С сентября 2025 года инициатива будет обкатана в виде эксперимента в шести регионах страны, с января 2026 обещают распространить практику на все школы России. Предполагается, что оценка за поведение будет идти в аттестат и влиять на поступление в вузы. Сейчас Минпросвещения разрабатывает критерии выставления дисциплинарных отметок.
Общество идею поддерживает. Причем за последний год число одобряющих оценки за поведение увеличилось. Если в 2024 году, по данным сервиса SuperJob, положительно к инициативе относились 57% родителей школьников и 69% учителей, то этой весной за оценивание поведения голосуют уже 65% мам и пап и 85% педагогов. Динамика, в общем, понятна, все ужасно устали от безнаказанности хулиганов. В школах сегодня царит настоящая анархия: душеспасительные беседы с нарушителями и их родителями, советы по профилактике не работают. Оперативных и эффективных мер воздействия на хамов, коридорных футболистов, драчунов, зачинщиков травли, курильщиков, вымогателей карманных денег – у педагогов нет. Может ли стать такой оценка за поведение – вопрос, конечно, интересный.
При запущенной болезни никакие дополнительные оценки, конечно, не помогут. В ситуациях, когда пора вмешиваться полиции и органам опеки, оценивать поведение уже поздно, последствия бы разгрести. Однако, я вижу, что многие педагоги надеются, что «неуды» за поведение могут стать чем-то вроде профилактики. Пресечешь первую грубость третьеклассника двойкой – глядишь, в седьмом классе он не устроит буллинг. Поймаешь пятиклассника на первой затяжке – дай Бог, он не станет торговать запрещенным через пару лет. Пристыдишь десятилетнего сорванца за нечаянную порчу мячом школьного имущества – может, в 13 он не додумается взрывать петарды в кабинете химии. Блажен, кто верует, да.
Нет, конечно, определенная логика тут есть. Воспитывать действительно нужно с пеленок. Профилактика лучше лечения. Это все, без сомнения, так. Однако, чтобы воспитательная мера была действенной, она как минимум должна быть понятна тому, на кого она направлена. А действительно ли третьеклассник сможет сделать какие-нибудь выводы, если его наказание – это возможные ограничения при поступлении в вуз через восемь лет? Вот если двойка за поведение будет равна отмене поездки в парк аттракционов и прочему лишению сладкого, то шансы, что до провинившегося что-то дойдет, конечно, повышаются. Но это ведь и без двойки все можно организовать, правда? Ответственному, последовательному в воспитательных вопросах родителю достаточно будет информации о нарушении в любой форме. Но вот с ответственностью и последовательностью у многих взрослых (не только у родителей, но и педагогов, чего уж там) как раз и беда.

Сколько мам и пап отрицают реальность, убеждая себя, что их кровиночка, зайка и одуванчик, не может сделать ничего плохого! Или хуже. Родители погружают детей в какой-то абсурдный кафкианский мир: сначала выругаются, напугают криком, настращают карой небесной, натурально доведут себя и детей до припадка, потом разрыдаются, бросятся обниматься и после как ни в чем ни бывало пойдут в кино – билеты ведь заранее забронировали, чего ж пропадать. Педагоги насмотрятся на такое и предпочтут в следующий раз не связываться: иной раз легче сделать вид, что чего-то не заметил, не услышал, не понял – и хоть трава не расти.
Чиновники успокаивают. Вот они, дескать, сейчас все продумают, выверят, разработают критерии – в общем, всячески позаботятся о том, чтобы оценки за поведение были объективными, чтобы они не усугубляли существующих проблем. Хорошо. Но ведь к критериям тоже вопросы. Не перестараются ли? Не переусложнят ли? Не превратятся ли разбирательства по поводу поведения по этим выверенным критериям в судебные заседания? Не получится ли, что каждый факт нарушения придется доказывать так долго и сложно, с привлечением огромного числа свидетелей и документов, с проведением следственных экспериментов, что школа, в общем, перестанет быть школой?
Утрирую? Разве что совсем чуть-чуть. У нас сферу образования настолько забюрократизировали, что куча времени и сейчас уже тратится на всевозможные разбирательства. Непонятно, когда детей учить. Вот у меня в этом году был случай. Пришел новенький в середине года. 9 класс. Экзамены впереди. Но подросток не делает ничего: на уроках плюет в потолок, на пробных ОГЭ сдает пустые листы. В конце третьей четверти начинает громко качать права, размахивая справкой из другой школы, где у него в текущих оценках почему-то пятерки. И вот подросток требует их непременно выставить. За первую и вторую четверть при этом у него почему-то двойки, и его это ничуть не смущает. Ученик стращает отделом образования, уполномоченным по правам ребенка, президентом. Маме его, конечно, смогли объяснить, что сын ее доорется до очередной двойки в четверти и не будет допущен до экзаменов. Но сколько времени ушло! Ведь совет по профилактике пришлось организовывать. Соцпедагога и психолога привлекать. Протокол составлять. И вот представьте теперь, такие же разбирательства с прениями сторон еще и по поводу оценок за поведения станут проводить. С ума сойти!