ЕГЭ по истории в каждый вуз! 

Обязательным экзамен по истории нужно делать для всех, а не только для гуманитариев

Фото:  Белицкий Дмитрий/Агентство «Москва»

Фото: Белицкий Дмитрий/Агентство «Москва»

В сфере образования ещё одна интересная инициатива. Предложили сделать обязательным ЕГЭ по истории. Правда, только для поступающих в вузы на гуманитарные направления. Идею поддержал президент, а значит, вопрос решён. Хорошо ли это? И как это изменит нашу жизнь?

Сразу скажу: я – за. Больше того, считаю, что обязательным экзамен по истории нужно сделать вообще для всех – не только для гуманитариев. Вот чтобы было как с математикой. При приёме в технические вузы результаты экзамена по истории можно не учитывать, как не учитывают баллы по математике при отборе на творческие специальности, но некий порог, чтобы получить вообще аттестат, должны преодолеть все. Можно так же, как математику опять же, разделить экзамен по истории на уровни: база, профиль – не вопрос. Но пусть сдают все. Потому что наболело. Потому что уровень знаний у молодёжи просто удручающий.

Это показывают множественные социологические опросы, это видят родители школьников, но насколько всё ужасно, лучше всего, пожалуй, знают педагоги. Даже те, кто не преподаёт историю. Я, например, вела смежный предмет – литературу. И вот чем дальше, тем отчётливее я понимала: беда – дети абсолютно дезориентированы в исторических эпохах. Помню, в один непрекрасный момент просто увидела: я говорю про отмену крепостного права, а они не понимают, о каком времени речь. Стала уточнять, спрашивать. Были названы и XVI век, и XVIII, и XX: «после Грозного», «при Петре Первом», «когда Сталин умер». И как апофеоз абсурда – голос с последней парты: «А кто все эти люди?». 9 класс. Это при том что год я начала с периодизации литературного процесса вообще и повторения исторических событий, важных для понимания культурного контекста, в частности. Дальше понадеялась, конечно, что коллеги помогут: в 9 классе как раз усиленно изучают XIX век. Увы!

Стала углубляться в историю сама. И каждый раз, говоря о каком-либо историческом событии, снова и снова проговаривала даты. «После восстания декабристов, которое случилось в 1825 году», «до отмены крепостного права, которое произошло в 1861 году», «во время мрачного семилетия, с 1848-го по 1855 год» – и так каждый раз. Каждый. И, нет, я не уверена, что это как-то исправило ситуацию. У подростков на такое «насилие» всегда один ответ: «Мне это не пригодится, я историю сдавать не собираюсь».

С литературой, к слову, та же печальная картина. Это что-то необязательное, факультативное: зачем что-то читать, время тратить, – непонятно. Нет, если кто любит все эти книжки дурацкие, на филфак собирается – пусть, конечно, мучается. А над остальными-то издеваться за что? Так примерно мыслят школьники. Так что я бы и по литературе заодно ввела обязательный экзамен для всех. Серьёзно. А ещё по физике и биологии. Такая вот я суровая женщина.

Система ЕГЭ, при которой выпускные экзамены являются одновременно вступительными, может, и удобна, но она сыграла с нами злую шутку. Всё, что не требуется для поступления в вуз, вытесняется, как ненужное. А из школы люди всё же должны выходить с неким универсальным набором знаний. Да, нельзя объять необъятное, но какой-то прочный каркас всё же нужно обеспечить. Как-то дети спросили меня: если бы можно было оставить всего пять школьных предметов, что бы я оставила. Ответила: математику, физику, биологию, литературу, историю. И по всем бы ввела экзамены. В пользу каждой дисциплины дала своё обоснование, про историю сказала банальное, что её знание необходимо для того, чтобы не ходить по граблям в настоящем и будущем. Что поделать: правда вообще очень часто неоригинальна.

Нередко, правда, можно услышать, что история ничему не учит. Дескать, знания о прошлом не уберегают никого от ошибок в будущем. Мне есть что ответить. Чтобы понять, что знания бесполезны, надо сначала убедиться, что эти знания есть. А у нас 77% россиян не знают, кого и когда свергли большевики. Среди молодёжи 18–24 лет таких 88%, в возрасте 25–34 лет – 89%. 43% наших граждан не знают, кто был первым президентом СССР. Среди молодёжи – 62% и 57%. 27% россиян не могут ответить, кто с кем воевал во время Бородинского сражения. Среди двадцатилетних – 31%, среди тридцатилетних – 35%.

Собственно, хорошим знанием истории наши люди никогда в массе похвастать и не могли. А с введением ЕГЭ проблема ещё и усугубилась. Сегодня хоть сколько-то серьёзно учат историю только 14–15% школьников (столько выпускников выбирают сдавать экзамен в последние годы), остальные, по всей видимости, предпочитают жить без прошлого. Да с них, судя по всему, особо и не спрашивают.

С введением обязательного экзамена по истории, конечно, остро встанет и вопрос качества преподавания. А тут есть проблемы. Надо честно это признать. Во-первых, не хватает учителей. Во-вторых, не хватает хороших учителей. В-третьих, учителям, хорошим или не очень, некогда учить. В-четвёртых, мешает идеология: наверху считают, что первичен патриотизм, а не знания. Хотя какая возможна любовь к родине, когда о ней никакого представления не имеешь, – совершенно непонятно. Мережковский писал: любить – значит знать. Впрочем, кому какое дело до какого-то Мережковского?  

Часто уроки истории проходят скучно, шаблонно. Нет, я не призываю превращать занятия в шоу, я сама всегда говорю: педагог не аниматор. Но когда 45 минут проходят за конспектированием учебников или когда учитель листает унылую презентацию, скачанную за пять минут до звонка, монотонно читая чужой текст, – это же тоска смертная. А ведь история – это, по сути, множество историй – интересных, захватывающих, иногда странных, порой страшных, а иногда и смешных. История – это не только даты, цифры, графики, стрелки на картах, это прежде всего люди: выдающиеся и самые обычные, история – совокупность их биографий.

Но когда в это всё вникать, увлекая детей? Надо поучаствовать в конкурсе плакатов к годовщине Сталинградской битвы, придумать номер для концерта к Дню Победы. Не умаляя значения последнего, всё же надо сказать, что акценты в изучении истории у нас расставлены очень странно. По сути, весь XX заполнила одна Великая Отечественная война. Но знаете, что самое ужасное? Ведь и этот страшный период не изучают – «прививают патриотизм». Повторяют клише, соревнуются в громкости фраз. На бесконечных митингах, мероприятиях дети очень проникновенно повторяют, что они помнят и гордятся. А что помнят и чем гордятся – сказать не могут. Парадокс: патриотов стало больше, но и тех, кто не знает, с кем вообще воевал СССР во Второй мировой войне, – тоже. Среди молодых людей 18–24 лет таких уже 14%. Боюсь представить, сколько будет их лет через пять, когда нынешние 13-летние вырастут и попадутся социологам ВЦИОМа.    

Обязательный экзамен для всех необходим. Он, конечно, высветит множество проблем, может быть, явит нам откровенно жуткую реальность (за год запущенную болезнь не вылечат, тупо натаскать большинство школьников за год не смогут). И пусть. Нам нужна эта правда. Пора бы уже как следует встряхнуться. И начать наконец работать.

Читайте также