Сколько на земле Народов Божьих? Часть 2

Действительно ли государство Израиль, возникшее в 1948 году, является исполнением библейских пророчеств и как сионизм связан с антисемитизмом – рассмотрим в этой статье. 

Вид со стороны Израиля на город Калькилия на территории Западного берега реки Иордан в Палестине. Фото: Стрингер/РИА Новости

Вид со стороны Израиля на город Калькилия на территории Западного берега реки Иордан в Палестине. Фото: Стрингер/РИА Новости

Продолжение ответа на статью Андрея Дударева, начало здесь

Еврейский сионизм

Современный Израиль возник благодаря учению и движению сионизма. XIX век – время зарождение наций. Это явление не обошло и евреев. Теодор Герцль, австрийский еврей, основывает политическое национальное движение, целью которого было заселение евреями Палестины как своей исторической родины. Проблема с еврейским сионизмом с самого начала было в том, что в Палестине со времени разрушения второго храма люди всегда жили – арабы. Вообще эту землю во все времена населяли разные народы, более или менее близкие по генетическому материалу. Как древние евреи пришли не в пустынное место, так и их потомки в XX веке.

Современные палестинцы, как показывают генетические исследования, такие же потомки древних жителей Палестины, как и европейские евреи. Более того, отчасти они родственники древних евреев, живших здесь две тысячи лет назад. Потому что, естественно, кто-то из евреев остался на территории бывшего Израиля даже после этнической чистки, осуществлённой римлянами после иудейской войны 70 года. Поэтому в каких-то случаях может оказаться, что тот или иной араб генетически ближе к древним евреям, чем еврей-поселенец из Европы. 

Палестинец, исламский учёный, получивший блестящее европейское образование, Юсуф Дия, в течение десяти лет бывший мэром Иерусалима, в XIX веке написал Теодору Герцлю письмо. Юсуф Дия предупреждал Герцля, что планы сионизма по захвату Палестины – «глупость чистой воды», что сионизм будет угрозой для еврейских общин, веками живших на Ближнем Востоке. В ответе Герцль заявил, что «колонизация Палестины» пойдёт всем на пользу и что никто никого высылать (хотя о высылке его респондент ничего не упоминал – видно, это была оговорка по Фрейду) не будет. Но Юсуф Дия понимал, что сионисты собираются создавать еврейское государство на территории, заселённой другим народом, последствия такого плана были вполне предсказуемы. К сожалению, все опасения палестинского мыслителя оправдались.

Теодор Герцль. Фото: общественное достояние
Теодор Герцль. Фото: общественное достояние

После издания Декларации министра иностранных дел Британии лорда Бальфура в 1917 году, в которой английский политик говорил о создании еврейского государства на территории Палестины (которая после турок была под английской оккупацией), началась активная колонизация палестинской земли европейскими евреями, сопровождающаяся этническими чистками местного населения с помощью британцев и сионистских парамилитаристских и террористических группировок. 

Еврейский терроризм

Терроризм на Ближний Восток принесли европейские евреи. Хотя британцы всегда покровительствовали больше им, чем арабам, это не помогло англичанам избежать сионистского экстремизма. Закончилось всё Накбой (катастрофа с арабского. – «Стол»), когда в 1948 году из Палестины были изгнаны 800 тысяч коренных жителей, десятки тысяч убиты в карательных операциях, сотни деревень были снесены. 

После 1948 года еврейский терроризм продолжил своё существование. В частности, совершались теракты против евреев в арабских странах с целью подтолкнуть их к переезду в Израиль, который очень нуждался в гражданах именно еврейской национальности. Демографическое преобладание евреев принципиально для Израиля, именно поэтому любой еврей из любой части мира может сравнительно легко получить израильский паспорт, если докажет своё еврейское происхождение, но не один палестинский беженец на это право не имел, не имеют на это право и их потомки. То есть сионисты сделали с палестинцами то, что когда-то с евреями сделали римляне.

Выселение арабских жителей из Хайфы. Фото: общественное достояние
Выселение арабских жителей из Хайфы. Фото: общественное достояние

Сионизм – антисемитское учение?

Сионизм – как христианский, так еврейский, – как бы это парадоксально на первый взгляд ни казалось, несёт в себе значительный элемент антисемитизма. Теодор Герцль отрицал право евреев жить в диаспоре, считая, что все обязаны переехать в Палестину. «Антисемиты станут нашими самыми надёжными друзьями, антисемитские страны — нашими союзниками», – писал Герцль в своих дневниках.

Другой видный деятель сионизма русский еврей Владимир Жаботинский, описывая новый тип еврея, который должен был прийти на смену старого, опирался на антисемитские европейские стереотипы. «Наша отправная точка – взять типичного жида сегодняшнего дня и представить его диаметральную противоположность… поскольку жид уродлив, болезнен и лишён благопристойности, мы наделим идеальный образ еврея мужской красотой», – писал видный сионист о своих собратьях.

Владимир Жаботинский. Фото: общественное достояние
Владимир Жаботинский. Фото: общественное достояние

По мнению профессора Джосефа Андони Моссада,  иорданского учёного, профессора современной арабской политики и интеллектуальной истории на кафедре исследований Ближнего Востока, Южной Азии и Африки в Колумбийском университете, сионизм и антисемитизм объединяет стремление переселить всех евреев из Европы куда-то подальше. По мнению учёного, большинство довоенных европейских евреев сопротивлялись «антисемитской основе сионизма», в то время как европейские страны обычно её поддерживали.

Нацисты и сионисты

После прихода нацистов к власти в 1933 году и начала дискриминации евреев в Германии было заключено соглашение между сионистами и нацистами под названием Хаавара. Первым нужны были евреи в Палестине, последние хотели от них избавиться. Согласно этому соглашению, евреи на территории Германии продавали свои активы, часть из которых забирали немецкие власти, и уезжали в Палестину, сионисты также обязывались покупать немецкие товары и отказаться от экономического бойкота Германии, объявленного нацистам евреями Европы. 

Были и другие случаи коллаборационизма сионистов с нацистами. Венгерский сионист Реже Кастнер договорился с немцами уже в разгар Холокоста, что ему и сравнительно небольшому кругу состоятельных евреев разрешат выехать из Венгрии в обмен на то, что он уговорит венгерское еврейство  отказаться от сопротивления нацистам. Впоследствии сотни тысяч венгерских евреев погибли в концлагерях. Реже Кастнер после войны стал видным политиком в Израиле, но был убит после того, как вскрылось его сотрудничество с Третьим рейхом. До сих пор точно не знают, кто его убил: то ли радикальный сионист, то ли спецслужбы еврейского государства.

Крайне правые сионисты симпатизировали фашизму и нацизму в 1930-е. Один из последователей Жаботинского – доктор Абба Ахимеир, основатель и глава радикальной антибританской группы мятежных молодых евреев, известной как «Брит Хабирионим», – выражал открыто свои симпатии Третьему рейху. Вот что писала газета движения в 1930-х годах: «Если бы не антисемитизм Гитлера, мы бы не возражали против его доктрины. Гитлер спас Германию <...> Социал-демократы всех мастей считают, что движение Гитлера – это оболочка. И мы думаем, что оболочка есть, но внутри неё есть что-то ещё. Антисемитскую оболочку нужно отбросить, но не антимарксистскую внутреннюю сущность». 

Абба Ахимеир. Фото: общественное достояние
Абба Ахимеир. Фото: общественное достояние

Выжившим в Холокосте нелегко было выживать и в Израиле

Новообразованное государство, которое появилось во многом как реакция на геноцид евреев в Европе, крайне негативно относилось к выжившим в Холокосте. Это происходило потому, что образ жертвы немецких концлагерей сильно противоречил нарративу еврея-героя и победителя, который формировали сионисты. Израильский историк Том Сегев в книге «Седьмой миллион» приводит воспоминания выживших в Холокосте граждан Израиля: «Куда бы я ни повернулся, мне задавали вопрос: почему евреи не восстали? Почему они пошли как ягнята на заклание? Внезапно я понял, что нам стыдно за тех, кого пытали, расстреливали, сжигали. Существует своего рода общее согласие, что погибшие в Холокосте были никчёмными людьми. Подсознательно мы приняли нацистскую точку зрения, что евреи были недочеловеками… История играет с нами злую шутку: разве мы сами не судили шесть миллионов?».

Том Сегев в своей книге пишет, что за выжившими в Холокосте закрепилась презрительная кличка «мыло» (есть версия, что нацисты использовали тела евреев для изготовления мыла. – «Стол»). «Кажется маловероятным, что что-либо могло бы лучше выразить презрение, которое коренные израильтяне испытывали к выжившим», – пишет израильский историк.

Подобные воспоминания бывших узников нацистских концлагерей (в частности, Авраама Харшалома) приводит израильская Газета Haaretz.

«Тогда они издевались над выжившими. Когда я рассказал некоторым своим новым друзьям в армии, что цыганский мальчик пытался украсть мои туфли в Освенциме, они сказали: “Почему ты позволил ему? Ты мыло”». 

Другой бывший узник немецкого концлагеря вспоминает в этой статье: «Люди боялись выживших, многие не хотели видеть нас в своих домах, они не могли понять, что мы пережили, и не хотели даже пытаться. Поэтому мы быстро поняли, что нам следует молчать».

Заключённые концлагеря Заксенхаузен. Фото: National Archives at College Park
Заключённые концлагеря Заксенхаузен. Фото: National Archives at College Park

Со временем история Холокоста стала частью израильского нарратива: сейчас там много мест памяти, событий, посвящённых геноциду евреев, но насколько это стало не просто идеологией, а действительно живой памятью, – большой вопрос. В статье 2017 года американо-еврейского журнала Tablet рассказывается о крайне бедственном положении бывших узников концлагерей, о том, что, по признанию израильского правительства, 20 000 жертв нацизма так и не получили положенных им выплат. Треть бывших узников концлагерей жила в Израиле к тому времени за чертой бедности. В 2006 году прокуратура Нью-Йорка вскрыла серьёзные финансовые злоупотребления со стороны раввина Израиля Сингера – главы организации, занимающейся распределением финансовой помощи жертвам Холокоста. В 2013-м прокуратура добилась осуждения десяти членов этой организации за хищение 57 млн долларов, предназначавшихся бывшим узникам концлагерей. 

Андрей Дударев описывает мир, открывшийся после 1945 года как «мир открытости, доверия, свободы, смысла». Думаю, что какая-то правда в этом есть, потому что некоторые процессы гуманизации в человеческой цивилизации наблюдаются. Но сионистская идеология и государство Израиль, созданное на её основе, кажутся не самыми передовыми в этом отношении. Израиль – это последний европейский колониальный проект. С одной стороны, уже нельзя так просто вырезать всё местное население, загнав остатки в резервации, как это было в  США и Австралии. С другой – современный Израиль как-будто некоторый анахронизм в современном, по крайней мере западном мире. Создание страны апартеида, страны, где правящий режим проводит политику геноцида согласно комиссии ООН и ведущим правозащитным организациям, не может быть результатом исполнения Божьих пророчеств. И народ, 64% которого считают, что нужно изгнать всех палестинцев из Газы, не очень похож на «библейский народ Божий, осуществляющий своё служение Богу», как это пишет Андрей Дударев. Но, возможно, он имел в виду харедим – ортодоксальных евреев, которые составляют 14% населения Израиля? Об этом и вообще об иудео-христианском диалоге мы поговорим в следующей статье.

Читайте также