Кто не скачет, тот...

В Турции продолжаются массовые протесты после ареста мэра Стамбула

Сотрудники полиции применяют перцовый спрей против участников акции в поддержку арестованного мэра Стамбула Экрема Имамоглу в парке Сарачхане в Стамбуле. Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости

Сотрудники полиции применяют перцовый спрей против участников акции в поддержку арестованного мэра Стамбула Экрема Имамоглу в парке Сарачхане в Стамбуле. Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости

Если вам удалось прочитать чей-то взвешенный анализ о том, что сейчас происходит в Турции, то будьте уверены, что его автор совсем не разбирается в вопросе. Это, как говорят турки, «смелость от невежества». Те, кто пристально следит за событиями в стране, очень аккуратны в своих выводах и тем более не берутся предсказать, чем всё это закончится. 

19 марта мэр Стамбула Экрем Имамоглу был задержан полицией по обвинению в нескольких серьёзных преступлениях, включая поддержку террористических курдских организаций (по этой статье в результате суд освободил подозреваемого под подписку о невыезде), взяточничество и коррупцию при закупках. Вместе с мэром были арестованы ещё 19 человек, некоторых из них позже выпустили. Сам же Имамоглу 22 марта был отправлен в тюрьму и отстранён от занимаемой должности. В Google из его биографии оперативно была убрана строчка про мэра, будто шесть лет и не руководил он главным городом страны. Но так просто эту фигуру из политической истории Турции уже стереть не удастся. 

23 марта Республиканская народная партия (СНР) провела праймериз, в ходе которых должен был определиться кандидат на участие в президентских выборах (очередные выборы президента Турецкой Республики должны пройти в 2028 году, но есть мнение, что они будут проведены досрочно). В списке было одно имя: Экрем Имамоглу. 

Бывший мэр Стамбула Экрем Имамоглу. Фото: ekremimamoglu.com
Бывший мэр Стамбула Экрем Имамоглу. Фото: ekremimamoglu.com

Сложно сказать, как бы прошли эти первичные партийные выборы, если бы кандидат к тому моменту не был бы уже арестован. Но в результате это мероприятие превратилось во флешмоб его поддержки, буквально в референдум. Для тех, кто не являются членами СНР,  были организованы специальные «урны солидарности».  Весь день к участкам для голосования стояли огромные очереди, их работу пришлось продлить на два часа.  В результате проголосовало 15 миллионов человек: 1,65 миллиона партийцев  (всего в республиканской партии состоит 1,75 миллиона человек) и более 13 миллионов сочувствующих, то есть тех, кто пришёл на праймериз, чтобы выразить поддержку узнику совести. 

Казалось бы, вот оно – объяснение происходящему. Президент Эрдоган намерен во что бы то ни стало удержаться у власти и перед выборами пытается ликвидировать сильного противника. Но не всё, как говорится, так однозначно.  

Кому, как не Реджепу Тайипу не знать, что гонения – и особенно тюремный срок – только добавят его оппоненту политические очки. Так устроены турки: ещё на прошлой неделе они в хвост и гриву ругали стамбульского градоначальника, а сегодня он стал их героем. Эрдоган сам прошёл в точности этот путь: будучи прогрессивным и довольно успешным мэром Стамбула, он был посажен в тюрьму (за чтение стихов, которые расценили как  «разжигание религиозной ненависти») и лишён должности. В результате из заточения он вышел влиятельным политиком и вскоре стал главной государства. И вот уже больше двадцати лет не покидает этот трон.

Президент Турции Тайип Эрдоган. Фото: tccb.gov.tr
Президент Турции Тайип Эрдоган. Фото: tccb.gov.tr

Можно, конечно, подумать, что долгая безграничная власть лишила Эрдогана связи с реальностью: «султан» стал слишком далёк от собственного народа. Но не стоит питать иллюзий, что турецкую политику можно объяснить простыми стереотипными формулами: просто царь – дурак. В ней ясно только то, что это дело – тёмное. И ещё одна ошибка, которую часто допускают поверхностные эксперты турецкой жизни: представлять, что многолетнее правление Эрдогана – это диктатура и узурпация власти. В реальности примерно половина турок голосуют за него и его партию, либо искренне полагая, что «рейс», то есть вождь, приведёт страну к процветанию, либо не видят достойных ему противников среди действующих политиков. 

В прошлом году на муниципальных выборах впервые за долгие годы оппозиция победила во всех крупных городах во многом благодаря серьёзному экономическому кризису, который охватил страну. Низы просто не хотели, да и уже не могли жить по-старому. Но спустя год ситуация не улучшилась, а стала ещё тяжелее, что не могло не сказаться на рейтинге новых местных властей. Если бы сегодня тот же Имамоглу выбирался бы на пост мэра Стамбула, вышли бы за него люди на улицы, как это было в 2019 году, когда своими протестами стамбульцы добились перевыборов провластного кандидата и победы оппозиционного? Это большой вопрос. 

А вот за опального политика, свергнутого мэра и брошенного в тюрьму героя они готовы идти под газ, дубинки и пластиковые пули. Выходит, своими руками Эрдоган делает своему противнику «репутацию».

Первыми начали протестовать студенты – ещё до ареста Имамоглу, Стамбульский университет аннулировал его диплом, а без высшего образования нельзя стать президентом Турции (к диплому Эрдогана, к слову сказать, оппозиция уже давно проявляет интерес, так что не он первый начал). 

Протесты студентов перед зданием Стамбульского университета. Фото: Mellonsapka / Wikipedia
Протесты студентов перед зданием Стамбульского университета. Фото: Mellonsapka / Wikipedia

Сначала вышла стамбульская молодёжь, к ним присоединились учащиеся Анкары, Анталии и Измира... Они протестуют не за диплом кандидата в президенты, а против того, что в их стране все, включая университеты, суды, органы безопасности, сегодня подчиняются воле одного человека. В сети можно увидеть, как молодёжь скандирует: «Кто не скачет, тот Тайип». 

Эти дети стоят холодными мартовскими ночами под водомётами, которыми их разгоняет полиция, не за Имамоглу, а за себя, за своё будущее. 

С присущим туркам чувством юмора задержанные студенты анкарского университета так объяснили, почему они оказались на площади, несмотря на запрет: «Из-за подорожания коммунальных услуг мы не смогли оплатить счёт за воду, и нам её отключили. Мы вышли, потому что хотели бесплатно помыться». 

Сразу после задержания Экрема Имамоглу власти, опасаясь беспорядков, запретили на несколько дней собрания и митинги, заглушили соцсети и мессенджеры. Но люди продолжают выходить, как говорят протестующие, не за мэра, а за демократию. Их довольно жёстко разгоняют. Что тоже очень недальновидно, ведь не мог же Эрдоган забыть «Таксим» 2013 года. Тогда всё началось с возмущения активистов по поводу спиленных деревьев в сквере у площади в центре Стамбула, а после того как полиция применила к ним силу, вылилось в многомесячные протесты по всей стране. Сегодняшние студенты были в то время детьми. Как написал один протестующий, «тогда меня папа брал на протесты втайне от мамы, а сегодня я скрываю, что папа идёт со мной, чтобы она не волновалась».

Участники акции в поддержку арестованного мэра Стамбула Экрема Имамоглу в Стамбуле. Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости
Участники акции в поддержку арестованного мэра Стамбула Экрема Имамоглу в Стамбуле. Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости

В довольно сытые 2010-е Эрдоган призывал турок улучшать демографию и рожать как минимум трёх детей. 

Сегодня на протестах рассерженные молодые держат плакаты: «Тайип! Ты всё ещё хочешь троих детей – таких, как я?». Похоже, выросло действительно новое поколение турок. И тот, кто завоюет их сердца и голоса, – за тем и будущее. И, похоже, пока это удалось Экрему Имамоглу – не без помощи Эрдогана. 

Читайте также