Предприимчивый купец и ссыльный интеллигент

Старинный особняк «ЧИРКОВЪ» – это творческое пространство в историческом центре города Бирска в Башкирии, где горожане открывают заново Бирск коренным жителям и гостям 

Фото: vk.com/chirkov_birsk

Фото: vk.com/chirkov_birsk

Всё началось года три назад, когда группа единомышленников провела воркшоп (от англ. workshop, «рабочая мастерская» – формат занятия, которое помогает сразу применить на практике полученные знания и так формирует нужные навыки. – «Стол») по экономике наследия и постаралась выяснить: может ли Бирск зарабатывать на своём прошлом? Оказалось, может. Но для этого город должен научиться рассказывать о себе как об уникальном и интересном месте, в котором необходимо побывать. О том, как это получается, «Столу» рассказывают сооснователи пространства «ЧИРКОВЪ» – индивидуальный предприниматель Максим Шипилин и Александр Старков, идеолог развития территорий и креативный директор этого пространства.

Александр Старков и Максим Шипилин. Фото: https://vk.com/astarkov, vk.com/shipilinm
Александр Старков и Максим Шипилин. Фото: https://vk.com/astarkov, vk.com/shipilinm

– Честно говоря, до знакомства с вами я почти ничего не знал о вашем городе. Сейчас же такое чувство, что центр вселенной постепенно перемещается в Бирск. 

Александр Старков: Приятно слышать, что не только нам кажется, что Бирск – это центр мира. Мы придерживаемся принципа: думай глобально, действуй локально. Занимаясь какими-то полезными делами в городе Бирске, мы мыслим масштабом всей страны. И когда мы что-то делаем, то подразумеваем, что это может быть интересно людям из самых разных мест – узнать про нас, приехать в Бирск и посмотреть на всё своими глазами. 

– Когда я готовился к встрече с вами, то понял, что наш разговор полезен будет для тех, кто любит заниматься внутренним туризмом.  

Максим Шипилин: Бирск – это небольшой город в Республике Башкортостан. 45 тысяч населения, компактный, неплохо сохранивший архитектуру конца XIX – начала XX века. У нас очень много людей, любящих свой город, которые хотят, чтобы Бирск стал интересен не только нам, но и приезжим. В своё время индустриализация из города ушла – и образовался некий вакуум, внутри которого всё же происходило какое-то брожение и накапливалась новая энергия. Потом благодаря определённым шагам отдельных людей эта тёплая энергия стала выходить. Это происходило разными способами: через участие в конкурсах, представление проектов, приглашение сюда интересных людей. Те, кто находится внутри этих событий, получают огромный заряд и то самое ощущение, что ты попал в самый центр вселенной.

Иммерсивная постановка "Бирские истории" для участников школы культорганизатора, 2024 год. Фото: vk.com/chirkov_birsk
Иммерсивная постановка "Бирские истории" для участников школы культорганизатора, 2024 год. Фото: vk.com/chirkov_birsk

– Давайте попробуем шагнуть от экстрасенсорики и тёплой энергии к видимой реальности. Индустриализация ушла, а что осталось, кроме людей? На чём строится ваше культурное пространство?

А.С.: Действительно, Бирск уникален тем, что перешёл в постиндустриальную экономику одним из первых, сам того не ведая, поскольку все крупные градообразующие предприятия здесь закончили своё существование. Когда эта промышленная советская парадигма иссякла, оказалось, что вообще-то в городе есть много чего другого – наше историческое наследие во всех возможных формах. Например, то, о чём сказал Максим: прекрасно сохранившаяся среда XIX века, позволяющая почувствовать себя в том времени. Ты ожидаешь увидеть это где-нибудь в Подмосковье или на Золотом кольце, а не на севере Башкирии. И когда ты вдруг, как это было со мной, попадаешь в этот город и он тебя встречает своей теплотой, соразмерностью, добродушием и дружелюбием, это, конечно, подкупает. Начинаешь чувствовать себя здесь иначе, чем в Уфе, Нефтекамске или Ижевске. Это удивительная уникальная среда, которая создаётся и хорошо построенным на рубеже XIX–XX веков городом, и ощущением от людей, которые отличаются своим гостеприимством. Бирское гостеприимство – вообще особая категория, о которой можно отдельное интервью записывать. Люди здесь открыты к общению, готовы взаимодействовать. Это как раз то, что и называется жить и действовать вместе. 

Плюс тут есть несколько уникальных капиталов. В 45-тысячном городе есть университет. Это необычно. Интеллигентская учительская традиция здесь живёт с XIX века. Когда активно развивалась торговая купеческая экономика, ей нужны были кадры. Так у нас появлялись образовательные учреждения. Представьте, в 1910 году в Бирске была стратегия развития образования на 20 лет вперёд. Видимо, большевики её частично подхватили, не всю разрушили – построили пединститут, который до сих пор существует как филиал большого уфимского вуза. В своё время здесь была сильная художественная школа, что было связано с худграфом. Сейчас, к сожалению, она себя изживает, но какие-то воспоминания об этом сохраняются.

Экскурсия по Бирску. Фото: vk.com/chirkov_birsk
Экскурсия по Бирску. Фото: vk.com/chirkov_birsk

Чем глубже погружаешься в историю, тем больше начинаешь ловить интересных и удивительных моментов, которые связывают тебя с Бирском. В соседней с нами комнате играл на барабане всемирно известный композитор Георгий Свиридов. Он жил в Бирске, будучи курсантом Ленинградского военного училища воздушного наблюдения, оповещения и связи, эвакуированного сюда в 1941 году. В Бирск приезжала к своей гувернантке ярчайшая представительница русского авангарда Любовь Попова, которая нарисовала здесь столько работ про наш город, что они теперь есть и в музее Гуггенхайма, и в музее Гарварда. В Лондоне на аукционе её картины продают за миллион фунтов стерлингов. Бирский уезд – родина отца русской вирусологии Анатолия Смородинцева... Говорят, что Ленин приезжал сюда по пути к товарищам в Уфу попить пивка, и ему понравилось, а вот Чехову не понравилось. Антон Павлович проплывал мимо Бирска на пароходе и написал: «Что за унылые пейзажи тут вокруг?».  Город начинает постепенно открывать нам свою сокровищницу.

– Как поспорили Ленин с Чеховым… 

А.С.: Да. Поэтому мы в нашем пространстве пытаемся работать со смыслами наследия, но при этом современно-креативно-индустриальными практиками, которые превращают эти смыслы в, грубо говоря, контент, который адекватен современной реальности – от выставок в галерее, где мы пытаемся рассказывать про бирские смыслы, но не только: Максим сейчас занимается введением в нашей кофейне купеческой кухни, которая позволит каждому, кто сюда придёт, попробовать блюда, которые с большой вероятностью были на столе у бирских купцов на рубеже веков. 

– Понятно, что пространство «ЧИРКОВЪ» нужно городу, который лишился индустриального советского вектора развития и вынужден искать новые пути. Но зачем это нужно лично вам?

М.Ш.: Попробую ответить, зачем это нужно мне. Я прежде всего предприниматель. И это для меня наша ситуация – особый вызов в сфере экономики. Бирск – небольшой провинциальный город, и в нём есть определённые сценарии, которые могут недостаток индустриальной составляющей чем-то восполнить. Когда мы начинаем рассматривать наследие как ресурс, мы не можем взять Золотое кольцо России и на себя примерить эту модель. Культурное и историческое наследие Бирска мало кому известно, и необходимо, чтобы кто-то взял на себя ответственность открыть его другим, показать, что на этом можно зарабатывать, делать бизнес, получать какие-то навыки, расти профессионально в этой сфере и стать специалистом, который может продавать свои знания. 

Юные гости Музея керамики и гончарного дела. Фото: vk.com/chirkov_birsk
Юные гости Музея керамики и гончарного дела. Фото: vk.com/chirkov_birsk

Мы с Александром между собой себя называем экспериментаторами. Изначально, может быть, мы и не видим базы для развития экономики, лишь предполагая, что она есть, но потом апробируем какой-то шаг и смотрим, как это влияет на те или иные факторы. Это может быть не прямая экономическая выгода, а лишь какой-то задел, маленький кирпичик, зерно новой стратегии. И к этому начинают подключаться другие интересанты, в том числе те же самые предприниматели, которые раньше только крутили пальцем у виска: «Максим, куда лезешь, там в культуре нет дохода». А сейчас они уже сами начинают смотреть в этом направлении, спрашивая, например, почему именно вам интересна купеческая кухня, а не просто бургерная. К нам начинают присматриваться, и мы видим, что пара заведений уже переформатируется, потому что понемногу появляется туристический поток. К нам едут не просто увидеть старую архитектуру, а соприкоснуться с людьми, посмотреть разные интересности, музеи, и всё это начинает потихоньку набирать обороты. Нам двоим это было бы не под силу, а когда круг расширяется, мы вместе делаем то, что, в принципе, не характерно для малых городов. Это мотивирует и даёт вдохновение для дальнейших шагов.

– Когда участвуешь в разных встречах, связанных с развитием городов, обязательно возникает этап, на котором все произносят как мантру, что ключ к развитию территорий в сотрудничестве власти, бизнеса и городского сообщества. Скажите: это единственный способ развития городов или, может быть, здесь что-то не учтено?

А.С.: По моему опыту, в какой-то момент действительно все сталкиваются с этим триединством. А в следующий момент понимают, что само это разделение непродуктивно, потому что оно разделяет на три лагеря хороших людей, которые могут иметь общие устремления, но стереотипно находятся в конфликтных взаимоотношениях. Мне кажется, что то, как мы идём в Бирске, связано скорее не с тем, как бизнес сотрудничает с властью или с обществом, а с тем, как горожане, которые неравнодушны к своему городу и готовы брать за него ответственность, объединяются, чтобы создавать какие-то новые смыслы, практики, добрые изменения. Это позволяет предпринимателю, главе города, молодому креативщику, владельцу частного музея оказаться за одним столом и начать думать о том, как вместе построить туристическую индустрию в небольшом городе. У нас тоже, например, есть координационный совет по туризму при главе города, который играет довольно значимую роль как площадка обсуждения и формирования повестки, но при этом не владеет достаточной субъектностью, чтобы формат такого единства администрации, бизнеса и креатива распространять дальше.

Надо сказать, что «ЧИРКОВЪ» – не единственное творческое городское пространство. Просто так получилось, что оно находится в самом центре города, на главной площади, оно самое большое по размерам и постоянно работает, поэтому все туристы через него проходят. Мы генерируем там большее количество инфоповодов, но «ЧИРКОВЪ» – это только часть большого распределённого кластера, где есть частный музей, наш тезка, –  «Лавка купца Чиркова», Музей резьбы по дереву, гостевые дома, арт-пространства, клуб «Внедорожник», военно-исторический клуб «Бирская крепость». Это сложная экосистема. Здесь все связаны друг с другом и вместе продвигают развитие территории. 

Музей «Лавка купца Чиркова». Фото: vk.com/lavkakuptcachirkova
Музей «Лавка купца Чиркова». Фото: vk.com/lavkakuptcachirkova

Максим начинал с того, что всё бурлит, у чайника крышечку срывает и пар куда-то уходит. В какой-то момент о Бирске начали говорить как о сообществе, сложившемся вокруг Геннадия Шаталова – гуру внутреннего туризма, построившего свою экосистему, куда приехали стрельцы и внедорожники со своими проектами и начали получать разные премии. А совсем недавно наш партнёр по «Бирскому центру гостеприимства» Диана вернулась с победой с конкурса «Мастера гостеприимства». В августе мы приехали с премии «Жить вместе». Каждый из нас какой-то своей дорогой выходит в это большое поле и как-то заявляет о Бирске. О нём действительно начинают всё больше людей узнавать. Сейчас вызов, который перед нами стоит, – это научиться вместе не просто организовывать события и достигать какого-то социокультурного эффекта (всё это мы уже научились делать и даже немножко подустали от этого), а создавать продукты, которые будут формировать нашу экономику. Именно об этом у нас с Максимом систематически идут самые ожесточённые споры.

Чем больше я интересуюсь историей развития территорий, тем больше понимаю, что российские города в конце XIX века были приведены к расцвету двумя категориями людей – предприимчивыми купцами и ссыльными интеллигентами. И вот перед вами предприимчивый купец и ссыльный интеллигент. Им только нужно синхронизировать свои понятийные аппараты, понять сущность креативного бизнеса. Но соединить это вместе – самое сложное.

Вернисаж выставки Дмитрия Коротаева "Гореть" в галерее ЧИРКОВЪ. Фото: vk.com/chirkov_birsk
Вернисаж выставки Дмитрия Коротаева "Гореть" в галерее ЧИРКОВЪ. Фото: vk.com/chirkov_birsk

– Когда приезжаешь в большинство провинциальных городов, даже если это областной центр, слышишь, что никому ничего не надо, все отсюда уезжают и так далее. А вы – наоборот – очень тепло начали говорить о людях в Бирске. То есть у вас какой-то другой взгляд на происходящее. Можно ли масштабировать ваш подход и такой тандем ссыльного интеллигента и предприимчивого купца на другие российские города? Резонно ли делиться тем опытом, который вы приобретаете в Бирске сегодня?  

М.Ш.: Мне кажется, что не то что можно, а нужно. Кейс «ЧИРКОВЪ» – не единственный. Если взять нашу большую страну и посмотреть на разные сценарии, которые происходят в больших и малых городах, – окажется, что нам есть чему поучиться друг у друга. В городе Бирске, например, нет компетентных людей, которые развивают креативную экономику через наследие, и поэтому мы приглашаем специалистов из других городов.  

А.С.: Тут есть важный момент, подтверждающий моё предыдущее высказывание и который имеет смысл тиражировать. Мы видим коллективным заказчиком изменений как раз то самое горожанское объединение предприимчивых и заинтересованных людей. Мы создали купеческий клуб, в который сейчас входят порядка тридцати человек. Это представители администрации (но в «горожанской» позиции), представители традиционного бирского бизнеса, туриндустрии, креативщики и так далее. Причём шесть человек – из других городов. В том числе Маша Солосина из Воронежа. Все они заплатили взнос за вступление в наш клуб. Мы направляем свои ресурсы на то, чтобы привлекать компетенции, которых у нас нет. С нами согласился поработать Дмитрий Борисович Ойнас и привёл за собой команду кафедры территориального развития РАНХИГС: Евгению Репину и Сергея Малахова. Они вместе со студентами и вместе с нами сейчас проектируют мастер-план туристического кластера, который, по сути, охватывает почти весь город. То есть мы, занимаясь Бирском, понимаем, где нам не хватает собственного разумения, и пытаемся вовлекать других. Мне кажется, что формирование коллективного субъекта, который способен привлекать другие компетенции, – это как раз та модель, которая продуктивна и может спокойно тиражироваться в другие места. 

*** 

Этот текст – литературная расшифровка передачи «Хранители маяка», совместного проекта радио «Культура» и премии «Жить вместе». Послушать выпуск можно тут.

Читайте также