmitry Ant / Unsplash

Сообщают о туристических рекордах, которые демонстрируют Русский Север и Балтика. В прошлом сезоне Мурманск, Архангельск, Вологду, Калининград выбрали более пяти миллионов путешественников. Белое, Баренцево и Балтийское моря всё чаще становятся альтернативой Чёрному и Каспийскому. И это неудивительно. На юге традиционно всё очень плотно – не протолкнуться, а душа иных отдыхающих жаждет простора и покоя, и северная природа откликается на эти желания весьма охотно.

Конечно, туристическая статистика Северо-Западного региона не сопоставима с аналогичной по Краснодарскому краю, Крыму и Кавказу, где за 2024 год в совокупности побывали более 27 млн россиян. И едва ли когда-нибудь в обозримом будущем интерес к северу затмит популярность юга. Однако динамика развития туризма на севере в последние годы весьма любопытна. Только за один год прирост путешественников в Мурманске, Архангельске, на Соловках и в других прохладных районах страны превысил 7%. Особо яркие вспышки зафиксированы на Вологодчине и в Калининградской области. В 2023 году участники туристического рынка наблюдали рост турпотока на север на 10%.

Сахалин. Фото: Michail Dementiev / Unsplash
Сахалин. Фото: Michail Dementiev / Unsplash

Эксперты отрасли склонны объяснять перераспределение интереса путешественников развитием в традиционно суровых краях туристической инфраструктуры и повышением качества сервиса. Но эти формулировки используются нашими аналитиками вообще всегда, о каких бы территориях ни шла речь. На Кубани и Каспии, если верить специалистам, тоже всё постоянно совершенствуется: с каждым годом всё больше хороших отелей, интересных экскурсионных программ, ровных дорог, отличных кафе. Тем не менее, несмотря на традиционно высокое число отдыхающих на тёплых морях в абсолютном выражении, в процентном соотношении турпоток по этим направлениям снижается, по отдельным регионам за 2024 год зафиксирован спад даже на 30%. Потому что ну сколько ж можно! Ну выросло количество отелей с 4 и 5 звёздами, ну открыли в Сочи ещё десяток ресторанов, где готовят лучший в мире шашлык, – и что? Сколько можно жевать одну и ту же жвачку годами?      

Да, Чёрное море тёплое. Да, южная природа богата на красоты и разную экзотику. Да, кавказская кухня – это вкусно и интересно. Но… Столько разных «но». Морем толком не насладиться – пляжи переполнены. Великолепная природа терпит настоящее надругательство – видеть, как замусориваются горные озёра, вытаптываются альпийские луга, больно. Хачапури, осетинские пироги, хычины – обыденность и в столицах. Больше того, в хороших национальных ресторанах Москвы и Петербурга всё это ещё и вкуснее, чем в туристических едальнях на юге.

То ли дело Север. Он толком ещё и освоен. Ну как? Конечно, и тут задаёт тон мода и обстоятельства. На Кольский полуостров, в Териберку, народ потянулся потихоньку после «Левиафана». В Калининград питерцы стали летать как на дачу после закрытия Финляндии. Но тут ведь вот какое дело. Публика наша капризная: стоит разочароваться первопроходцам, ручеёк новых паломников тут же иссякнет. Однако места из фильма Звягинцева быстро облагородили, заброшенный депрессивный посёлок превратили в модную локацию, понаоткрывали кафе и отелей, чтобы турист не замёрз и не умер с голоду, – и дело в шляпе.

Териберка, Мурманская область. Фото: Ivan Shemereko / Unsplash
Териберка, Мурманская область. Фото: Ivan Shemereko / Unsplash

А главное – хоть комфорт и очень важен в любом путешествии, оказалось, что прелесть-то вся не в кафе, не в фешенебельных отелях, не в оборудованных смотровых площадках и экотропах, а в действительно дивной природе. В фантастическом северном сиянии. В неописуемой красоте моря, и пусть в нём нельзя купаться, зато глазами любить его, не скованное кучами человеко-тюленей, только приятнее. Этой осенью Баренцево море посетила моя старшая дочь. И она просто захлёбывается от восторга. Да так заразительно, что я понимаю: надо и самой ехать – не побывать там нельзя.

Светлогорск, Калининградская область. Фото: Юрий Баринов / Unsplash
Светлогорск, Калининградская область. Фото: Юрий Баринов / Unsplash

Правда, я пока застряла в другом направлении. Уже дважды я посетила Калининградскую область. И собираюсь, когда потеплеет, ехать снова. Нет, я не склонна повторять за многими путешественниками, что Кенигсберг – это, дескать, всё ещё доступная россиянину Европа. Европа-то Европа, но в каком она состоянии… На то, как «сохраняется» в России необычная архитектура, имеющая зарубежные корни, можно посмотреть, не улетая далеко от Петербурга, – в Выборг махнуть на выходные, поглядеть на стоящий в лесах уже лет пятнадцать Замок Олафа, повздыхать над руинами кафедрального собора. Не стану я хвалить с упоением и кенигсбергские клопсы со строганиной или концептуальность экскурсий по Амалиенау. В моём случае всё гораздо проще. Я люблю море. Нет, не так – море мне необходимо. На юге моей любви мешают многочисленные соперники, безумные толпы туристов, а тут можно уехать подальше на Куршскую косу и бродить по песочному берегу почти в одиночестве.

Замок Олафа в Выборге. Фото: Dilshod Hojiboev / Unsplash
Замок Олафа в Выборге. Фото: Dilshod Hojiboev / Unsplash

В этом смысле перспективными представляются мне и более дальние направления. Пора, конечно, побывать не только на Баренцевом море, вслед за дочерью, но и на Белом: посетить наконец-то Архангельск, Кемь, Соловки, увидеть тундру, фьорды, которые есть не только в Норвегии, но и у нас. Ну и экотропы, чего уж там, протестировать, и блюда поморской кухни попробовать: отведать черёмуховых пельменей и морских огурцов.

Соловецкий монастырь. Фото: Sergei Gussev / Unsplash
Соловецкий монастырь. Фото: Sergei Gussev / Unsplash

Однако я знаю, что у путешествий по Северу есть и свои минусы – или, скажем мягче, особенности. Это огромные расстояния, трудность передвижений и, как следствие, больше трат на всевозможные трансферы. Любить юг в этом смысле легко: посетил какое-нибудь ущелье, там на один квадратный километр десяток разных природных достопримечательностей: и водопады, и озёра, и скалы затейливые. На Севере одну интересность от следующей могут разделять часы пути. Даже в Карелии, обхоженной вдоль и поперёк, которую разрекламировали так, что каждый камень, каждый лопух превращается здесь в достопримечательность, между чем-то действительно захватывающим десятки и сотни километров. Да и не добраться легко до захватывающего: так, до водопада Юканкоски сначала на машине пилить по грунтовке, потом ещё по лесу идти пешком, а до подножия Воттоваары вообще только на внедорожнике доехать можно, а дальше рюкзак за плечи – и вверх пыхтеть.

Скальный массив Воттоваара. Фото: Andreykokin / Wikipedia
Скальный массив Воттоваара. Фото: Andreykokin / Wikipedia

Впрочем, и чувствуешь себя после таких приключений по-особенному – настоящим покорителем дикой природы. Природа, правда, не в курсе, что её в очередной раз кто-то там покорил. И это хорошо. Это значит, что потенциал для развития туризма на Севере ещё не исчерпан, места пока всем хватает. И значит, перспективы развития туризма на условном Белом море вместо условного Чёрного весьма интересные.

Читайте также