Даже теоретическая возможность появления у Ирана ядерного оружия сильно нервировала Израиль на протяжении многих лет. И вот недавно Тель-Авив всё же решил нанести опережающий удар. А помогла Израилю авиация США, которая отчиталась об уничтожении ядерного потенциала Тегерана.
Контекст
В июне Ближний Восток всё-таки вспыхнул. Израиль объявил операцию «Восстающий лев» и атаковал Иран. Персы ответили. Между государствами началась воздушная дуэль. Израиль действовал более продуктивно, систематично ликвидировав не только объекты инфраструктуры, но и военную верхушку Ирана. Однако и персы несколько раз всё-таки смогли перегрузить и пробить бреши в «Железном куполе». Это стало неприятной неожиданностью, поскольку система противовоздушной обороны Израиля считалась чуть ли не идеальной. И после первого инцидента, когда иранские ракеты добрались до жилой застройки столицы, появились сообщения, что правительство намерено ударить по противнику ядерным оружием. Но на это быстро отреагировал Пакистан, заявив, что в таком случае поможет Ирану своим ядерным запасом.
Несколько слов о Пакистане. Программа создания атомной бомбы там стартовала в 1972 году. Она стала реакцией на возможное появление такого оружия у Индии – давнего противника. Однако работа растянулась до 1998 года. Только тогда Пакистан провёл успешные испытания на полигоне Рас-Кох, что в Белуджистане. Ориентировочно Исламабад обладает запасом в 150 боеголовок, которые может доставить ракетами «земля–воздух», а также бомбардировщиками. Такого арсенала вполне хватило бы, чтобы заставить Израиль капитулировать.
Поскольку ядерного удара не последовало, то Пакистан самоустранился. И в конфликт вмешиваться не стал, ограничившись предупреждением. Зато на стороне Израиля не словами, а делом выступил Вашингтон. Американцы совершили бомбардировку ядерных объектов в Исфахане, Фордо, Натанзе. Вице-президент Джей Ди Вэнс заявил, что США воюют не с Ираном, а с его ядерной программой.
Пентагон объявил о выполнении поставленной задачи – уничтожении объектов. Иран это опроверг. Однако истина как всегда где-то посередине.
Теперь более подробно о причине конфликта – ядерных программах Израиля и Ирана.
Ядерная программа Израиля
Официально Израиль не подтверждает, но и не опровергает информацию о наличии у себя ядерного оружия. Однако известно, что работа в этом направлении началась ещё в середине прошлого столетия. Тогдашний премьер-министр Давид Бен-Гурион был уверен, что его государству необходима «ядерная страховка» на случай агрессии арабских соседей.

Первым делом израильтяне приобрели у французов исследовательский реактор и технологию получения плутония. В 1959 году они купили у Норвегии два десятка тонн тяжёлой воды, необходимой для ядерного центра. При этом в Димоне началось возведение ядерного центра. Все работы были засекречены. Обеспечение безопасности и предотвращение утечек информации взяла на себя спецслужба ЛАКАМ. Она же занималась и шпионажем, добывая нужные сведения. В тех же 1950-х годах Израиль вступил в МАГАТЭ.
Израильское правительство никогда не распространялось о наличии и численности своего ядерного вооружения. По оценкам различных экспертов, уже к 1973 году государство обладало запасом в пару десятков единиц атомного оружия. Есть версия, что Тель-Авив всерьёз рассматривал вариант его применения во время войны Судного дня.
Также косвенным подтверждением того, что у Израиля есть своё ядерное оружие, принято считать возможные совместные испытания с ЮАР в 1979 году. То событие вошло в историю под названием «Инцидент Вела». Уже не так давно, в 2015 году, появилась информация, что Израиль создал и испытал грязную радиоактивную бомбу.
Точный арсенал Израиля до сих пор неизвестен. Все данные строго засекречены. Однако высказываются версии, что Тель-Авив располагает значительным запасом ядерного оружия. Предположительно обладает Израиль и стратегической ядерной триадой, то есть возможностью доставки ядерного оружия в трёх природных сферах: с земли (баллистические ракеты «Иерихон»), из воздушного пространства (бомбардировщики F-15I Ra’am) и из воды (подводные лодки «Дольфин»).
Ядерная программа Ирана
В давние времена, когда в Иране всеми делами заправлял шах, отношения Тегерана и Вашингтона были дружескими. Причём настолько, что американские друзья собственноручно решили помочь персам в развитии их ядерной программы. Шах Мохаммед Реза Пехлеви договорился, чтобы из США в Иран попали плутоний и уран. Кроме этого, в стране появились и заокеанские специалисты, которые не только трудились в новопостроенных исследовательских центрах, но и обучали иранских коллег.

История развития ядерной энергетики Ирана стартовала в 1953 году с лёгкой руки тогдашнего президента США Эйзенхауэра. А сама программа получила название «Атом для мира». Вот только Вашингтон думал иными категориями. В первую очередь «мирный атом» в Иране им был нужен для ослабления позиций СССР на Ближнем Востоке.
Однако у Пехлеви были свои планы. Он хотел заполучить не только атомные станции, увеличив энергетический потенциал своего государства, но и ядерное оружие. Правитель этого не скрывал, заявляя, что это произойдёт быстро. Вашингтон смотрел на это сквозь пальцы, вполне допуская подобное развитие событий.
А Иран продолжил гнуть свою линию. В 1958 году государство вступило в Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ). Вскоре в Тегеране появился полноценный Центр ядерных исследований. А в самом конце 1960-х годов Мохаммед Реза Пехлеви и вовсе подписал Договор о нераспространении ядерного оружия. Спустя несколько лет МАГАТЭ объявило Иран «пороговым государством». Проще говоря, Тегеран отделял лишь один шаг от получения смертоносного оружия. И сделать он должен был его при помощи США, Франции и Германии. Но в 1979 году грянула Исламская революция. Власть оказалась в руках у аятоллы Хомейни и его шиитских соратников. Исламская Республика Иран была уже резко негативно настроена по отношению к Западу, считая его своим главным угнетателем. Американцы и европейцы ответили взаимностью, прекратив поставки необходимых компонентов для развития программы «Атом для мира». Соответственно, страну покинули и иностранные учёные.
Однако персы не отказались от идеи получения ядерного оружия. Только теперь они переключили внимание на соседей: СССР, Китай и Пакистан. И работа над созданием центрифуг, а также строительство реакторов продолжились. Однако не такими темпами, как раньше. Сказалось сильное влияние извне. Запад начал проводить удушающий приём против Ирана, пытаясь парализовать все сферы жизни государства. Правда, на силу хватки влияло отношение коллективного Запада к властям. Если они были относительно лояльны и проявляли желание к диалогу, допуская на свои объекты специалистов МАГАТЭ, то США и Европа немного откручивали гайки. И, соответственно, наоборот.
Обстановка обострилась в 2005 году, когда президентом Ирана стал Махмуд Ахмадинежад. Являясь консерватором до мозга костей, он не захотел идти на поводу у Запада. И объявил о полномасштабном перезапуске ядерной программы. Санкции, естественно, усилились. К началу 2010-х годов Иран всё же смог создать полный ядерный топливный цикл.

Но пришедший к власти в 2013 году Хасан Роухани решил немного разрядить обстановку. Начался новый этап переговоров с Западом. Всё это привело к появлению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). А именно: Иран обязался прекратить работу над смертоносным оружием и передать обогащённый уран. Взамен получал постепенно снятие удушающих санкций. Переговоры шли с США, Китаем, Россией, Великобританией и Францией. Но были и противники этого плана. В первую очередь Израиль. Начались подковёрные игры. Сменивший Обаму Дональд Трамп в 2018 году в одностороннем порядке отказался от выполнения договорённостей, посчитав сделку фальшивой. А следом произошло резко закручивание санкционных гаек. Несмотря на то что Китай, Россия, Франция, Великобритания и Германия осудили этот шаг, Трамп не изменил решения. Не повлиял на него и отчёт представителей МАГАТЭ.
Тегеран посчитал это вероломным предательством – и всё началось сначала. По официальным данным, начале 2020-х годов Иран наладил производство центрифуг, необходимых для процесса ядерного синтеза. Пытаясь сохранить свои наработки от посторонних глаз, местная власть отказала специалистам МАГАТЭ в доступе.
Вашингтон и Тегеран пытались договориться. Но безрезультатно. Дело в том, что Иран требовал полного снятия санкций, на что Вашингтон пойти не мог. Естественно, напряжение только возрастало. Подливал масла в огонь и Израиль. Всё это привело к конфликту. Израиль атаковал Иран, объявив операцию «Восстающий лев».
***
Поскольку неизвестно, какой на самом деле урон был нанесён американцами ядерным объектам Ирана (хотя, по последним заявлениям Тегерана, разрушения существенные), то ставить точку в конфликте рано. Появлялись новости, что персы всё же успели вывезти всё необходимое для продолжения работы. Так это или нет – покажет время.
Зато все три страны, которые оказались замешаны в конфликте, объявили о победе. А Израиль и Иран даже провели парады. Затем установилось шаткое перемирие, в котором нашлось место новым обстрелам и новым жертвам.