Согласно официальным источникам, в 2023 году в Португалии проживали более 6,6 тысячи россиян. Статистика очень условная, поскольку учитывает только мигрантов, имеющих легальный статус. Португальское Агентство по интеграции, миграции и убежищу (AIMA), которое ведёт статистику, не предоставляет подробной разбивки по городам в своих отчётах. Однако, судя по местным чатам, экспаты чаще выбирают крупные города: Лиссабон и его окрестности, Порту, Сетубал, Брагу. У многих переехавших Португалия – не первая страна.
Мигранты нового поколения
Марина переехала в Лиссабон в 2024-м из Белграда, куда отправилась вслед за мужем. Молодые люди расписались за несколько месяцев до объявления мобилизации. Отъезд в Сербию вышел спонтанным, пара прожила там 1,5 года, прежде чем оказаться в Португалии.
– По образованию я специалист в области права, несколько лет проработала в крупных компаниях – карьеру строила основательно. Но после переезда поняла, что больше не хочу. В прошлом году решила попробовать себя в IT-сфере и начала обучение на менеджера цифровых продуктов. Весной устроилась на первую работу, но быстро поняла: не моё. Зато неожиданно увлеклась созданием коротких видео и начала снимать каждый день. Прошло уже несколько месяцев – до сих пор не надоело. Муж поддерживает! – смеётся Марина.
Супруг Марины работает в сфере IT. Это частая ситуация: специалистам технологического сектора проще всего переезжать – легче найти работу за рубежом, легче перейти на удалёнку и сменить место жительства.
Подобная история у Дмитрия и Светланы из Нижнего Новгорода. Только вместо относительно ближнего зарубежья ребята решили сменить место жительства кардинально и уехали в Аргентину. Успели пожить там около двух лет, родить ребёнка, но растущие с каждым днём цены и бешеная инфляция сыграли свою роль. Пара переехала туда, «куда проще всего уехать в Европе», – в Португалию.

– Я лингвист по образованию, знаю и преподаю английский и испанский языки, муж работает в сфере технологий. В плане языка, цен и получения документов Португалия показалась самым приемлемым вариантом. Выбрали Порту – город крупный, но цены ниже, чем в Лиссабоне. Мы прожили здесь уже год, почти сразу собрали и подали документы на ВНЖ, но до сих пор не получили никакого ответа по нашим заявкам, – рассказывает Светлана.
Арина из Санкт-Петербурга. В отличие от многих, ехала в Португалию целенаправленно.
– Хотела подарить своим детям счастливое будущее. Прочла, что в Португалии качественное образование и легко открыть свой бизнес. Но на деле оказалось не так уж и легко, – говорит Арина.
Арина живёт в Браге уже два года. За это время выучила португальский язык, но с профессиональной реализацией оказалось сложнее. Социолог по образованию, Арина работает на российскую компанию и уже два года пытается оформить и зарегистрировать своё дело, но пока продвигается с трудом.
– Чтобы не расстраиваться, завела блог, где рассказываю о жизни в Браге. Кажется, блог развивается быстрее, чем португальские чиновники решают дела, – шутит Арина.
По данным проекта OutRush, большинство уехавших – высококвалифицированные специалисты: 43% работают в IT-сфере, 21% представляют науку, культуру, образование и медиа, 7% открыли бизнес за рубежом, ещё 28% планируют. По ощущениям, в Португалию чаще уезжают люди среднего возраста, 35–40+, имеющие стабильный заработок и часто детей. Как отмечают сами мигранты, это страна не для «тусовки», а скорее для размеренной семейной жизни.
Ночь на картонке
Португалия предлагает довольно много легальных путей для переезда и получения вида на жительство. Русские мигранты чаще всего получают так называемую «визу номада» (D8) – фрилансера или работника на удалёнке с доходом от 3 480€ в месяц. Иногда, когда офис компании зарегистрирован в Португалии, подают на рабочую визу (D). Супруги и дети в этом случае обычно попадают под семейное воссоединение и тоже проходят по визе D.
Возможны и другие варианты. Виза D2 – для предпринимателей и самозанятых, которые хотят открыть бизнес в Португалии. Виза для поиска работы даёт 120 дней на поиск работы с возможностью продления. Виза D7 для тех, у кого есть стабильный доход вне Португалии (например, доход от сдачи жилья или пенсия). Студенческая виза (D4) – для обучения в университетах, языковых школах и т.д.
Пакет документов примерно один: анкета, действующий загранпаспорт, справка о несудимости, медстраховка. Плюс конкретный документ для каждого типа визы – например, контракт с работодателем или учебным заведением, бизнес-план, подтверждение дохода. Документы подают в консульство Португалии, получают визу и приезжают в страну. А здесь начинается самое интересное.

Чтобы получить ВНЖ, нужно записаться в Агентство по интеграции, миграции и убежищу. Раньше в AIMA автоматически назначали встречу, теперь нужно записываться самостоятельно через сайт или по телефону. На сайте свободных слотов можно ждать месяцами. Дозваниваться – тоже. По местным чатам мигрантов гуляют инструкции о том, как это лучше сделать. Первый пункт – запастись терпением.
– Меня предупреждали, что это будет долго. Мне повезло: я дозвонилась всего через 2 часа, примерно через 300–350 звонков. Потом ещё час ждала оператора. Но потом на середине разговора оборвалась связь, и пришлось дозваниваться ещё раз. На этот раз дозвонилась быстрее, звонка с 250-го, но оператора ждала «на трубке» уже почти два часа, – рассказывает Виктория.
Упомянутые 300–400, а то и 600–700 звонков в AIMA не преувеличение. Люди действительно часами сидят на телефоне, пытаясь поймать заветные слоты. Прийти и записаться лично в Агентство по интеграции, миграции и убежищу невозможно: очередь мигрантов из разных стран с разными ситуациями выстраивается с вечера, люди в буквальном смысле ночуют на картонках под офисом, чтобы попасть в заветную дверь – в день выдают всего 20–30 талонов, и в крупных городах это почти невозможно.
Ещё один квест – получить местный налоговый номер. Он нужен буквально везде: это подтверждение налогового резидентства и фактически подтверждение проживания в Португалии. Чтобы получить этот номер, тоже нужно отстоять очередь. И лучше прийти часа за 3 до открытия налоговой службы, иначе можно просто не попасть на приём. Но и получить номер – это полдела. Его оформляют на адрес предыдущего постоянного места жительства – российский или той страны, где до этого жил человек. И отправляют по этому адресу бумажное письмо с паролем от личного кабинета. Налоговый номер требуют для оформления многих документов, но – привязанный именно к португальскому адресу. А изменить адрес можно только после получения ВНЖ. Вот и получается, что новоиспеченные мигранты часто не могут получить доступ к большинству услуг из-за бюрократических коллизий.
Но даже если удалось получить налоговый номер, записаться в AIMA и подать документы на ВНЖ – это ещё не успех. И даже не половина. Официально документы могут рассматривать до 90 рабочих дней, на деле – куда дольше.
– Мы оба работаем в одной компании, оба удалённо, но Саша по зарплате прошёл по «визе номада», а я нет. Придумали мне вариант с обучением, нашли курсы на год, оплатили. Обучение заканчивается в августе, документы мы подавали в сентябре, и по нашим заявкам до сих пор нет ответа, – рассказывают Татьяна и Александр.
– В ковид я застряла в Бразилии. Когда ограничения кончились, захотела узнать, каково это – жить в Европе. Долго выбирала страну, чтобы легче было легализоваться. В итоге два года назад переехала в Португалию. Через пару месяцев удалось попасть в AIMA и подать документы в качестве самозанятой – у меня свой курс, я преподаю русский как иностранный. И вот уже почти два года я не могу ни получить документы, ни вообще узнать решение по моему кейсу! – возмущается Алина.
В Португалии не станут штрафовать за просроченные документы, если возникнет проверка внутри страны. Но без ВНЖ за пределы страны выезжать нельзя. Нельзя встать на учёт в центр занятости, найти высокооплачиваемую официальную работу и много чего ещё. Официально получить гражданство Португалии можно через 5 лет проживания в стране, но фактически из-за бюрократии процесс растягивается на 7–8 лет. С учётом всех обстоятельств не все готовы ждать этот срок.

Медицина для «своих»
Мигранты старой закалки уверяют: медицина в Португалии – госклиники – обслуживает большую часть населения страны на хорошем уровне. Но критики безусловно хватает: у кого-то положительный опыт общения с врачами, у кого-то не очень, у некоторых отрицательный, у кого-то в городе можно легко и быстро попасть на приём к врачу, у других – через год (к некоторым специалистам действительно может быть длинная очередь на запись). Мнения зависят от многих факторов.
В Португалии есть государственные бесплатные и частные платные клиники. Качество обслуживания в них часто одинаковое. Больше того, один и тот же специалист может вести приём и там, и там. В госклиниках бесплатно или почти бесплатно можно попасть на приём к специалисту, сдать анализы и пройти базовые обследования, поставить прививки, получить лекарства. При определённых показаниях даже ЭКО можно сделать бесплатно.
Но чтобы попасть к врачу в государственную клинику, нужен номер SNS – регистрация в местной системе госстрахования. Для этого нужно иметь ВНЖ или подтвердить проживание на территории Португалии в течение 3 месяцев.
– В качестве подтверждения постоянного проживания просят налоговый номер, привязанный к португальскому адресу. Но перепривязать этот номер к адресу без ВНЖ не получается – в налоговой дают от ворот поворот. Так что на словах получить государственную медстраховку через три месяца жизни можно, а на деле – как повезёт. Может, сотрудник окажется в настроении и удовольствуется только контрактом на жильё, но скорее нет, – объясняет Виктория.
Некоторые оформляют частные медстраховки. Такая стоит около 40 евро в месяц и может работать и в государственных, и в частных клиниках. Но получить по ней можно далеко не все услуги – в клиниках часто могут не знать нюансы или скорее не захотят в них разбираться. Если случай действительно экстренный и угрожает жизни, можно попробовать обратиться в скорую помощь, но в остальных случаях мигранты либо предпочитают не обращаться к врачам вовсе и терпеть, либо идти в платные клиники.
В Португалии большинство лекарств можно купить только по рецепту. Поэтому часто принято делать так: русскоязычные пациенты обращаются к русскоязычным врачам, подтвердившим квалификацию и имеющим право выписывать рецепты. Приём (лично или через интернет) плюс выписка рецепта обходятся примерно в 40–50 евро. По местным меркам это немало. Но часто это единственный выход.
– Мы уже несколько месяцев ждём документы. Мы подали документы на медстраховки, но поскольку процесс рассмотрения долгий, то их тоже у нас нет. Муж заболел, сначала думали – простуда, но ему становилось хуже и хуже. В итоге начали гноиться глаза, и очень нужен был врач. Через местные чаты нашли врача – он отказался выписать рецепт на капли с антибиотиком без осмотра, а с осмотром всё вместе вышло на 45 евро. И капли ещё почти на 10 евро, – вспоминает Ольга.
Врачи-португальцы уезжают в другие страны Европы из-за низких зарплат. Врачи-мигранты могут годами подтверждать свою квалификацию в Португалии. Поэтому те, которым это удалось, знают себе цену и не желают продешевить.
Микроклимат и плесень
Португалию часто называют доступной – жизнь тут действительно дешевле по сравнению с другими странами Европы. Но не везде.

– Все говорят, что в Португалии дёшево. Я не знаю, откуда это «дёшево» взялось. Вот смотрите, сколько уходит у меня в месяц. Аренда жилья – 1800 евро, коммунальные, интернет, телефон – 250 евро, продукты – 1000 евро, кафе (хотя я редко ем не дома) – 400 евро, спортзал, разные бьюти-процедуры, массаж, медицинские чекапы – ещё 1500 евро, кино, концерты – 200 евро, транспорт (такси, аренда авто, проездной) – 250 евро, дополнительно ещё 200–300 евро, если надо купить косметику или одежду. Итого 4800–4900 евро. Ну то есть 5000 евро в месяц – не так уж и дёшево! – жалуется Валентина.
Девушка занимается фото- и видеосъёмками для зарубежных брендов одежды и живёт в Лиссабоне. Жизнь в других городах Португалии значительно дешевле. В основном за счёт аренды.
– Когда мы искали жильё, очень хотели жить в самом Порту, ближе к центру, чтобы можно было каждый день гулять и смотреть на красивые здания. Но просто не потянули – всё приличное начинается минимум от 1000 евро. И то это студии, а мы оба работаем из дома, и нам нужно хотя бы две комнаты, чтобы можно было разойтись и не мешать друг другу. В итоге сняли на окраине двушку за 800 евро. Доехать до центра Порту можно минут за 40 на метро, но формально это другой город – Майя, – говорят Татьяна и Александр.
Стоимость – не единственный критерий, по которому в Португалии выбирают жильё. Помимо очевидных вещей вроде расположения и ремонта нужно смотреть на класс энергоэффективности и микроклимат в квартире.
– В Португалии очень высокая влажность – нас все предупреждали проверять наличие плесени в ванной, кладовых, даже шкафах. У друзей, которые уже провели здесь зиму и в итоге сменили жильё, влажность в квартире была такая высокая, что за сезон заплесневели все летние вещи, которые лежали на отдельной полке. Пришлось всё выбрасывать и покупать, считай, новый гардероб – тоже расходы. Слушая их советы, мы выбрали достаточно сухую и светлую квартиру с большими окнами, хорошо проветриваемую. Но не обратили внимание на класс энергоэффективности. Он обозначается буквами латинского алфавита – от A до G. A – самый высокий класс, то есть меньше затрат на отопление, электричество и т.д., а G – самый низкий класс, энергии уходит много, а толку мало. У нас оказался E – центрального отопления нет, зимой очень холодно, а включать обогреватель очень и очень дорого, – объясняет Виктория.
Они с мужем переехали в Порту в начале зимы, в несезон, и могли выбирать жильё из нескольких вариантов. Тем, кто приезжает в тёплое время года, приходится бороться за арендодателя из-за высокого спроса: арендаторы вынуждены сочинять целые презентации о себе и своей семье, чтобы доказать, что именно они достойны снимать это жильё.
Как неродной
Жильё – вернее, контракт на долгосрочную аренду – один из основных документов, которые нужны и для подачи на ВНЖ, и для поступления на бесплатные языковые курсы, и для устройства ребёнка в школу.
В Португалию в поисках лучшей жизни давно съезжаются мигранты из стран – бывших колоний, и за много лет португальцы привыкли к мигрантам и даже разработали меры поддержки, чтобы лучше адаптировать и интегрировать в общество вновь прибывших.

Так, мигранты с ВНЖ могут бесплатно обратиться в центр занятости. Здесь помогают с поиском работы, оформлением резюме, дают возможность получить новую профессию на профильных курсах или записаться на официальные курсы португальского языка как иностранного с последующей возможностью получить сертификат. Он пригодится, если в будущем подавать на гражданство.
Впрочем, изучать португальский язык можно бесплатно даже без ВНЖ – в государственных школах для взрослых, в интеграционных центрах или благотворительных организациях. Занятия ведут преподаватели-волонтёры, и чтобы попасть на такие курсы, достаточно паспорта и желания: тех, кто пропускает много занятий, могут отстранить.
У детей-мигрантов тоже есть возможность изучать португальский язык бесплатно. В школах для них ведут предмет «португальский как неродной язык».
– Португальцы и дети-мигранты учатся в одном классе, все предметы у них проходят совместно. Но португальцы идут на португальский, а иностранцы – на «португальский как неродной». В этом вся разница. Этот предмет обязателен для детей-иностранцев и в частных, и в государственных школах, – объясняет Виктория.
Её сын ходит в бесплатную государственную школу. Считается, что образование в государственных заведениях в Португалии лучше, чем в частных. Но попасть туда не так уж легко.
– Мы приехали в середине года, и нам все говорили, что устроить ребёнка в школу в это время нереально: нет мест. Тогда мы пошли в ближайшую к нашему дому школу, спросили, как нам быть. Нас отправили в «агруппаменте» – это главная школа по району. Там мы заполнили заявку на поступление, подождали несколько дней, и в итоге от одной из школ поблизости пришёл ответ, что есть место и нашего ребёнка могут принять, – рассказывает Виктория.
Дети находятся в школе с утра до вечера, после уроков ребёнка можно забрать, но многие оставляют, поскольку группы продлённого дня бесплатны и с детьми делают домашнее задание. Учебники и питание тоже бесплатные или почти бесплатные. В старших классах при отсутствии у семьи возможности выдают ноутбуки для учёбы. В классах около 20 детей самых разных национальностей. Вместе учатся и обычные дети, и дети с особенностями развития: им в помощь учебное заведение бесплатно предоставляет тьютора. Детям-иностранцам, которые плохо справляются с программой, тоже помогают тьюторы и психологи.
– Однажды сын пришёл из школы расстроенный, сказал, что к нему посадили какого-то «психолога», а к другим детям – нет. Оказалось, это тьютор для детей-мигрантов, который помогал выполнять задания на португальском языке. Сын начал ходить в португальскую школу после Нового года и ещё плохо понимает португальский, – объясняет Виктория.
Правда, качеством образования довольны не все.
– В начальной школе нет оценок, к детям относятся очень мягко, но и знаний никаких не дают. А в средней школе начинают гонять так, что без репетитора не справишься. У меня две дочки, старшей поступать в этом году. Она решила поступать на инженера в Университет Порту и всё время занимается с репетитором по математике, – говорит Ольга.

Сломаться нельзя подождать
В Португалии редко встретишь открытую враждебность – португальцы скорее любопытны к мигрантам, но их отношение не меняется в зависимости от того, на каком языке ты говоришь. Здесь редко кто может пожаловаться на дискриминацию по признакам национальности, цвета кожи или внешности. Это подкупает.
Но быт мигранта – не только зелено вино, морепродукты и океан. Это и бесконечные очереди и ожидания, чиновники, которые переспросят трижды, но отправят в другую инстанцию, а там – снова в другую, это и «напишите нам на e-mail письмо», которое останется без ответа, и постоянное напряжение из-за незнания языка, культурных особенностей, мелочей и деталей.
– Я живу здесь уже 8 лет. Мои дочери ходят в португальскую школу. Я сама прекрасно знаю язык, у меня много знакомых среди португальцев. Но друзей – никого. Они всё равно какие-то другие, у нас разные культурные коды, мы росли на разных книгах и фильмах, и им сложно понять меня, а мне – их, – признаётся Ольга.
Похожие настроения у многих, кто прожил в Португалии несколько лет. В местных чатах экспатов советуют расширять круг общения, знакомиться с местными, заводить друзей и практиковать язык. Но на самом деле удачно вписаться в португальское общество удаётся немногим. Скорее – в русскоязычное сообщество внутри него.
– Я называю это «матрёшка»: когда мы с друзьями своим кругом участвуем в каких-то событиях, которые организуют наши португальские знакомые. Например, в забегах – тут это очень популярно – или в пикниках. Мне нравится общаться с местными, но «свои» всё-таки ближе. Русскоязычное коммьюнити тут неплохое: все друг друга знают и в принципе готовы помочь и поддержать, – признаётся Алина.
Есть те, кто не выдерживает португальской необязательности и медлительности и уезжает, так и не дождавшись ВНЖ. Есть те, кто – наоборот – находят свой ритм.
– Для меня самое важное – перестать пытаться ускорить процесс и научиться ждать, не откладывая жизнь на потом, на момент, «когда получу документы», «когда пойму язык», «когда адаптируюсь». Нужно жить, работать, заводить знакомства, говорить на чужом язык, как умеется. Ошибаться, путаться, срываться, начинать заново. Никто не обязан быть сильным всё время, никто не обязан знать всё. Но все мы можем делать один крошечный шаг в день. А потом ещё один. И ещё. Глядишь, так и доберёмся до своего светлого будущего в Португалии, – улыбается Александр.