– Я не хожу на митинги. Я бывал на митингах в 1991-м и в 1993 году и вынес оттуда одну простую мысль: митинг – это всегда ненависть, это всегда сжимание кулаков. Ненависть на ненависть никогда ни к чему хорошему не приводила. Февральскую революцию у нас довольно долго готовили: взращивали ненависть в народе. Чем закончили те люди, которые взращивали, мы все знаем. Поэтому я твёрдо убеждён, что ничего доброго и продуктивного и сейчас от этого ждать не приходится.
Хотя я не против фильма (Алексея Навального «Дворец для Путина. История самой большой взятки» – «С»). Вид этого дворца меня потряс. Я догадываюсь, что именно туда уходят наши деньги, – в роскошные яхты, роскошные клубы, виллы. Я исхожу из того, как мы живём. Я пенсионер и знаю, сколько стоит мой диабет, сколько денег уходит на лекарства, которые почему-то с каждым месяцем дорожают. Меня потрясает, как лгут СМИ и то, с какой лёгкостью сажают людей. Видимо, скоро будут сажать за то, что в квартире обнаружили тараканов. Конечно, это всё не может не возмущать. И тем не менее на митинги я не пойду, я объяснил почему.
К сожалению, мы будем ещё долго пожинать плоды такого управления нашей страной. У меня жена учительница. Если ещё год тому назад на её вопрос, кто хочет остаться в России, руки поднимала половина группы, то сегодня из 10 старшеклассников руку подняла только одна девочка. Это страшно: мы остаёмся без будущего. Понять детей можно: конечно, они хотят сбежать от этого ужаса и вранья, в котором мы живём.
Что с этим делать? Мне вспоминается знаменитая библейская новелла – торг Авраама с Господом перед разрушением Содома и Гоморры. А если там будет 50 праведников? – Не трону город, – говорит Бог. – А сорок? – Не трону. Авраам останавливается на десяти, и тут Господь замолкает. Очень красивый восточный торг. Мне кажется, что промысел Господень теперь свершается на территории бывшего СССР: сначала Украина, южные республики, Белоруссия, теперь мы. Идёт распад этого пространства. Нам придётся отвечать за то, что мы натворили с нашей страной. Сопротивляться Богу – бестолковое занятие. Молиться и каяться в том, что мы натворили, стоит. Это единственный, на мой взгляд, серьёзный выход.
Только через покаяние мы можем смыть с себя грязь прошлого века, те преступления, которые мы совершали. А мы этого не хотим видеть и признавать – мы же никого не убивали! А к ГУЛАГу мы вообще никакого отношения не имеем! Путь исправляется только покаянием и молитвой. Мы должны покаяться в тех грехах, которые совершила в том числе и наша власть: я не особо отделяю власть от народа: у нас та власть, которую мы заслужили.
Владимир Якунцев, катехизатор, руководитель центра миссии и катехизации СФИ:
– Если бы кто-то, собираясь на митинг, спросил моего совета, то моя рекомендация состояла бы в том, чтобы обрести максимальную трезвость, то есть избавиться от всяких иллюзий. Трезвость здесь обретается через воспоминание каких-то важных вещей, границ, смыслов. В частности, очень важно помнить, что политика по своему определению явление достаточно крайнее и периферийное для того, чтобы регулировать качество человеческой жизни. В данном случае можно было бы вспомнить известную фразу Бердяева, который писал, что государство и политика существуют не для того, чтобы превратить жизнь в рай, а для того, чтоб они окончательно не превратились в ад. Поэтому очень важно, что политические средства – это достаточно ограниченный спектр. Это выбор между плохим и совсем плохим. Об этом важно помнить, чтобы не было иллюзорных представлений, что, когда мы совершаем политическое действие, то мы однозначно становимся на сторону добра.
Второй момент, который важно вспомнить в русле обретения трезвения, заключается в том, чтобы потратить свои желания и свои силы на то, что действительно приносит максимальный плод. В круге наших забот всегда есть более маленький круг влияния. То есть не на всё, что тебя заботит, ты можешь влиять. И вот оказывается, что время и силы человека настолько небольшие, что, если он перепутает эти круги, он может не получить самого лучшего результата.
Я вполне могу предполагать, что для кого-то, может быть, такой единственной точкой, единственным моментом, единственной возможностью приложения сил будет являться его участие в политических акциях. Может быть, у человека так устроена его жизнь. Но для человека, который решил жить с Богом, всегда открываются какие-то дополнительные пути, чтобы влиять и на жизнь других, и на собственную жизнь. Это пути, связанные с влиянием на ту сферу жизни, на тот аспект жизни, где самым важным определяющим образом и воплощаются духовно-нравственные ценности. Это то, что описывается заповедями Божьими, которые, как известно, применяются и применимы ко всем вне зависимости от их политических установок, исходя из самых качественных ориентиров для собственной совести. Если есть такие люди, если их становится больше, тогда и меняется погода в обществе. Потому что политический кризис в определяющей степени зависит от того, насколько в обществе собралась критическая масса людей, которые решаются во всём жить по совести, исходя из самых лучших её велений.
Христианская вера, выращенная на образах Ветхого завета, напомнит, как брали Иерихон, неприступный город. Там надо было с военной точки зрения сделать что-то странное: обойти город с песнями, чтобы стены рухнули. Но древние на это решились – и город пал.
В Писании сказано, что «всякое растение, которое не Отец мой насадил, искоренится». Если что-то на нашей земле произрастает не от Бога и что-то начинает препятствовать Ему, то настанет момент, когда эти стены рухнут.