Осенью 2020 года был завершён монтаж экспозиции «Музея археологии Чудова монастыря». Это подлинные вещи различных эпох, найденные при раскопках на месте Чудова монастыря.
Чудов (или Алексеевский Архангело-Михайловский) – один из самых древних московских монастырей, находился на территории Московского кремля на так называемой Царской (или Ивановской) площади. Он был основан 28 ноября 1365 года святителем Алексием, митрополитом Московским, наставником князя Дмитрия Донского. По преданию, монастырь был построен на месте посольства Золотой Орды, так называемого «Ханского двора». О том, какое значение играл Чудов монастырь на протяжении многих веков, говорит тот факт, что здесь крестили царских детей, в том числе в 1672 году будущего царя Петра I. Монастырь его величали «Великой Лаврой».
Это был один из главных образовательных, книжных центров Московского государства: в 1518 году здесь работал над переводами и исправлением богослужебных книг Максим Грек, просветители Епифаний Славинецкий и Карион Истомин.
При патриархе Филарете здесь было открыто греко-латинское училище, ставшее предтечей Славяно-греко-латинской академии. Знатные семьи отправляли в Чудов монастырь учиться детей.
В монастыре был погребён его основатель – св. митрополит Алексий – и многие другие исторические личности, священнослужители, представители знатных фамилий.
В 1919 году в монастыре разместился кооператив «Коммунист», устроены детские ясли и жилые помещения для служащих, позднее – кремлевское Лечсанупр, где лечились партийные руководители.
В ночь на 17 декабря 1929 года соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила был разрушен: художник Павел Корин был вызван перед сносом, чтобы демонтировать наиболее ценные фрески, однако он не успел завершить работу, из здания удалось лишь вынести раку св. Алексия. В октябре 1930 года Чудов монастырь был взорван, иконы передали в Оружейную палату и в Третьяковскую галерею.
Главный экспонат музея – перекрытая стеклянным полом поверхность XII века со следами усадеб и жилищ, котлованами погребов, следами огородов и частокола домонгольского времени, фундаментами монастырских построек XV–XVI веков, строительными остатками древнейшего собора 1365 года и белокаменными саркофагами монастырского некрополя.
«Археологическое окно»
К 500-летию Тульского кремля на Соборной площади было открыто «археологическое окно», сооружённое на месте каменного Успенского собора XVII века. До недавнего времени точное местонахождение храма было неизвестно, локализовать его удалось только в 2019 году, хотя впервые фрагмент фундамента и участок церковного некрополя были случайно вскрыты в ходе охранных раскопок в 1979 году.
Двустолпный пятиглавый кирпичный Успенский собор построен на фундаменте, выполненном из местного плитчатого известняка. Детали фасада были побелены, а главы покрыты зелёной поливной черепицей, фрагменты который были обнаружены при раскопках. Небольшой по размерам тёплый храм с изразцовой печью совмещал функции городского собора и приходской церкви жителей крепости. «Археологическое окно» – это застеклённый павильон, в котором находится археологический раскоп с остатками фундаментов, в центре которого – макет реконструкции Успенского собора.
Тульский кремль – старейшее сооружение города -– был заложен Иваном Грозным по примеру московского кремля, для обороны от Орды. В XIX веке «повелением великого князя Василия Иоановича поставлен город на Туле деревян, а на пятое лето поставлен град камен». «Каменный город» был построен к 1520 году.
Первый каменный Успенский собор с приделами во имя Архангела Гавриила и Тихона Амафунтского был возведён в 70–80-е годы XVII века. Через сто лет он обветшал и его разобрали, строительство нового собора началось в 1762 году на средства тульского купечества «из питейных сборов приборными деньгами».
Новгородские находки
О том, что в Новгороде проходила стена Большого Окольного города, известно по описям Новгорода 1626-го и 1675 годов, но части конструкций оборонительных сооружений XVI–XVII веков – остатки Досланьской проездной башни и участок стены близ Борковской башни; фрагмент древней улицы и стены каменной церкви Иоанна Крестителя XIVвека – обнаружены в этом месте впервые. Это открытие подарило археологам множество ценных находок.
При строительстве стены использовался грунт, собранный на соседних участках: его строители засыпали в фундаменты стен и башен, сложенных из длинных и толстых сосновых брёвен. Так, в слоях построек XVI века оказались предметы более раннего времени – начиная с XII века: ножи, пилы, топоры, кресала, молотки, берестяные туеса, остатки бочек, вёсел, судов, лодочные уключины, кожаная обувь, кресты. «Жемчужины» сезона: шахматные фигуры, боевой топор, печати посадников Феодора Даниловича (1435 год) и Юрия Ивановича (1354–1380 годы) и 10 берестяных грамот, среди которых – завещания, упоминание о походе «рати» «за Волок» и загадочная грамота № 1131 от Юрия Жидилова к Олександру: «...жидиколосакажи. Паганнананоланажаасовосаюжо». Учёным ещё предстоит расшифровать, что бы это значило.
А в северной части средневекового Новгорода на глубине 2,3 м сотрудники экспедиции обнаружили «круглый тяжёлый неопределённый предмет». После очистки от грязи оказалось, что это красноглиняная фляга-пороховница с отбитым горлом, набитая русскими серебряными монетами XVI–XVII веков, – всего 1 716 штук общим весом чуть более килограмма. Как предполагают исследователи, клад относится к периоду Смуты. Наиболее поздними по времени чеканки оказались копейки, чеканенные шведами в оккупированном Новгороде в 1611–1617 годах.
«Лазорь писал» и другие граффитчики XII века
В одном из древнейших храмов Северо-Восточной Руси домонгольского периода – Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском, построенном по заказу князя Юрия Долгорукого, «как образ деятельной чистой и строгой молитвы» – археологи нашли уникальное граффити XII века. Художник изобразил бегущего человека, левой рукой поднимающего над головой существо с головой птицы, телом змеи и рыбьим хвостом. Как говорят учёные, это редчайший пример изображения фантастических существ: подобные изображения есть в западноевропейских миниатюрах средневекового времени, но на Руси они не были широко известны.
Рядом с рисунком есть надпись: «но не всем ладно. Игнат писал» и автограф «Лазорь писал». А также сокращённые названия дней недели и прочерчены кресты – вероятно, погребальные. Загадочная последовательность из пяти букв перед автографом, как считают исследователи, может иметь гадательный характер: такие записи встречаются в древнерусской эпиграфике и берестяных грамотах. По другой версии, это граффити – аллегорическое изображение борьбы добра и зла.