«Скоро будет Рождество – гадкий праздник буржуазный, Связан испокон веков С ним обычай безобразный: В лес придёт капиталист, косный, верный предрассудку, Ёлку срубит топором, отпустивши злую шутку. Тот, кто ёлочку срубил, тот вредней врага раз в десять: Ведь на каждом деревце можно белого повесить!»
Эти сатирическо-трагические строчки написал в 1919 году поэт Валентин Горянский, находясь в Одессе в эмиграции. Так поэту уже со стороны виделась борьба большевиков с религиозными праздниками. Через некоторое время будет всё, как в его стихах, но в первое десятилетие советской власти Рождество не было под запретом. Только изменились форма и содержание. Даже в самое голодное время для детей проводились ёлки, причём для этого выбирались самые роскошные места: залы бывших Дворянских собраний, театры…
Сначала дети читали стихи про ёлку, пели песню про зиму, а потом – «Интернационал». Вместо игрушек дарили хлеб, ёлочные игрушки делали из жестяных банок от сгущённого молока, которое приходило в Россию в рамках гуманитарной помощи из Америки. Старые рождественские традиции более или менее мирно уживались с революционной действительностью до середины 20-х годов, когда на смену этой эклектике пришёл суровый «соцвос» – «социалистическое воспитание», которое должно было вырастить человека будущего безо всяких религиозных и буржуазных предрассудков.
Вместо рождественской – комсомольская ёлка, вместо Святок – антибуржуазный и антирелигиозный карнавал. Маски и идеи костюмов для него печатали в журналах: на праздник наряжались священником, муллой, раввином или «Троцким в отставке».
В домах культуры ставили антирелигиозные рождественские спектакли и «украшали» ёлку чучелами Врангеля, Деникина, Махно (дети их «расстреливали» – прав был Горянский), а вместо ликов святых вешали физиономии «мирового капитала». «Вифлеемская звезда не светилась никогда, засияла вечная у нас пятиконечная!»
Однако несмотря на весь комсомольский задор и буйную фантазию, новые «атеистические ёлки» не пользовались большой популярностью у граждан. В «антирелигиозные вечера» люди украшали у себя дома ёлки по старинке – бусами и игрушками – и ставили ёлки в уцелевших церквях, звали на праздник батюшку. К концу 20-х стало понятно, что просто сменой антуража Рождество не победить. Началась настоящая антирождественская кампания.
«Символика ели, связанная в русской народной традиции с темой смерти, также была использована для отстранения детей от ёлки. Встраиваемая в такой идеологический контекст ёлка должна была вызывать негативные, скорбные, горестные ассоциации: „Неисправимые обыватели тащили по домам рождественские ёлки. Ёлочные ветки куриным следом рассыпались по белому снегу; казалось, что в городе умерло много людей и их хоронилиˮ», – так описывает в книге «История ёлочной игрушки, или Как наряжали советскую ёлку» этот период доктор исторических наук Алла Славникова.
Вскоре праздник просто убрали из календаря. В апреле 1929 года на XVI партконференции был утверждён «непрерывный» рабочий год, Рождество и другие прежние праздники были превращены в обычные рабочие дни. «Один из идеологов проведения антирелигиозной кампании в СССР, большевик Емельян Ярославский, называл это решение „важнейшимˮ», поскольку, по его мнению, оно принципиально по-иному ставило вопрос о религиозных праздниках и способствовало «ускорению выкорчевывания религиозного быта», – пишет Славникова.
Итак, ёлка, Рождество, Новый год и все атрибуты главного зимнего праздника ушли из жизни советского человека. Но, как оказалось, ненадолго.
28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла статья под девизом «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!»:
«В школах, детских домах, во дворцах пионеров, в детских клубах, кино и театрах – везде должна быть ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек».
Автор открытого письма Павел Постышев – второй секретарь ЦК компартии Украины – доказывал необходимость вернуть детям праздник прямо диккенсовскими интонациями:
«В дореволюционное время буржуазия всегда устраивала на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему мы лишаем этого прекрасного удовольствия ребятишек Советской страны?».
Постышев указывал на «бабу ягу», которая «украла Новый год». Это те самые «левые загибщики» – особо рьяные партийщики, с которыми в середине 30-х началась борьба.
«Комсомольцы, пионерработники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины».
Буквально в тот же день ЦК комсомола принимает постановление «О проведении вечеров учащихся, посвящённых встрече нового 1936 года». Рабочим поручают вязать мешки с подарками для детей и рубить ёлки. В первые годы украшения делают в основном из ваты, папье-маше, картона и бумаги, в 1936 году начали открываться фабрики ёлочных игрушек.
В 1937 году в честь 20-летнего юбилея революции был изготовлен шар с портретами Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина и серия шаров с портретами членов Политбюро ЦК ВКП(б). Правда, продолжения эта инициатива не получила – довольно быстро поняли, что идея вешать на ёлку вождей «мирового пролетариата» довольно рискованная, такие игрушки больше не выпускали. Зато в ход пошли пограничники, физкультурники, пионеры, полярники, леётчики.
В том же 37-м Наркомат просвещения и Комитет по игрушке выпустили методичку «Ёлка», где было расписано в деталях, как, в чём и с какими песнями праздновать этот праздник. Главное, сказал нарком, чтобы новогодняя ёлка была праздником радостного и счастливого детства, о котором заботится «лично товарищ Сталин». В песне автора Н. Саконской есть слова: «Ёлочка-ёлка, погляди вокруг, сколько здесь товарищей, сколько здесь подруг! У тебя на ветках звёзды загораются, А с портрета Сталин смотрит, улыбается!»
С конца 1930-х годов наряженные новогодние ёлки стали устанавливать в городских парках, на центральных площадях и улицах, на катках и детских площадках. Главная советская 15-метровая общественная ёлка, установленная в Колонном зале Дома Союзов в Москве на новый 1937 год, была украшена 10 тысячами ёлочных игрушек. Новый год отныне стал символом торжества Советской власти, изобилия и радости, как ВДНХ или фильмы с Любовью Орловой.
«Так скажем же, дети, спасибо ему, защитнику, другу, отцу своему. Великому нашему Сталину!» – напишет в 1944 году Корней Чуковский в стихотворении «Ёлка». В 1948 году Новый год будет объявлен нерабочим днём. И постепенно всякий идеологический налёт спадёт с этого семейного праздника, он станет символом новой мечты, новых удач и радости.
И никто уже толком и не помнит, какие непростые приключения пришлось испытать ёлочке в Стране Советов, как бороться с разными тёмными силами, чтобы нарядной на праздник к нам прийти.